Ной Сюжет: Потомки Каина превратили некогда прекрасную Землю в истощённую пустыню, где царит жестокость. И Творец решил смыть отщепенцев водами Всемирного потопа. Спасутся только праведный Ной и его семья, которым поручено построить ковчег и сохранить на нём всех зверей и птиц. Правда, Ной не уверен, достоин ли спасения сам род людской. *** Критикам, зрителям и верующим будет трудно определиться с отношением к «Ною». Аронофски сломал стереотипы о библейских фильмах, вольно обошёлся со священным писанием и оставил всех в лёгком недоумении, но под впечатлением. С первых же кадров бросается в глаза, как демонстративно режиссёр отказался от типового набора библейских образов — белокрылых ангелов, мудрецов с посохами и грандиозных храмов. Обычно фильмы по Библии претендуют хотя бы на условную историчность, но мир «Ноя» подчёркнуто не похож на древний Израиль. Здешняя вселенная «предапокалипсиса» напоминает миры «Безумного Макса» и «Книги Илая» — серая пустыня, где скитаются одетые в мешковину оборванцы, готовые рвать друг другу глотки. Земля явно пережила экологическую катастрофу по вине людей, и от потопа ей особо хуже не станет. При этом постапокалиптические черты перемешаны с типичными образами из фэнтези — здесь есть, например, добродушный старик-волшебник (Мафусаил в исполнении Хопкинса) и каменные гиганты, до смешного похожие на энтов из «Властелина Колец». Фантастический антураж радует глаз, но, к сожалению, не играет никакой другой роли. Аронофски не хватило то ли смелости, то ли желания исследовать допотопную Землю, поэтому чудеса и волшебные существа чаще вызывают не восторг, а недоумение. Их сюжетная функция сводится к тому, чтобы подыгрывать героям: благодаря волшебству Мафусаила в пустыне мгновенно вырастает лес, а великаны строят за Ноя ковчег и обороняют его. Первая половина фильма смотрится как затянутая прелюдия к потопу, которую зачем-то оформили в духе фэнтезийного эпоса. Даже хорошие спецэффекты и команда отличных актёров не помогают скрасить ожидание неизбежного. Но чем ближе кульминация, тем ясней становится, что замысел Аронофски не ограничился сменой антуража. К мифу о потопе режиссёр исподволь подмешал историю Авраама и Исаака. Дело в том, что Ной по фильму не намерен спасать человечество — напротив, он считает своим долгом избавить Землю от этой «ошибки Бога». Ради блага Земли он готов пожертвовать не только другими утопающими, но даже своими внуками. Ной и не задумывался как положительный герой — чем ближе к развязке, тем более неоднозначным и неприятным он становится, тем меньше вызывает симпатии. В грандиозной битве на середине фильма, когда царь Тубал-Каин пытается отобрать у Ноя ковчег, уже трудно выбрать, кто из них сильнее не прав. Из героя Ной постепенно мутирует в антигероя, а под конец едва не становится злодеем. Можно отчасти понять тех верующих, кого покоробил такой Ной и винегрет из идей и мифов. Но только так замысел Аронофски становится целостным и обретает смысл. Во второй половине фильм превращается из предсказуемой мрачной сказки в остросюжетную драму. Именно тогда по-настоящему раскрываются актёры и их персонажи: Ной в исполнении Кроу из скучного пацифиста и вегетарианца становится раздираемым противоречиями фанатиком, а мальчиш-плохиш Хам (Логан Лерман) обретает серьёзные мотивы для ненависти к отцу и предательства. Появляется то, чего не хватало начальным эпизодам: конфликт, подлинное напряжение, катарсис и мораль — кстати, вполне христианская. И пускай буква первоисточника пала жертвой — лучше так, чем точная экранизация, не способная взять за душу. Итог: Аронофски превратил хрестоматийный миф в острую фэнтезийную драму с неоднозначными героями. Но чтобы увидеть достоинства картины, нужно пересидеть затянутое вступление и не возмущаться вольным обращением с Библией. | Израиль до потопа: серо, холодно, зато нет арабов | Похожие произведения | «Одиссей» (1997) «Дорога» (2009) | Удачно | Неудачно | мрачность и драматизм впечатляющий видеоряд актёрская игра мудрая мораль | затянутое начало непродуманный антураж перевирание библии | |