Андор Сюжет: Мимо творчества Михаэля Менцеля не мог пройти ни один любитель настольных игр, — даже если ни разу не слышал этого имени. За восемь лет работы в настольной индустрии Менцель проиллюстрировал более сотни игр, в том числе «Колонизаторов», «Доминион», «Замок на все времена», «Кубу», «100 000 лет до нашей эры», «Королевскую почту» и другие всемирно известные настолки. А этой осенью Михаэль дебютировал как разработчик — примерно то же самое, как если бы Владимир Бондарь написал фантастический роман. *** Обычно эксперименты такого рода сообщество встречает со снисхождением: дескать, отличный художник, уважаемый человек, можно и закрыть глаза на отдельные недостатки. Однако к «Андору» это не относится — авторский дебют Менцеля вполне заслуживает оценки по гамбургскому счёту, без скидок за прошлые заслуги. Наверняка при создании игры не обошлось без советов состоявшихся разработчиков, — но, несмотря на это, игра получилась вполне самобытной и совсем не похожей на настолки европейской школы, с которыми в основном и работал Менцель в качестве иллюстратора. «Андор» — это кооперативная приключенческая игра: все игроки побеждают или проигрывают вместе, при этом каждый управляет собственным героем. Тот же принцип лежит в основе таких непохожих настолок, как «Ужас Аркхэма» и «Запретный остров». Суть игры передаёт оригинальное название — «Легенды Андора»: в каждой партии разыгрывается одна из легенд — сценариев, которые определяют общие цели игроков и противодействующие им силы. Легенда представляет собой набор карт, которые вступают в силу в определённые моменты партии — вводят в игру новых врагов и помощников, размещают на поле полезные артефакты, ставят перед героями новые задачи. Сценарии делают игру более гибкой и разнообразной, однако в них заключается и главное уязвимое место «Андора»: когда все легенды будут пройдены, настолка утратит львиную долю своей привлекательности. Впрочем, имеющихся в комплекте пяти сценариев хватит на пару месяцев вдумчивой игры, а в интернете можно найти бесплат ную бонусную легенду от автора (на англий- ском языке), — и со временем наверняка появятся новые, а также неофициальные «фанатские» сценарии. Игра интересна и тем, что представляет собой компромисс между европейской и американской настольными школами. С «еврогеймами» её роднит малая доля случайности, отсутствие конфликта между игроками и семейная направленность; с «американками» — сильная привязка к теме и огромное количество разнообразных компонентов. По существу же каждая легенда «Андора» — это своеобразная головоломка со множеством исходных данных, но довольно узким коридором решений. Например, стратегия «прокачаться и вынести всех» здесь не сработает, так как каждая победа в битве оставляет героям меньше времени на выполнение победных задач. Приходится тщательно взвешивать, кого из врагов убить, а кого лучше не трогать. «Андор» оформлен на высшем уровне — уж для собственной игры Менцель не пожалел красок, — а полностью немецкое производство гарантирует образцовое качество издания. В русском переводе есть отдельные опечатки и шероховатости, однако они не портят удовольствия от игры. Правила изложены нестандартно: они описывают только подготовку ко вводной игре, в ходе которой участники усвоят базовые принципы «Андора», а отдельные нюансы упомянуты на картах легенд и в памятке. Такой подход удобен для совместного освоения игры, но делает практически бессмысленным предварительное изучение правил, например, перед покупкой. Итог: Выход «Андора» — пожалуй, самый приятный сюрприз настольного 2012 года. Менцель создал увлекательную и оригинальную игру для самой широкой аудитории — она заинтересует и любителей фантастики, и заядлых настольщиков, и тех, кто предпочитает «словесные» ролевые игры. Удачно | Неудачно | разнообразные сценарии отличное оформлени | | |