Google+
СОВРЕМЕННИКИ. НИК ПЕРУМОВ Галерея несбывшегося грядущего КЛАССИКИ. КЛИФФОРД САЙМАК МИРЫ. «БЕРСЕРК». ЛААР
Версия для печатирецензии: «Овидий в изгнании»

Роман Шмараков «Овидий в изгнании»

Постмодернистская фантасмагория * Издательства: Шико * Выход:  2012

Овидий в изгнании

Сюжет: Если мифологическую реальность поэмы Овидия «Метаморфозы» попытаться выписать в советском и постсоветском антураже, да ещё и в соответсвующей стилистике, то получится абсурдный фантасмагорический мир...

***

Роман Шмараков стал известным в Сети задолго до того, как скромными тиражами начали выходить его книги. Характерно, что предыдущее издание «Овидия в изгнании» было электронным, его можно было свободно скачать, при желании заплатив автору любую сумму. Благодаря «Живому Журналу» интернет-общественность узнала о другой стороне бывшего преподавателя Тульского педагогического института, доктора филологических наук, переводчика древнеримских поэтов и автора нескольких научных монографий. ЖЖ-юзер roman_shmarakov — шутинтеллектуал, пишущий искромётно и изысканно, как многие постмодернисты. Для понимания текстов Шмаракова читателю нужно обладать изрядным интеллектуальным багажом. «Этого автора нельзя трогать, если ты не состоишь в Вавилонской библиотеке, и даже если состоишь, но не обновляешь свой формуляр минимум раз в триместр, всё одно недостоин», — очень точно заметили про него всё в том же ЖЖ.

Первоисточник «Овидия в изгнании» очевиден — это поэма римского поэта Публия Овидия Назона «Метаморфозы», своего рода энциклопедия античной мифологии. Овидий собрал в ней легенды, герои которых во что-то или в кого-то превращаются, отсюда и название.

«Овидий в изгнании» — на первый взгляд неудобоваримый, но на поверку сногсшибательный коктейль из античной мифологии и соцреализма «типового резинового». Но в нём нет злой сатиры, а только нежная ирония, заразительная игра ради самой игры, безо всякого идейного содержания, как и положено в уважающем себя постмодернистском произведении.

Композиция «Овидия в изгнании» напоминает вовсе не об античной поэзии, а о «Тысяче и одной ночи»: это многомерная матрёшка, множество вложенных одна в другую историй, которые рассказывают друг другу герои. Впрочем, начав историю с рассказа о доме №37, который мало-помалу погружается в подземный мир, и о Генподрядчике с Прорабом (именно так, с больших букв), пытающихся разобраться в происходящем, автор в итоге возвращается и к дому, чья участь предрешена, и к его многочисленным обитателям. На этом пути нам поведают множество искромётных историй. Рассказ о том, как к одной семье, живущей теперь на подземном этаже, под видом заплутавшего шахтёра, который «перевыполнял норму и отбился от своих», является сам владыка подземного царства Плутон, — это ещё цветочки. К примеру, античная легенда о прорицателе Тиресии, восемь месяцев проведшим в женском теле, превращается в историю подростка, который, надев женскую блузку, сам становится девушкой, что в царстве победившего советского абсурда воспринимается отнюдь не так, как в мифологическом пространстве: «А когда тебя награ ждают перед всем классом, Николай Васильевич говорит речь, а у тебя в этот торжественный момент грудь, то значит, ты хочешь продемонстрировать ну просто наплевательское отношение к школе...»

Попутно в этот прихотливый композиционный узор вплетается история персонажей, которые хотят освободиться из-под власти автора, — троих сантехников, живущих в том же доме. А автор уходит с поля соцреализма, чтобы с блеском забить по мячу в ворота советского детектива, научной фантастики и славянского фэнтези с главным героем по имени Ясновид, который, представьте себе, тоже живёт в злополучном доме-между-мирами. Отдельного упоминания достойна легенда о городе, который заколдовала некая фея, обрушив на него материализовавшийся текст чудовищно бездарного стихотворения.

Ближе к финалу бурлящая, петляющая, ежеминутно разделяющаяся на множество ручейков река романа превращается практически в поток сознания с элементами чистого абсурда, и это, пожалуй, самое сложное испытание для читателя, уже пережившего постоянные разрывы и прорехи в ткани сюжета. Текст романа насыщен событиями, но пересказать его невозможно, как всякую фантасмагорию. И, пожалуй, пересказывать и не стоит — разве что цитировать. Ироничный цветистый стиль Шмаракова и его склонность пародировать всё и вся — главное достоинство «Овидия в изгнании».

Итог: Как и положено постмодернистскому тексту, «Овидий в изгнании» не отягощён философскими идеями и моралью, зато перенасыщен цитатами и аллюзиями, и в этом его основная сложность. Это удовольствие не для всех — только «для своих», предмет культа, а не массового потребления.

Похожие произведения

Мария Елифёрова «Страшная Эдда»

Михаил Успенский «Там, где нас нет»

Цитата

Одну женщину, плакавшую оттого, что у неё умер муж, превратили в реку, чтоб не отравляла людям праздничного дня, и она, забыв обо всём, державно потекла через город, одетая в гранит, и приезжие тотчас принялись искать на ней мосты для поцелуев.

СЛОВО ТВОРЦА

Роман написан четыре с лишним года назад, и у меня было время его вычистить. Он затевался как комический, и надеюсь, что таким и вышел. В предлагаемом издании текст украшен картинками, которые не только хороши сами по себе, но ещё и чрезвычайно точно передают суть происходящего. Вот, собственно, и всё.

Из предисловия к электронному изданию

Цитата

В окне электрички мелькнул рекламный щит с надписью «ЭТО МЕСТО — СЕРЕДИНА РОМАНА» и тотчас исчез, будто не было.

Удачно

Неудачно

  • блестящие стилизации

  • обилие мифологических и литературных аллюзий

  • искусно выстроенная композиция

  • переизбыток абсурда

  • отсутствие авторской идеи

  • отсутствие главного героя

Оценка МФ
9
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться