Google+
Световой меч МТА ТОР MARVEL Доска почёта. Предатели
Версия для печатирецензии: «Тени. Книга первая: Бестиарий»

Иван Наумов «Тени. Книга первая: Бестиарий»

фантастика * Вид книги: роман * Издательства: Популярная литература * Выход: февраль 2012

Тени. Книга 1. Бестиарий

Сюжет: Чудесные артефакты в форме металлических зверьков, дающие своим хозяевам сверхъестественные способности, множатся как грибы после дождя. Их обладателем может стать каждый: обосновавшийся в Германии албанский бандит, клерк из американского посольства, немолодой французский картёжник, вчерашний московский студент, отставной кикбоксёр... Кое-кто даже коллекционирует эти амулеты — и бойко приторговывает их копиями. В мире стало не продохнуть от супергероев. Не пора ли устроить этой пёстрой братии небольшой геноцид? ..

***

Известно ли вам, дорогие читатели, кто такой супер-герой? Кажется, что ответ лежит на поверхности — спасибо комикс-индустрии. Герой — это перекачанный здоровяк со сверхспособностями, наряженный в дурацкое трико и аляповатую маску. Супермен, Бэтмен, Спайдермен... Черепашки-ниндзя, наконец, хотя этим товарищам в костюмерной трико как раз не досталось. Самый простой ответ, как водится, неверный. История супергероя восходит к временам куда более давним. Уже в древнейших религиозных текстах этот персонаж играет одну из ключевых ролей, наряду с богами и хтоническими чудовищами. В античной мифологии образ супергероя оформился окончательно: Тезей и Персей, Геракл и Ахилл любого Кларка Кента с Брюсом Уэйном затк нут за пояс. А Троянская война? Это ж, натурально, прообраз марвеловской «Гражданской войны»: глобальное взаимоистребление сверхчеловеков, отличающихся только цветом костюмов.

И на всех героев, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, сексуальной ориентации и культурного багажа, наложена одна епитимья: совершать подвиги. То есть постоянно, настойчиво, рискуя жизнью и здоровьем, подтверждать свою богоизбранность и уникальность. Можете представить себе Одиссея, ведущего жизнь тихого козопаса? Илью Муромца, так и не слезшего с печи? Человека-паука, до пенсии не расставшегося с амплуа «офисного хомячка», а на досуге плетущего макраме из сверхпрочной нити? Характер у супергероя как у вечного «трудного подростка», задиристого и обидчивого, здоровье подорвано в бесконечных схватках, с социализацией сплошные траблы, но куда деваться — именно в подвигах его сила. А не в бороде, пятке или волшебных предметах. Вот, скажем, Ян Ван, тихий молодой человек из поволжских немцев, подрабатывающий гидом-переводчиком и частным курьером, главный герой «Бестиария» Ивана Наумова. Кому он был бы интересен, если, став обладателем чудесной фигурки Опоссума, укрывающей от назойливых взглядов, продолжал бы свой мелкий бизнес и не ввязывался в авантюры? Разве что читателям толстых литературных журналов. А так — оказался в самом центре шпионско-криминальных разборок, можно сказать, на переднем крае невидимого фронта! Словно какая-то высшая сила дергает Яна за ниточки, помогает ускользнуть и от агентов спецслужб, и от мафии, и от родной московской милиции, ведущей борьбу с валютными спекуляциями... Толкает героя под локоть, заставляет совершать безумные поступки, о которых в нормальной ситуации он и не задумался бы: например, схватить со стола документы и сбежать из отделения милиции, с лёгкостью скрывшись от растерянных служителей закона.

Наумов нагляднее других участников «Этногенеза» показывает процесс превращения нормального, адекватного, психически здорового и, в общем-то, слабого человека в супергероя, для которого совершение подвигов — чуть ли не физиологическая потребность. Причём не только на примере Яна: стоит мелкому албанскому мафиози или стареющему французскому картёжнику хоть на секунду прикоснуться к какомунибудь «предмету силы» — и всё, понеслось: тянет на подвиги, как алкоголика к бутылке. Даже смерть не может помешать! Это точное наблюдение, по большому счету, составляет главный плюс романа. Дальше, увы, идут сплошные минусы: композиция хромает, фабула рассыпается, персонажи то и дело начинают вести себя как идиоты... В общем, налицо все «родимые пятна социализма», сиречь «цветной волны». Да и со стилистикой в «Бестиарии» тоже не всё ладно. «Приметы — на то и приметы, что нарушать их не стоит. Просто чтоб не думалось потом», — глубокомысленно замечает Наумов. Только вот нарушают, если кто не в курсе, правила дорожного движения, а приметам следуют. Думать же вообще полезно: сей трудоёмкий процесс не даёт застояться маленьким серым клеточкам. Привет тебе, Полина Волошина, автор бессмертной «Маруси»! Почерк мастера, поработавшего с дебютным романом Наумова в качестве литературного редактора, не скроешь.

Итог: Писателя-то понять можно: как и большинство представителей «цветной волны», он по натуре рассказчик. Самым крупным его произведением до последнего времени оставалась повесть «Прощание с Балаклавским» из книги «Кетополис». А тут вдруг целый роман. Поневоле растеряешься. Но, с другой стороны, почему не поэкспериментировать на хомячках? То есть опоссумах.

Похожие произведения

отчасти — телесериал «Герои» (2006—2008)

отчасти — телесериал «Люди Альфа» (2011)

СЛОВО ТВОРЦА

В далёком 2005-м я написал рассказ «Горгон», выигравший затем мастер-класс Андрея Лазарчука, про «звероносцев» — людей, в голове которых живут прозрачные звери, наделяющие своих хозяев волшебными свойствами. Я часто думал о «развороте» рассказа в роман или о написании нового романа на основе этого выдуманного мира. Но когда я познакомился с несколькими книгами «Этногенеза», то понял, что, пока я строил планы, коллеги по цеху вовсю трудились, разрабатывая мир сериала, построенный на схожих концепциях. Поэтому, получив предложение присоединиться к команде авторов «Этногенеза», я всё тщательно взвесил, обдумал и — согласился!

Цитата

Это только в кино бойцов показывают тупыми животными. Фитор не замыкался на «работе» — его интересы были шире, чем у иных умников. Особенно после того, как года три назад ему впервые доверили Быка и на первом задании он без труда перевернул грузовик-трёхтонку. Фитор выучил на латыни название всех мышц, в свободное время читал методические пособия по культуризму и спортивной медицине. Он любил своё тело и прислушивался к нему, пытаясь получше разобраться, как и почему этот сложный агрегат функционирует без сбоев и что с ним происходит, когда рядом оказывается всемогущий Бык.

Удачно

Неудачно

  • меткие авторские наблюдения

  • живописные сцены

  • динамичность событий

  • рассыпающийся сюжет

  • слабость композиции

  • переизбыток супергероев

Оценка МФ
6
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться