Google+
ЕСЛИ БЫ. УТОПИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ Росомаха БЕСТИАРИЙ. МАЛЕНЬКИЕ ЗЕЛЁНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ МИРЫ. «ТЕРМИНАТОР»
Версия для печатирецензии: «Все новые сказки»

Нил Гейман «Все новые сказки»

современные сказки * Пер.: Е. Мартинкевич, С.Силакова, М. Тогобецкая и другие * Издательства: АСТ * Выход:  2013

Все новые сказки

Сюжет: В оригинале книга «Все новые сказки» называется просто, без затей — Stories. То есть истории, рассказы, байки. Именно такие байки, фантастические, детективные и вполне реалистические, Нил Гейман и Эл Саррантонио собрали на страницах антологии, отмеченной в 2010 году премией имени Ширли Джексон.

***

Читая эту книгу, понимаешь, зачем человечество придумало тематические антологии. Понимаешь по принципу «от противного». Любая антология (прежде всего тематическая) — форма составительского послания, месседжа. Способ поделиться с читателем взглядами на жизнь, на литературу, на фантастику — без этого объединяющего, структурообразующего начала любой сборник неизбежно превращается в стопку разрозненных, никак не связанных друг с другом текстов. Месседж Нила Геймана, продекларированный в предисловии, сводится к фразе «А что было потом? ..» — именно эти слова, по его мнению, должен произносить читатель любого по-настоящему хорошего рассказа. И истории, собранные Гейманом и Саррантонио, по большей части отвечают этому требованию. Но по мере чтения недоумение нарастает и возникает закономерный вопрос: а почему, собственно, именно эти двадцать семь баек, почему не любые другие произвольно выбранные «хорошие, годные рассказы»? Англоязычная литература богата качественными текстами. Истории о серийных маньяках («Поймал — отпустил» Лоуренса Блока) перемежаются на страницах сборника претенциозными притчами («Гуру» Питера Страуба), печальные метафоры («Вес и мера» Джоди Пиколт) чередуются со страшными сказками («Кровь» Родди Дойл), реалистические рассказы («Звёзды падают» Джо Лэндсдейл) с пышными фантазиями («Озеро гоблинов» Майкла Суэнвика) и литературными обработками легенд («Истина — пещера в Чёрных горах» Нила Геймана). В чём уникальность именно этой подборки, в чём заключалась творческая работа составителей? «Об чём кино», в конце концов? «Годность и хорошесть» как единственный критерий — этого, согласитесь, маловато.

Итог: Парадоксальная ситуация: рассказы в большинстве своём приличные (а местами просто отличные), но антология категорически не складывается: не хватает внутреннего тематического стержня. Ей-богу, честнее было бы назвать это высококачественное бумажное изделие «Байки, которые понравились Нилу с Элом» — и дело с концом.

Похожие произведения

антология «Волшебники»

антология «Пиратское фэнтези»

Удачно

Неудачно

  • увлекательность отдельных рассказов

  • качественный перевод

  • наличие справочного аппарата

  • отсутствие общей темы

  • неоправданная разножанровость

  • бессодержательное предисловие

Оценка МФ
7
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться