Google+
Разговор с Борисом Стругацким Ниндзя Forgotten Realms: Литературный цикл «Забытых королевств» Фрэнк Миллер
Версия для печатирецензии: «Заарин»

Алексей Шаманов «Заарин»

Мистика * Издательства: Азбука-Аттикус * Выход:  2012

Заарин

Сюжет: Давным-давно, в далёкой галактике, на берегу священного Байкала, власти обидели молодого бурятского шамана. Обидели крепко — так, что юный падаван перешёл на тёмную сторону Силы и начал пожирать души. А вину, недолго думая, свалил на старенького учителя-заарина. Прошло сто лет; на месте, где свершилась жестокая казнь старого шамана, давно стоит русский посёлок, но история на этом только начинается — ведь, как сказал классик, иногда они возвращаются...

***

В каждой избушке свои погремушки, у каждого народа собственное представление о конце света. Скажем, у прибайкальских бурятов из посёлка Хандабай это знаменательное событие связано с фигурами тёмного шамана и его безвинно пострадавшего учителя. Пройдёт сто лет, гласит предание, и шаманы вернутся, чтобы расквитаться со своими обидчиками — а заодно и со всеми, кто посмеет встать на пути. Распространённый фольклорный сюжет: даже если Алексей Шаманов от начала до конца выдумал эту «красивую восточную легенду» (точнее, восточно-сибирскую), от классической схемы он недалеко ушёл. Любопытно, что и «современная» линия романа восходит к фольклору, к городским байкам, которые хорошо знакомы постоянным читателям газеты «Аномальные новости» и иной подобной периодики. Есть в книге даже мудрые учёные-«аномальщики», дотошно исследующие оккультные явления, существование которых отрицает косная официальная наука. Увы, для тех, кто к эзотерике и аномальщине равнодушен, роман «Заарин» содержит существенно меньше изюма. А с чувством слова у Алексея Шаманова просто беда. И если к усыпляюще-однообразному нагромождению деепричастных оборотов ещё можно как-то приспособиться, а с канцеляризмами, неопрятно торчащими из каждой фразы, можно смириться, то, когда дремучая бурятская шаманка начала XX века берётся рассуждать об «устранении конкурентов», хочется заплакать горючими слезами. Хорошо хоть Чингисхан, появляющийся в прологе, не заикается о «зачистке территории» или о «принуждении к миру».

Итог: Не самая удачная попытка поэксплуатировать экзотический антураж, добавив мистики. Не сравнится с «Сердцем Пармы» Алексея Иванова. Пермские-то литераторы покрепче иркутских оказались!

Похожие произведения

Алексей Маврин «Псоглавец»

Наиль Измайлов «Убыр»

Удачно

Неудачно

  • обращение к фольклору

  • экзотический антураж

  • вторичность

  • обилие анахронизмов

  • канцелярит

Оценка МФ
5
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться