Google+
Сериал МИРЫ. BATTLETECH МИРЫ. «БЕРСЕРК». ЛААР МИРЫ. WARCRAFT
Версия для печатирецензии: «Анна Каренина-2»

Александр Золотько «Анна Каренина-2»

постмодернистская фантастика * Издательства: Алькор Паблишерс * Выход:  2013

Анна Каренина-2

Сюжет: Погибшая под колесами поезда Анна Каренина оставила после себя не только роман графа Льва Николаевича Толстого. У жертвы несчастной любви и общественных предрассудков был законный сын Сергей, а также дочь от Вронского — Анна Каренина-младшая. Жизнь девочки, воспитанной отчимом Карениным, изменилась в день, когда она прочла тот самый роман о трагической судьбе своей матери и загорелась желанием отомстить за неё.

***

Создавать «авторские вселенные» было модно не всегда. В эпоху расцвета старого доброго классического реализма иногда создавалось впечатление, что все герои этих толстых романов живут чуть ли не на одной улице и вполне могли бы если не ходить друг к другу в гости, то хотя бы переписываться. Петербург Толстого и Достоевского — это один и тот же город, разница только в восприятии. Париж Мопассана и Лондон Конана Дойла находятся с ними в одном измерении. Нетрудно вообразить, например, переписку Анны Карениной и Эммы Бовари, сплетничающих о любовницах Жоржа Дюруа. При должной эрудиции, приправленной творческим воображением, можно представить ситуацию, в которой их встреча окажется возможной без катастрофических последствий для художественного мира любого из романов.

Александр Золотько пишет историю жизни самого незаметного и в перспективе самого несчастного персонажа толстовского романа, Анны Карениной-младшей. Девочка рождена в «грязной» внебрачной связи, мать покончила с собой, биологический отец, так и не давший дочери свою фамилию, в отчаянии уехал на войну с турками, малышку приютили в семье законного мужа матери непонятно на каких правах — в общем, Фрейд бы плакал. Но это не просто сиквел вро де «Скарлетт», а постмодернистский пастиш, в котором Алексей Вронский, выживший на войне, спивается в уездном городке Симбирске и уводит Катюшу Маслову у Родиона Раскольникова. Дальше — больше. В романе появляются другие классические персонажи, от Сергея Паратова из «Бесприданницы» до Остапа Бендера и мельком упомянутого Григория Мелехова из «Тихого Дона». География книги ширится — и вот в неё входят Шерлок Холмс, профессор Челленджер, буссенаровский Капитан Сорви-голова... Но и этого автору показалось мало — он вплетает в перенасыщенный сюжет, украшенный закрученными шпионскими интригами и фантастическими домыслами (вроде марсиан в Британии и «лучей смерти») вполне исторических персонажей, от Ленина до Гитлера, а также самих писателей. Причём вплетает искуснейшим образом, почти ничего не выдумывая. Отец Александра Керенского действительно был директором гимназии, где учился Володя Ульянов, а Фанни Каплан на самом деле жила в о дном доме с «нехорошей квартирой» Булгакова. Правда, авторская фантазия, сталкивающая исторических лиц с литературными персонажами буквально на каждой странице, временами превращает пространство книги чуть ли не в мыльную оперу наподобие пресловутой «Санта-Барбары»: например, вы ни за что не догадаетесь, какая связь, по задумке Александра Золотько, между Лениным и Гитлером и что у них обоих общего с нашей Анной Карениной-младшей.

Отношения автора и персонажей и ответственность первых перед вторыми — главная тема романа. Анна жестоко мстит Льву Толстому за свои злоключения, а всех прочих писателей, которых она встречает, умоляет не коверкать судьбу персонажей: ведь творцы — боги своих миров, как они напишут, так и будет. А потом на их героев всё время будут пальцем показывать, и придётся им жить как во сне, пытаясь понять, сами ли они делают свой выбор или только волей автора.

А если провести параллель между беллетристикой и нашей реальной жизнью, то можно задаться и другими вопросами. Что правит человеческими судьбами — свобода или предопределённость? Кто есть бог — режиссёр с диктаторскими замашками или мастер ролевой игры со свободным сюжетом? Ни главная героиня, ни автор ответов не находят — финал романа, вроде и с объяснениями законов этого странного реально-вымышленного мира, оставляет ещё больше новых вопросов.

Увы, перенасыщенность текста аллюзиями сослужила ему дурную службу: роман, по сути, состоит из одних гиперссылок, большинство героев лишь мелькают в эпизодах, не успев толком раскрыться. Единственный полноценный, объёмный и живой персонаж в «Анне Карениной-2» только сама Анна. А так как её биография приходится на самый бурный период российской истории, героиня превращается в символ, собирательный образ «женщины, перемолотой жерновами времени». От одной страницы к другой Анна становится всё циничнее, жёстче, грубее и несчастнее. Но не её в том вина; будучи разлучена с любимым человеком и единственным ребёнком, она ищет смысл жизни — и не находит его, упорно отказываясь признать таковым свою второстепенную роль совсем в другом романе, куда она попадёт в отдалённой перспективе своей одинокой старости. Что это за роль — догадаться при желании нетрудно.

Итог: Толстый по объёму, но тонкий по смыслу фанфик-кроссовер на всю русскую классику и историю разом. Судя по мизерному тиражу, рассчитан на очень узкую аудиторию, которую, несомненно, найдёт.

Похожие произведения

Виктор Пелевин «t»

Джаспер Ффорде, цикл о Четверг Нонетот

ТЕКСТ ПО ЗАЯВКАМ

Роман «Анна Каренина-2» вырос из одноимённого рассказа, вошедшего в антологию «Фантастика 2000». Игру автора с литературой и историей оценили не все — в одном из сетевых отзывов на рассказ пишут: «Странно, что автор ограничился из писателей Достоевским и Толстым. Что мешало добавить Чехова и Салтыкова-Щедрина, Куприна, Гоголя, наконец?» Судя по тому, что в роман попали и Чехов, и Горький, и Фурманов, и Конан Дойл с Уэллсом, автор внял пожеланиям читателей.

Цитата

Анна взяла сыщика за руку. Рука была твёрдой и холодной.

— Мы с вами, Холмс, вымышленные персонажи. Меня придумал граф Толстой, вас — этот шизофреник...

— Но зачем же так... — пробормотал Ватсон.

— Этот шизофреник, — повторила Анна. — Мы не должны существовать, нас нет, не может быть. Если бы не писатели, то мы бы не появились на свет и не путались бы в ногах у реальных людей, у тех, кто появился на свет волей божьей, а не измышлениями досужих писак. И я не искалечила бы жизнь десяткам людей — живых людей! А вы... Вы ведь тоже несёте несчастья, Холмс.

Удачно

Неудачно

  • уместные аллюзии

  • насыщенный информационный пласт

  • живая главная героиня

  • суховатый язык

  • информационная перегруженность

  • невнятный финал

Оценка МФ
8
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться