Осень в июне
Если вы хотите, чтобы
ваши рассказы также были опубликованы на компакт-диске и/или сайте “Мира фантастики”,
присылайте их на электронный адрес . Статьи появляются на сайте спустя 2-3 месяца и более после публикации в журнале.
Если в нашем доме случится полтергейст, я не стану
приглашать священника или медиума. Дочь не даст меня в обиду. Она смотрит
фильмы ужасов и хорошо знает, как надо вести себя в подобных случаях. Не
всерьез Машка объясняет это странное увлечение необходимостью подготовиться к
взрослой жизни. Она — наивный человек. Жизнь пока еще смотрит на Машку с
улыбкой. Но всякая улыбка рано или поздно превращается в гримасу. Поэтому
защитить дочь пытаюсь я сам. Хотя иногда задумываюсь над тем, что не смог бы
защитить и себя.
Хмурясь или посмеиваясь, жизнь продолжается. Полтергейст,
как и все необычное, обходит наш дом стороной. Машка жалуется, что не может
найти применения способностям и накопленным знаниям. Я успокаиваю ее тем, что в
наше время она может не бояться инквизиции. Машка интересуется, не было ли у
нее в роду ведьм. Хочу ответить, что были, но молчу. Не могу говорить плохо о
женщине, увлеченность которой когда-то перепутал с любовью. К тому же многие ее
жесты, привычки и черты отразились в Машке, как в зеркале.
Бывшая жена говорит, что только странной привязанностью
дочери к экранной мерзости можно объяснить её чувства к собственному отцу.
Думаю, в этих словах — не вся правда. Девочку часто пугали, что папа заберет
дочку к себе. И ей этого наконец захотелось.
Когда Машке бывает по-настоящему страшно, она мысленно
расширяет границы экрана и представляет съемочную труппу во главе с сидящим в
шезлонге режиссером. С суетящимися осветителями и ассистентами. Когда это не
помогает, она выключает звук. Выключенный звук телевизора в те вечера, когда
Машка остается дома, означает две вещи. Первое — что фильм по-настоящему
страшен. Второе — весь ужас заключен в звуке. Самое страшное — это звук. Когда
Машка была маленькой, иногда она просыпалась среди ночи, зажимала уши и с
ужасом смотрела куда-то в угол, требуя:
— Тише, тише, тише!
Теперь это, кажется, прошло.
* * *
Звук одиночества состоит из тиканья часов, шипящего
телевизора, капающей воды в ванной и шума за окном. Иногда он дополняется
собственными шагами и становится невыносимым.
Будучи маленьким мальчиком, я говорил, что из всех времен
года больше всего люблю осень. Я лукавил. Где-то вычитал, что осень любил
Пушкин. Со временем оказалось, что он был прав. Теперь я люблю осень
самостоятельно. В любое время года. И в начале июня тоже.
Вторник — не самый тяжелый день. Вчера шел дождь, сегодня
сырость медленно испаряется, насыщая воздух влагой. Я выруливаю со стоянки и
включаю музыку. Звучит песня, которую композитор написал в перерывах между
редкими вдохновениями. Жизнь идет, надо что-то писать, ждут поклонники, ждет
жена-певичка, в спину дышат молодые и голодные конкуренты, и он пишет.
Блестящая профессиональная пустота. И незачем обижаться на бывшего кумира, мы
все живем также.
Останавливаюсь в пробке у городского рынка. Три минуты
никого не устроят. Объездная дорога разбита, машину жалко. Лучше постоять. Тем
более, следующая песня на кассете лучше. Нащупываю в кармане мобильник,
удовлетворенно отмечаю — три елочки из шести. Вполне приемлемая связь. Если она
захочет сейчас позвонить мне, это вполне может получиться.
* * *
Любовь — это сахар в руках идущего под дождем. И вот уже
облизываешь липкие пальцы, пытаясь запомнить ее вкус.
* * *
Машка — чувствительное существо. Иногда мне кажется, что она
читает мысли. Однажды сказала, что благодаря нашему разводу с матерью избежала
участи быть влюбленной в меня как в мужчину. Поэтому, во-первых, не приобрела
комплексов зависимости от сильного пола. Во-вторых, наши отношения не отягощены
детством, и она чувствует во мне по-настоящему близкого человека. Я ответил,
что ее детства не хватает мне. Машка нахмурилась, смешно почесала кончик носа и
попросила рассказать о Ней.
— О ком? — переспросил я.
— О Ней, — повторила Машка. Именно так она и сказала. С
большой буквы. — О той, от которой ты ждешь звонка последние месяцы.
— С чего ты взяла? — постарался я удивиться.
— Я тебя умоляю!
Она сказала это ее словами и с ее интонацией!
— Мы же договорились — не врать! У тебя на мобильнике вверху
списка всегда номер, по которому ты не звонишь. Да и обращаешься ты с
телефоном, как с живым существом. Подобное сочетание может быть связано только
с женщиной. Хочешь, я позвоню ей?
— Нет!
Вырвалось…
— Папка, скажи, хорошо иметь взрослую и умную дочь? —
спросила Машка, обнимая меня. — Самое удивительное, что я, оказывается, ревную!
Нет, ты представляешь?
* * *
Второй день в отпуске и опять еду на работу! Превращаюсь в
механическое существо. Вчера шеф вздохнул, приблизился и внятно сказал в ухо:
“Ты в отпуске, понял? Не делай из меня монстра. Чтоб я на тебя больше не
натыкался! Увидимся через месяц!”. Честно говоря, я здорово смягчил его слова.
Шеф не мастер парламентских выражений. Я что-то буркнул в ответ, поднялся в
офис, пошелестел бумагами и уехал. День оказался скомканным. И вот, пожалуйста!
Опять еду на работу. Точнее, стою в пробке. Впереди замер маленький грузовичок.
Тент поднят, и я вижу в кузове мужчину в камуфляжной форме. Он примерно моего
возраста, то есть находится в середине жизни. Неужели я выгляжу так же?
Обвислые щеки и пустые глаза, которыми он смотрит сквозь меня.
Телефон наконец звонит. Я судорожно подхватываю его с
сиденья и почти кричу в трубку: “Да, да! Я слушаю!”. Из атмосферного
потрескивания пробивается голос нашего снабженца: “Алло? Сергеевич? Мне нужна
машина на завтра!”. “Нет!” — злорадно сообщаю ему. “Что нет? — удивляется
снабженец. — Машины нет?”. Я нажимаю отбой.
Пробка рассасывается. “Газель” трогается. Голова мужчины
качается, он инстинктивно хватается руками за скамью и прижимается спиной к
кабине. Он похож на несчастных коров, которых иногда везут по этой дороге на
мясокомбинат. Мужчина открывает коричневую кобуру, поднимает черный пистолет,
гладит его левой рукой, снимает с предохранителя, приставляет к виску и
стреляет. Голова дергается влево, что-то черное вылетает на полог тента, в
секунду человек превращается в нескладную тряпичную куклу и мешком валится на
пол кузова. Больше я его не вижу.
Сзади раздраженно сигналит серебристый “немец”. Я вытираю о
чехол сиденья вспотевшие ладони и обгоняю “Газель” у светофора. Останавливаюсь.
Водитель поглядывает на “красный” и одновременно пытается разглядеть в зеркалах
задние колеса машины. Он слышал выстрел. Рядом с ним сидит миловидная женщина,
которая, улыбаясь и жестикулируя, что-то рассказывает. Зажигается “зеленый”. Мы
трогаемся. “Газель” останавливается у супермаркета. Я встаю в десяти метрах
впереди и гляжу назад. Женщина расплачивается с водителем, еще раз улыбается,
выходит из машины, открывает зонт и спешит под дождем в сторону магазина. Когда
проходит рядом, я ловлю ее случайный взгляд и понимаю, — она знает, что
случилось в кузове.
“Она знает, что случилось в кузове”, — повторяю я про себя.
Водитель медленно вылезает из кабины, засовывает в карман сложенную купюру,
несколько раз ударяет ладонью по тенту, говорит что-то и идет к заднему борту.
* * *
Он замер, увидев труп. Ухватившись рукой за металлическую
скобу на заднем борте, он с ужасом смотрел на лежащее ничком тело, на
растекающуюся лужей кровь, на пятно на внутренней стороне тента. Капли пота
блеснули на его лбу. Наверное, ему хотелось крикнуть, оглянуться и позвать
кого-то, но шея одеревенела.
* * *
Я нашел женщину в продовольственном отделе. Она катила перед
собой тележку, снимала с полок пакеты и коробочки, придирчиво рассматривала и
укладывала в корзину. Я шел сзади и пытался заметить необычное в ее поведении.
Она обернулась возле кассы. Спросила без тени раздражения:
— Что вы хотите?
— Извините, — промямлил я, почувствовав неловкость. Это была
обычная женщина. Она пожала плечами. Расплатилась. Я вышел на улицу. Дождь
заставил натянуть на голову воротник, я добежал до машины, прыгнул в салон. Она
стояла на обочине. Наклонилась, заглянула внутрь.
— Опять вы?
— Куда?
— В центр.
— Садитесь.
Вместе с ней в салоне появился тонкий запах духов. Похожий
на Машкин.
— Лу-Лу? — спросил я.
— Да, — кивнула она, смахивая с волос капли дождя. — Что вас
заинтересовало?
— Вы ехали на “Газели” до магазина?
— Да.
— Человек в кузове застрелился.
— Что вы говорите?
Она сказала это без удивления. Обыденно.
— Вы не удивлены?
Она вздохнула, прижала к вискам кончики пальцев, зажмурилась
на мгновение.
— Остановите мне здесь, я выйду.
— Ответьте мне, — попросил я.
— Что вы хотите услышать?
— А что я могу услышать? — спросил я, останавливая машину у
тротуара.
Она молча возилась несколько секунд с ручкой двери, пока я
не наклонился и не открыл сам, коснувшись щекой холодного платья. Ее
естественный живой запах неожиданно пробился сквозь парфюм и заставил меня
замереть.
— Ветер и бубен, — сказала она, выбравшись на тротуар.
— Не понял! — крикнул я вслед, наклоняясь над сиденьем и
вдыхая ускользающий аромат. — Ветер?
— Не этот ветер, — сказала она, открывая зонт. — Радуйтесь,
что не слышите. Услышите... перед смертью.
— Постойте! О чем вы?
Она не ответила.
* * *
Что делать в отпуске? Ехать никуда не хочется. И некуда. На
улице дождь. И зачем уезжать? Машка забирается на диван и, листая журнал,
приваливается к плечу. Выгибается. Как кошка. Кажется, почеши за ухом, проведи
ладонью по узкой спине, замурчит, выпустит когти.
— Маша, помнишь, в детстве иногда ты просыпалась ночью и
плакала? Что-то пугало тебя?
— Помню, — говорит она, не отрываясь от страниц.
— Что это было? Ты отказывалась рассказывать об этом.
— Я не хотела, — вздыхает дочь.
— Почему?
— Мне было страшно рассказывать, — объясняет Машка. —
Казалось, если расскажу, это вернется.
— Что вернется?
— Голоса, — Машка оборачивается, сбрасывает со лба волосы,
усмехается. — У меня было ощущение, что кто-то громко кричит мне в ухо.
Неприятно, правда?
— Не знаю, — пожимаю плечами. — Мне никто не кричал в ухо.
— Ерунда, — она возвращается к журналу. — Я привыкла.
— Значит, эти голоса не исчезли? — спрашиваю.
— Я привыкла, — говорит она. — Теперь это просто гул. Удары.
Ритм. Мне не мешает.
— Ветер и бубен, — бормочу я.
— Не-а, — зевает Машка. — Только бубен.
* * *
Олег не врач. Просто у меня, как и у каждого, есть приятель,
который знает ответы на любые вопросы. Он способен давать дельные советы. Очень
полезное качество. Оно позволяет трезво относиться к собственной способности
советовать. Олег отодвигает в сторону разобранный видик, протягивает
причудливую раковину.
— Что слышишь?
— Шум моря, — отнимаю раковину от уха.
— Ничего подобного, — не соглашается Олег. — Всего лишь эхо
звуков, которые раздаются в голове. Кровь шуршит, пробираясь по сосудам. Сквозь
склеротические бляшки.
— Подожди, — не соглашаюсь я. — Но это же не голоса! И не
гул, не ритм. При чем тут раковина?
— А вы к врачу обращаться не пробовали? — интересуется Олег.
— Вдруг у Машки внутричерепное повышенное? Или еще что?
— Только нам врачей не хватало.
Не хочется грязнить Машкину медицинскую книжку.
— Ну, как знаешь, — успокаивается Олег. — Ей это мешает?
— Нет.
— Тогда и ты не мучь себя, — Олег вновь углубляется в
электронные схемы. — В этой жизни у нас всех осталась одна задача.
— Какая?
— Умереть раньше собственного ребенка, — усмехается Олег.
* * *
— Обычное самоубийство, — Петр тщательно заминает сигарету в
жестяной пепельнице, с тоской смотрит в зарешеченное окно, за которым не
прекращается дождь. — Уйду я из прокуратуры.
— Куда?
— Куда угодно, — он откидывается назад в кресле, с трудом
соединяет руки на затылке. — Пора и о деньгах подумать. О семье. Сын институт
заканчивает. Женится — надо где-то жить. Не хочу, чтобы жена с невесткой лица
друг другу на кухне разодрали. В адвокатуру пойду. Какие сейчас дела в суд
идут, каждое второе развалить — нечего делать.
— Разве самоубийство бывает обычным?
— Бывает, — вздыхает Петр. — Жизнь не бывает обычной. Вот
прикинь. Жена парализованная. Дочка — даун. Зарплата мизер. И та на водку
тратится. Так что самоубийство обычное. Другой вопрос, что человек с такой
визиткой охранником работал и оружие имел. Но это вопрос не ко мне. Ты зря
дергался. Свидетели не нужны. Вопрос ясный.
Звонок обрывает наш разговор. Я выхватываю сотовый и с
разочарованием выслушиваю пятиминутную отповедь бывшей жены по поводу уже
недельного непоявления Машки.
— Валентина? — с усмешкой спрашивает Петр.
— Да, — киваю.
— И звонила, конечно, с простого телефона?
— Как правило.
— Жениться тебе надо, пока песок не посыпался, — щурится он
в окно. — От кого звонка-то ждал? Чуть штаны не порвал, пока телефон из кармана
выдирал!
— Петруха, — спрашиваю я бывшего однокурсника. — Где люди
умирают чаще всего?
— В больнице или на дороге, — отвечает он. — Тебе где больше
нравится?
* * *
— Ты где была? — спрашиваю Машку поздно вечером, уже ночью,
когда она появляется в прихожей раскрасневшаяся, со спутанными волосами,
пахнущая дождем и юностью. Она смеется над моей показной строгостью, вешается
на шею.
— Валентина звонила?
— Мама твоя.
— Не волнуйся, — сбрасывает туфли, ветровку, путаясь в
брюках, направляется в ванну, — в глаза я ее мамой называю.
— Она волнуется.
Машка скрывается за мутным стеклом душевой кабинки и
пытается перекричать шум воды:
— Я зайду к ней завтра. Пусть не ругается. Ей не о чем
волноваться.
Иду на кухню, ставлю чайник на газ. Включаю телевизор. Машка
появляется через несколько минут, запахивает халат, закручивает волосы в
полотенце. Выхватывает пульт и перещелкивает на музыкальный канал.
— Чаю мне, — смеется. — С клубничным вареньем! Она не
звонила?
Я бросаю взгляд на сотовый, отрицательно мотаю головой.
— А ты можешь забыть о ней?
Смотрит с интересом. Даже любимую Аврил убавила.
— А если я не хочу забывать о ней?
— И тебе это томление кажется сладостным?
Вытягивает ноги, ловя рукой соскальзывающую с колена полу
халата. У дочери удивительные ноги. И пальцы на ступнях длинные и тонкие. Почти
как у нее.
— А томление бывает взаимным?
— Наверное, — она пожимает плечами, подхватывает на ложечку
клубничину и, поднося ее ко рту, оставляет на столе пунктир ароматных капель. —
Об этом говорить сложно. Надо быть внутри ситуации. Вот если бы ты спросил о
чем-то общем.
— Откуда берется равнодушие?
— Что ты имеешь в виду?
Она обжигает пальцы об исходящую паром чашку, хватает себя
за мочку уха.
— Представь ситуацию, — я задумываюсь. — Все прекрасно.
Ничего не меняется, но что-то происходит. Еще несколько дней назад она
радовалась даже голосу в телефонной трубке. Потом остается только радость при
встрече. Затем и эта радость уменьшается. Теперь она зажигается только во время
секса. Если зажигается. Проходит еще какое-то время, и остается только
равнодушие. Или не только.… Но она больше не вздрагивает от поцелуев и спокойно
продолжает сушить волосы у зеркала. То, что недавно приводило ее в трепет,
теперь оставляет холодной. Я же закипаю изнутри. Я не могу без нее. Ее голос,
ее запах, ее тело способны... унести. А она вдруг становится раздраженной.
Потом исчезает вовсе, сказав только: “Пока. Я позвоню”.
— И ты ждешь звонка? — спрашивает Машка.
— Жду.
— Она ошиблась, — говорит Машка.
— Во мне? — не понимаю я.
— При чем тут ты? — кривится Машка. — В себе. Ты же сам
почувствовал это, когда сказал, что ничего не меняется. А если она хотела
перемен? Если она надеялась на перемены, новые ощущения? Выйди на улицу, поймай
за рукав первую встречную женщину, насколько велика вероятность, что тебе будет
с ней хорошо?
— Почему же тогда не объяснить? — не понимаю я. — Не сказать
прямо?
— Она женщина, — говорит Машка. — Она не обязана объяснять.
Женщина никому ничего не обязана. Да и скучно — объяснять.
— А что — не скучно?
— Многое, — Машка улыбается. — Крути головой. Вот сегодня. У
дворца девчонку машина сбила. Я видела. Почувствовала, что это произойдет. Она
перебегала дорогу, и легковушка словно срезала ее. Девчонка головой выбила
стекло и упала на разделительную полосу. Водитель за сердце. Толпа! Крики!
Скорая!
— И что же ты делала, когда смотрела на это? Развеивала
скуку?
— Я слушала бубен, — хитро щурится Машка.
* * *
Я нашел ту женщину через три дня на территории городской
больницы возле стеклянного куба хирургического корпуса. Несколько десятков
человек, больных и посещающих, бродили по больничным дорожкам, сидели на
скамьях, в беседках. Их лица были печальны. Их жизнь словно замедлила течение в
низине, и они терпеливо ждали весеннего паводка. Или засухи. Она сидела одна. Я
подошел и сел рядом.
— Здравствуйте.
Она молча кивнула.
— Моя дочь..., — я запнулся, — слышит бубен. С детства. Вы
сказали, что это бывает перед смертью.
— Не всегда, — женщина смотрела куда-то вверх и говорила
медленно. — Некоторые — немногие — слышат его всегда. Но это тяжело.
— Почему? — не понял я.
— Он опьяняет, — она поднесла ладони к вискам, плотно
прижала их, зажмурилась, — он опьяняет, но и дает силы. Все подчиняется бубну.
Это ритм. Он заставляет двигаться. Облака, реки, птицы, рыбы, растения — все
подчиняются бубну. И люди. Даже то большинство, которое не слышит. Они
собираются в толпы и танцуют под жалкие подделки бубна. Только некоторые тонут
в нем. Но вскоре они понимают, что не могут без него обойтись. И начинают
искать бубен.
— Вы же сказали, что некоторые слышат его всегда?
— Слишком тихо. Приходится постоянно прислушиваться. Это
мучительно. Но звук усиливается, когда кто-то вываливается из жизни. Ветер
слабеет, и звук бубна становится особенно отчетливым.
— Ветер?
Сумасшедшая. Точно сумасшедшая. Я смотрел на нее и думал,
что она сумасшедшая. И еще о том, смог ли бы я быть с этой женщиной. Впрочем,
так я думал почти о каждой.
— Ветер?
— Да, ветер, — она глубоко вздохнула, повторила, — ветер.
Его видят и слышат все, но немногие понимают это.
— И я вижу?
Я огляделся. Она напряженно усмехнулась, кивнула в сторону
ковыляющей с палкой древней старухи.
— Посмотрите, как обветрено лицо. Ветер посеребрил волосы,
почти ослепил ее. Она уже еле идет. Чтобы преодолевать ветер, ей пришлось
согнуться. Но как только она перестанет двигаться против ветра, он стихнет, и
бубен будет особенно хорошо слышен. Это главное. Больше нет ничего. Только
ветер и бубен.
— Подождите, — я замотал головой. — А как же моя дочь?
— Не беспокойтесь, — женщина подняла глаза. — Если она
слышит, обязательно придет сюда. Сейчас здесь бубен очень хорошо слышен. Здесь
он почти всегда хорошо слышен. Сегодня умрут трое. Один уже почти мертв.
Я вздрогнул. Встал. Огляделся. Люди, прогуливающиеся вокруг
и поглядывающие на здание хирургии, повернулись в мою сторону. Женщина
коснулась руки.
— Успокойтесь. Еще не время. Не бойтесь.
— Папка?
Машка шла мне навстречу. Высокая, легкая, красивая!
— Папка! Что ты тут делаешь?
Резко ударило в затылок. В глазах потемнело. Скрутило
желудок и закололо тупой иглой в спину возле лопатки. Влажные от июньских
дождей больничные ели воткнулись в мокрое небо. И небо немедленно отозвалось.
Глухими ударами. Низкими тонами. Беспрерывным размеренным ритмом. Который
пронзил тело. Завибрировал в затылке и кончиках пальцев.
Вот он ветер. И не думает затихать. Усилился, потащил в
закручивающуюся воронку навстречу десяткам умиротворенных поглощающих уст. И
лицо Машки среди них. Родное, милое, единственное лицо. И она тоже выпивала
меня.
* * *
Телефон.
Телефон.
Телефон!
— ............да. ...Кто это?
— Послушай! Ты специально подговариваешь ее не приходить ко
мне? Так ты отплачиваешь мне за то, что я вырастила ее, стирала пеленки, не
спала ночами? Так? Ты всегда был эгоистом, думал только.....
* * *
Жара. Мой отпуск закончился, и началось лето.
Прямая и безусловная причинно-следственная связь.
Я снял себе отдельную квартиру.
Соврал Машке, что Она мне все-таки позвонила.
Живу.
Иногда мне кажется, что смотрю сон. |