Ветры, ангелы и люди Сюжет: Сборник рассказов и эссе о путешествиях, ветрах, кофе, ангелах, а главное — о больших и маленьких ежедневных чудесах. *** Поклонники Макса Фрая, он же Светлана Мартынчик, знают, что его/её книги — не литература или, по крайней мере, не просто литература. Это такой способ восприятия и освоения мира, а в конечном итоге — способ жить. Этот мир устроен так, что на особом трамвае, приехавшем за тобой в специальное время, можно на самом деле сбежать в волшебный город Ехо. А там тебя ждёт самая интересная и весёлая жизнь, которой ты, такой прекрасный, конечно же, совершенно достоин. И в этой концепции скрыта главная загадка Фрая: к книгам и героям этого автора возникает либо нежная любовь, либо непреодолимое отвращение — всё зависит от того, впишется его философия в читательскую картину мира или решительно с ней разойдётся. Сборник «Ветры, ангелы и люди» напоминает цикл о Ехо. Описан здесь вроде как и наш мир, но лишённый самых жестоких и неприятных сторон. Эдакий мир уютных пряничных городов, милых кафешек и самых настоящих чудес, как будто время действия — сплошное Рождество. По большому счёту, это мир детской игры. Той самой магии «понарошку», неотличимой от «взаправду». Герои «Ветров, ангелов и людей» — это опять один и тот же сэр Макс в разных отражениях, вечный могущественный ребёнок. Все герои разговаривают абсолютно одинаковым языком, слишком гладким, чтобы быть живым. Они бесконечно и спонтанно путешествуют, пьют кофе литрами, берут деньги из тумбочки и всегда находятся, как принято говорить, «на позитиве», даже когда им плохо. Редко влюбляются, зато всегда отчаянно и беззаветно дружат. Конечно, у них бывают проблемы. У некоторых — даже непоправимые беды, как у героев рассказов «Из лоскутков, из тряпочек» (смертельная болезнь) или «Самый красивый в мире консул» (трагическая гибель лучшего друга). Но мы-то помним, что находимся в мире детской магии, где смерти нет, а всё поломанное можно починить взмахом волшебной палочки. А если взрослые уже забыли, что когда-то были детьми, и не помнят ни одного действующего заклинания, тогда им на помощь приходят ангелы. Они могут принять любой образ: чудаковатой торговки с рождественского базара («Из лоскутков, из тряпочек»), невесть откуда взявшегося друга детства («Ничего не говори»), случайного попутчика («Если долго сидеть на берегу реки»). Это, пожалуй, одна из главных мыслей сборника: каждый из нас может стать ангелом для кого угодно. Герои Фрая, следуя завету Грея из «Алых парусов», не устают творить чудеса для ближнего. И, как бывает только в сказках, все их чудеса срабатывают именно так, как надо. Ещё одна важная мысль сборника тоже родом из детства: ничего не бывает сильнее воображения и веры. Поэтому так успешно придумывают себя туристы в Венеции — ещё одном волшебном городе («Каждый хотел бы так»), а вымышленные города и страны оказываются совсем не вымышленными («Самый красивый в мире консул»). Словом, это и в самом деле сборник сказок, которые маскируются под околофантастическую прозу. Что-то среднее между эскапистским фэнтези и эзотерическими притчами а-ля Пауло Коэльо — каждый выбирает сам, воспринять эти тексты как временное обезболивающее против реальности или же как руководство к действию. Напоследок скажем, что самые занятные тексты сборника — не истории о чудесах и не эссе о том о сём, напоминающие посты в «Живом Журнале» («Идеальная одежда для разных времён года»). По-настоящему воображение Макса Фрая разыгрывается, когда он пишет странные вещи о вымышленных животных («Неполный перечень безымянных существ», «Дом для кошки и дракона») или о вполне реальных городах («О разнообразии мира. Семьдесят восемь сказок для Марко»). Здесь писатель перестаёт быть учителем жизни и становится тем, кем всегда и мечтал быть: чокнутым энциклопедистом, коллекционером бессмысленных вещей, подобно своему кумиру Борхесу. Хотя и это для него только игра, как и всё остальное. Но мы-то знаем, что игра для Макса Фрая — очень серьёзное дело. Как в детстве. Итог: Явно очень личная для Светланы Мартынчик книга о потерянном рае детства, в который, чего греха таить, бывает приятно на время вернуться. Оставаться ли там навсегда — вопрос, который каждый решает сам для себя. Похожие произведения | Хорхе Луис Борхес «Книга вымышленных существ» Горан Петрович «Остров и окрестные рассказы» | СЛОВО ТВОРЦА | Депрессия — моё естественное состояние. По природе я очень мрачный человек. Я не борюсь с собой, я себя знаю и научилась работать над собой. Мои книги помогли мне вытащить себя из болота. Светлана Мартынчик, из интервью по поводу выхода новой книги | Цитата | — И мы поймаем ветер в бутылку? А что будет потом? — Ну как же. Мы быстренько закрутим крышку, сядем на велосипеды и отправимся к Рону. Он открывает свой бар в сумерках? Отлично, значит, сегодня мы заявимся первыми. И никто не увидит, как мы подмешиваем рассерженный куршский ветер в его «Океанский бриз». Подозреваю, это будет самая убойная смесь всех времён. Рассказ «Если долго сидеть на берегу реки» И | |