Google+
Что делать, если вы... умерли? Нанороботы ЭКРАНИЗАЦИИ ФИЛИПА ДИКА ГРЕГ СТЭЙПЛЗ, ХУДОЖНИК
Версия для печатирецензии: «Анатомия призраков»

Эндрю Тейлор «Анатомия призраков»

мистико-исторический детектив * Пер.: А. Киланова * Издательства: Эксмо * Выход:  2013

Анатомия призраков

Сюжет: Англия, 1786 год. Обедневший лондонский книготорговец Джон Холдсворт получает неожиданное поручение от могущественной леди Олдершоу: отправиться в Кембридж и расследовать причины внезапного сумасшествия её сына Фрэнка, который якобы видел привидение..

***

Только дочитав книгу до конца, можно понять, насколько точное и многогранное у неё название. Во-первых, «Анатомия призраков» — это заголовок не только романа Эндрю Тейлора, но и трактата главного героя, Джона Холдсворта. Он написал свою книгу после гибели маленького сына и умопомешательства жены, которая страдала навязчивой идеей — пыталась установить контакт с духом ребёнка. В своём трактате, написанном вполне в стиле века Просвещения, Холдсворт настойчиво уверял читателей, что привидений не бывает — во всяком случае, ни одного документально подтверждённого случая встречи с призраком наука не знает. Этот трактат, который был для Холдсворта и отдушиной, и жестом отчаяния, определил и дальнейшую судьбу героя, и сюжет романа. Именно благодаря «Анатомии призраков» на книготорговца обратила внимание леди Олдершоу — уже после того, как в мир иной отправилась и жена Джона, причём он не без оснований винил себя в её смерти.

Вот с этакой дырой вместо сердца, о которой еженощно напоминают кошмарные сны, наш герой (чем не персонаж какого-нибудь классического нуарного детектива ХХ века?) отправляется расследовать загадочное дело о привидении трагически погибшей дамы. Всё это естественным образом перетекает в расследование её убийства — изучение анатомии отдельно взятого призрака, если можно так выразиться.

Правда, сюжет развивается очень медленно: автор не отказывает себе в удовольствии представить действующих лиц, уделить внимание их мыслям и чувствам, описать отношения между ними, наконец — подробно рассказать о нравах студентов и преподавателей в кембриджском колледже Иерусалима. Его прототипом послужил реальный колледж Эммануила, где учился Эндрю Тейлор. Впрочем, описанного в романе «тайного общества», члены которого проводили время в основном за азартными играми, выпивкой и развратом, никогда не существовало, как признаётся автор в послесловии. Зато атмосфера закрытого научно-студенческого сообщества, переполненного сплетнями и интригами (почти что монастырь из «Имени Розы»), передана в «Анатомии призраков» отменно. Об устройстве этого маленького мирка мы узнаём из диалогов — совершенно естественных, не напоминающих лекции, которыми грешат многие авторы исторических детективов начиная с Дэна Брауна. Согласитесь, гораздо приятнее ощущать себя взрослым образованным человеком, пусть и чужим в этом странном Кембридже (как Джон Холдсворт), чем студентом-первокурсником, которому нужно всё разжёвывать с азов.

Естественно в этом романе практически всё: и диалоги, и развитие действия, и герои. Персонажи — живые, не ходульные «люди прошлого»: они ведут разумные и логичные беседы, действуют в соответствии с ценностями и идеалами своего времени. Все персонажи, включая второстепенных, выписаны тщательно и с разных сторон — безусловный подлец в этой истории только один, остальные герои полны противоречий и вызывают сложные чувства, как и положено живым людям.

Собственно, вся эта история — не о привидениях, а о людях. «Мы фабрики призраков», — говорит главному герою женщина, которую он неожиданно для самого себя полюбил. Мистическая завязка служит лишь крючком для читателя. Только дочитавшим до конца открывается новый смысл заглавия: да, весь роман именно о том, из чего на самом деле сделаны привидения.

Изящный стиль Тейлора, который неизменно хвалят британские рецензенты, вполне достойно передан в переводе; редактор пропустил лишь несколько шероховатостей — «старый слепой старик», например. Несмотря на мелкие огрехи и на неторопливо развивающуюся историю, текст по-настоящему затягивает, интригует, заставляет сопереживать героям и вместе с ними искать разгадку. А главное, «Анатомия призраков» — гораздо больше, чем просто запутанный детектив. Этим книга и ценна.

Итог: Отличный интеллектуальный детектив, способный подарить не только развлечение на пару вечеров, но и пищу для размышлений.

Похожие произведения

Уилки Коллинз «Женщина в белом»

Артур Филипс «Ангелика»

А БЫЛ ЛИ МАЛЬЧИК?

Британец Эндрю Тейлор — обладатель многих жанровых детективных премий, включая престижный «Бриллиантовый кинжал», автор нескольких десятков книг. Действие его самого популярного романа разворачивается не в Англии, а в Америке: «Американский мальчик» повествует о детстве Эдгара Аллана По, в котором, разумеется, не обошлось без таинственной истории с налётом мистики.

Цитата

— Сегодня подходящая ночь для рассказов о привидениях, — продолжил Джон. — Призракам полезно иногда подышать свежим воздухом.

Фрэнк засмеялся; звук поднялся из него, как пузыри из воды.

— Вы так говорите, как будто привидения — наши пленники.

— А разве нет, в некотором роде?

Удачно

Неудачно

  • изящный стиль

  • психологизм

  • обилие интересных деталей

  • неторопливость действия

  • шероховатый перевод

Оценка МФ
8
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться