Google+
HALLOWEEN МИРЫ. X-FILES: СЕКРЕТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Глен Кук артур кларк
Версия для печатирецензии: «Безумная луна»

Стенли Вейнбаум «Безумная луна»

Приключенческая НФ * Пер.: И. Гурова, Г. Весина, Г. Усова * Издательства: Северо-Запад * Выход:  2012

Безумная луна

Сюжет: Авторский сборник малоизвестного в России, но признанного в мире фантаста, куда вошли все его рассказы, почти все повести, а также избранные стихотворения — ровно половина всего творческого наследия.

***

«Мир фантастики» обычно не размещает рецензии на такие малотиражные издания, о днако для этого «кирпича» мы просто не можем не сделать исключение. И дело не то лько в почти забытом «правильном» подходе к изданию сборников, с обязательными статьями о творчестве автора, предисловиями, примечаниями и прочими роскошествами, а в том, что Стенли Вейнбаум — один из тех фантастов, который впо лне заслужил почётное место среди флагманов жанра. Просто судьба не сложилась. ..

Вейнбаума заметили в 1934-м, когда появился рассказ «Марсианская одиссея». В течение дальнейших полутора лет последовали ещё пара десятков отличных рассказов, но в конце 1935 го да Вейнбаум скончался от рака лёгких. И все видные заокеанские фантастиковеды едины во мнении: проживи Вейнбаум подольше, он с лёгкостью влился бы в когорту мэтров «Зо лотого века» американской фантастики...

Многие, наверное, скажут: ну зачем же нам нужно воскрешать такую древность? Ведь рассказы 1930-х — это по большей части типичная космическая опера с одномерными звёздными пиратами и столь же плоскими супергероями. Но Вейнбаум был как раз таким автором, который стоял между откровенно примитивными текстами множества его современников и тем, что потом стали называть «Золотым веком» американской фантастики. Та же «Марсианская одиссея» на первый взгляд выглядит стандартной историей о путешествии по Марсу одинокого путника и его встречах со странными созданиями. Вот только в тогдашней фантастике марсиан иначе, нежели врагами, никто не представлял. К тому же всех инопланетян описывали просто как странных с виду существ, которые мыслят и действуют совершенно по-человечески. А вот Вейнбаум пусть штрихами, но описал полностью чуждый человеку разум. Богатая фантазия отличает Вейнбаума и в условном цикле «Межпланетные истории», действие которого разворачивается на планетах Солнечной системы. Причём стоит отметить, что, в отличие от большинства других авторов классической космооперы, Вейнбаум пытается внести в свои рассказы научный э лемент. У него нет ни единой истории, где динамичный сюжет не уживался бы с попу ляризаторством. Не подкачали и персонажи — герои-первопроходцы у Вейнбаума невообразимо круты, об ладают неплохим чувством юмора, да ещё и галантны в обращении с женщинами.

Но не только космической НФ был силён Вейнбаум. Три рассказа о гениальном профессоре Ван Мандерпутце — это совершенно незаслуженно забытые юмористические шедевры, чем-то напоминающие, а в чём-то даже превосходящие лучшие истории Генри Каттнера. Взяв за основу определённую идею вроде создания прибора, который позволяет понять чужую точку зрения, увидев мир глазами другого человека, Вейнбаум доводит эти эксперименты до настолько абсурдного завершения, что исходная сюжетная предпосылка неизменно переворачивается с ног на голову.

Не менее любопытен тот факт, что в своих рассказах писатель обращался практически ко всем сюжетам НФ, которые ныне слывут классическими. Исследование планет, контакт с инопланетянами, путешествия во времени, множественная Вселенная, глубины человеческого разума.... А рассказ «Высшая степень адаптации» — предтеча и кэмпбелловского «Кто идёт?», и множества других произведений про власто любивых сверхлюдей. Удивительно, но когда большинство авторов 1930-х под «наукой» понимали физику и математику, Вейнбаум отдавал дань и биологии, причём в различных её воплоще ниях — от бактериологического оружия до генетических мутаций.

Итог: Конечно, нельзя сказать, что все рассказы сборника великолепны. Есть и откровенно проходные тексты, но в целом наследие Вейнбаума способно подарить море удовольствия даже современному читателю.

Похожие произведения

ранние рассказы Айзека Азимова, Генри Каттнера, Роберта Хайнлайна

СЛОВО ТВОРЦА

«Только научная фантастика не имеет предела. Она может критиковать социальные, моральные, технические, политические или интеллектуальные условия — всё что угодно. Это оружие для интеллектуальных авторов, которые почти не применяют его».

Цитата

— Как известно, высокий интеллект не гарантирует устойчивость вида, — спокойно проговорила Пэт.

— Но ведь именно разум сделал человека практически властелином Вселенной, разве не так? — возмущённо вскинулся Хэм

— Это просто патетика, — всё так же невозмутимо возразил женский голос.

Рассказ «Пожиратели лотоса»

Удачно

Неудачно

  • гармоничное сочетание приключений и «научности»

  • нестандартный взгляд на обыденность

  • популяризаторские идеи

  • богатейшая фантазия в описании миров

  • ироничность многих текстов

  • наличие проходных текстов

  • повтор сюжетных схем

Оценка МФ
8
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться