Google+
Вселенная Горца Tolkien SOviet ТОР MARVEL Внеземные формы жизни и способы борьбы с ними
Версия для печатирецензии: Операция «Арго»

Операция «Арго»

Оригинальное название: Argo

Жанр: политический триллер

Производство: США

Режиссер: Бен Аффлек

В ролях: Бен Аффлек, Брайан Крэнстон

Премьера: 8 ноября 2012 года

Операция «Арго»

Сюжет: После смены власти в Иране шесть работников посольства США укрываются в доме канадского посла. Агент ЦРУ спасает их от стражей Исламской революции, используя в качестве прикрытия съёмки фантастического кино.

***

Нужно сразу сказать, что на уровне сюжета «Операция «Арго» — не то что не фантастика, но, более того, почти документалка. Во всяком случае, фильм этот снят по мотивам реальной истории, случившейся в 1979–1981 годах. Подробнее о ней можно прочесть в статье «Загадка несуществующей экранизации» (МФ №4(104) за апрель 2012). Когда ЦРУ нужно было вызволить группу американских дипломатов из Ирана, куда чисто физически сложно было попасть, агент Тони Мендес (Бен Аффлек), как-то посмотревший вместе с сыном фильм «Битва за планету обезьян», выдвинул безумную идею: проникнуть в Тегеран под предлогом съёмок фантастического фильма и вывезти оттуда шестерых соотечественников, выдав их за канадцев — членов съёмочной группы.

Этот план, абсолютно фантастический сам по себе, удался на все сто. В фильме Мендес нанимает оскароносного гримёра Джона Чемберса (реальное лицо; в его роли снялся Джон Гудмен) и продюсера Лестера Сигеля (выдуманный персонаж; Алан Аркин). Картина, которую якобы снимал Мендес, получила название «Арго». Но изначально это должна была быть экранизация романа Роджера Желязны «Князь Света», действие которого происходит на другой планете, в местности, по климату напоминающей Индию, — а значит, иранские ландшафты в качестве инопланетных вполне сгодились бы.

К сожалению, в «Операции «Арго» Желязны не упоминается вовсе, да и сценарий, который актёры зачитывают журналистам, напоминает скорее планетарные романсы вроде «Принцессы Марса» Эдгара Райса Берроуза или «Шпаги Рианнона» Ли Брэккет: инопланетяне, роботы, ведьмы, пираты, революционеры, распускающийся на обломках звездолёта цветок, крупным планом которого должно было заканчиваться фиктивное кино... Однако это — чуть ли не единственная крупная претензия к фильму Бена Аффлека. Всё остальное в нём хоть и не фантастично, но смотрится как фантастика, причём весьма качественная.

Да, как ни странно, «Операция «Арго» намеренно снята как — отчасти — оммаж любимому нами жанру. Она начинается с предыстории Исламской революции, поданной в виде комикса, который очень напоминает фантастические рисованные истории. Читка сценария перемежается новостями из Ирана, да так, что не слишком понятно, где тут выдумка, а где, так сказать, нон-фикшн. Тегеран образца 1980 года кажется лишь чуть более реальным, чем Мос Эйсли из «Звёздных войн». Голливуд тоже недалеко ушёл — нравы там царят не совсем человеческие; как замечает продюсер, «гильдия сценаристов куда хуже аятоллы», и звучит эта фраза совсем как реплика из «Дюны». Наконец, параллели между сценарием, где галактические революционеры свергают некоего императора, и самой Исламской революцией, в ходе которой мусульманские революционеры свергли шаха, в ключевой момент спасают героям жизни. И даже если этот эпизод выдуман, от факта, что аятолла Хомейни прошёл путём Пола Атрейдеса, а жизнь успешно сымитировала литературу, никуда не деться. К слову, выдумано в фильме многое, что не всегда идёт ему на пользу — местами драматичность, увы, зашкаливает.

Любителям фантастики посмотреть «Операцию «Арго» стоит хотя бы для того, чтобы ощутить гордость за своих: как ни крути, а фантасты, пусть косвенно, оказались причастны к одной из самых смелых секретных операций ХХ века. Спецслужбы вообще не смотрели на фантастику свысока — вспомнить хоть генерала Эдварда Лансдейла, который хотел привлечь Голливуд к постановке на Кубе грандиозного шоу под условным названием «Второе пришествие» (американский десантник-мессия устраняет Антихриста Фиделя Кастро). Что до «Арго», он был и остаётся единственным в истории НФ-кинопроектом, санкционированным правительством США и профинансированным ЦРУ. Жаль, что его так никто и не снял. Прекрасное было бы кино.

Итог: Есть шанс, что отличный нефантастический триллер Бена Аффлека заставит тех, кто поглядывает на фантастику свысока, задуматься: настолько ли презренен этот жанр?

«Что бы ещё такого придумать...» — «Как насчёт синекожих туземцев?»

Тегеранский базар как ближнее инопланетье

Похожие произведения

«Три дня Кондора» (1975)

«Вся президентская рать» (1977)

ЭТО ИНТЕРЕСНО...
  • На полке у сына Тони Мендеса стоит фигурка эвока, которой в 1981 году там быть не могло: эвоки впервые появились в «Возвращении джедая» двумя годами позднее.

  • Алан Аркин (продюсер Сигель) сам писал НФ-рассказы вроде «Кулинарных возможностей», а Клеа дю Валл (Кора Лиджек) исполнила главную роль в фантастическом сериале «Карнавал».

  • В фильме автором сценария «Арго» названа мифическая Мэри Энн Бойд, хотя в реальности фильм якобы снимали по рассказу некоей Терезы Харрис. Что мешало ЦРУ использовать имя Роджера Желязны — непонятно.

Цитата

Целевой аудитории это не понравится. Кто у нас целевая аудитория? Люди с глазами!

Джон Чемберс

Удачно

Неудачно

  • качественный триллер

  • гуманистический посыл

  • излишняя драматизация

  • не упоминается желязны

Оценка МФ
9
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться