Google+
Что делать, если вы... умерли? Фрэнк Миллер Макс фон Сюдов МИРЫ. «ТЕРМИНАТОР»
Версия для печатирецензии: «Иоахим Воль, передвигатель шахматных фи...

Кусчуй Непома «Иоахим Воль, передвигатель шахматных фигур»

Магический реализм * Издательства: Шико * Выход:  2012

Иоахим Воль, передвигатель шахматных фигур

Сюжет: Средневековый город; современный мегаполис; странный мир, то ли переживший глобальную катастрофу, то ли созданный мысленным усилием безу много демиурга... Фантазия автора, таящегося под псевдонимом «Кусчуй Непома», не знает границ. И в каждой из этих литературных вселенных героям приходится дел ать выбор между недеянием и активным соучастием.

***

Псевдоним «Кусчуй Непома» сложно выговорить вслух и ещё труднее запомнить. И всё же настоятельно рекомендую взять это имя на заметку. Сегодня Непома — восходящая звезда санкт-петербургского семинара Бориса Стругацкого, младший коллега Вячеслава Рыбакова, Святослава Логинова, Андрея Столярова, Андрея Измайлова и других авторов, оставивших заметный след в отечественной фантастике. Непома не ездит на конвенты, не участвует в многолюдных сетевых конкурсах, не примыкает к разноцветным «волнам». Ни один его текст не печатался на страницах тематических антологий и ежегодных сборников, если не считать альманах Бориса Стругацкого «Полдень. XXI век». При этом рукописи Непомы не раз были названы лучшими произведениями, обсуждавшимися на питерском семинаре, а это уже дорогого стоит.

Впрочем, дебютная книга писателя вышла далеко от топких невских берегов, в небо льшом луганском издательстве «Шико». В сборник включено три повести: «Иоахим Воль, передвигатель шахматных фигур», «Смотрящие на дождь» и «Они — другие». Автор, мягко говоря, не ограничивает себя в выборе времени и места действия: события первой повести разворачиваются в средневековой Европе, второй — в некоем неназванном городке наших дней, третьей — в странном мире, залитом туманом и разбитом на «городища».

Мало общего и у героев. Иоахим Воль, который овладел экзотическим ремеслом передвигателя шахматных фигур и научился угадывать мысли и желания игроков, целеу стремлён и честолюбив, хотя его амбиции и сводятся лишь к тому, чтобы стать лучшим представителем своей профессии. У главного героя «Смотрящих на дождь» иная цель: отсидеться в провинциальном городе N, дожидаясь, пока схлынут страсти вокруг аферы, которую он проверну л на родине. И, как и всякому нормальному человеку на его месте, герою не даёт покоя загадка: отчего новые соседи всем городом впадают в транс, когда идёт дождь? Но протагонист быстро начинает принимать реальность такой, какая она есть. Стенча, молодой «дерьмак» (то есть зо лотарь) из третьей повести, несмотря на аналитические способности, развитые не по годам, живёт по принципу «дают — бери, бьют — беги». В выморочном мире, где правят «пишущие по бумаге», которые определяют человеческие судьбы, иначе не выжить.

Тем не менее все трое героев в итоге приходят к одному и тому же — недеянию, растворению, добровольному отказу от всемогущества. Главный выбор, который перед ними стоит, это выбор между правом сделать ход самому — и прерогативой остаться всеведущим наблюдателем, вечным посторонним, молчаливым свидетелем. Независимо от собственного темперамента и привходящих обстоятельств, они принимают схожие решения — что, в общем, характеризует не столько героев, сколько автора. Бунт обречён, от судьбы не спрячешься: даже по собственной воле передвинув фигуру в самой важной партии, ты уже ничего не изменишь.

Философские притчи Непомы занимают отдельное место на карте Страны Фантазии. Творчество этого атвора генетически восходит не к Лукьяненко, Громову или Дивову. И даже не к братьям Стругацким, что было бы логичнее. Эти повести ближе к сочинениям Борхеса, Картасара, Гессе... Из «патентованных» фантастов — к Станиславу Лему и, как ни странно, раннему Логинову времён «Крысолова», «Цирюльника» и «Смирного Жака». Это энергичная, плотная, но холодная проза, скорее игра ума, чем кипение страстей. К фантастике в привычном понимании, к жанровой остросюжетной литературе эти тексты можно отнести лишь с большой натяжкой, хотя драйва тут хватает. Это скорее, если пользоваться терминологией Виктора Шкловского «остранённая» проза, в которой вещи описываются как в первый раз увиденные. Но занесло писателя не в какой-нибудь литературный кружок экзистенциалистов или «петербургских фундаменталистов», а на семинар Бориса Стругацкого — волесноленс приходится привыкать к гордому званию писателя-фантаста. Деваться теперь некуда, свернуть с этой дороги сумели немногие: коготок увяз — всей птичке пропасть.

Итог: Необычная проза, нестандартные герои, причудливые сюжеты... По нынешним временам Кусчую Непоме вряд ли светит перспектива выбиться в авторы бестселлеров. Да и просто опубликовать подобные произведения — задача не из лёгких. Разве что малотиражные издательства вроде «Шико» готовы позволить себе такие рискованные эксперименты. За что честь им и хвала.

Похожие произведения

Андрей Хуснутдинов «Столовая гора»

Герман Гессе «Игра в бисер»

ОБЛАДАТЕЛЬ НЕРАЗМЕННОГО ПЯТАКА

Повесть Кусчуя Непомы «Смотрящие на дождь» под рабочим названием «Растворение» стала произведением, набравшим наибольшее количество баллов при обсуждении на семинаре Бориса Стругацкого в сезоне 2008-2009 года, а сам писатель удостоился премии «Неразменный пятак».

Цитата

— Кто же теперь я? — спросил Иоахим, вглядываясь в облик Клауса.

— Ты сродни Богу. Только Бог может позволить себе безучастно взирать на всё, что происходит вокруг него. Только Бог может оставаться равнодушным ко всему. И это даёт ему вечность. У тебя впереди вечность, Иоахим. Вечность, в которой ты переживёшь всех, кроме Бога. Потому что Бог — это ты.

«Иоахим Воль, передвигатель шахматных фигур»

Удачно

Неудачно

  • философская глубина

  • нестандартность фабулы

  • отсутствие клише

  • эмоциональная холодность

  • запутанность сюжета

  • переусложнённость

Оценка МФ
8
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться