Брандлькаст Сюжет: В странном мире Пасти, где нет людей и смерти, а небо находится внутри, живут нелепые и трогательные существа — помойные эльфы. Это история о том, как двое из них, Франтишек и Ярмолка, путешествуют в поисках себя, а находят смехового мастера, иуду Моисея, живые башни и собственное семейное счастье — странное и недолгое. Легенды и мифы мироздания прилагаются. *** Писать рецензии на тексты, подобные «Брандлькасту», непросто. Остаётся только возблагодарить небеса за то, что подобных сюрреалистических книг — кот наплакал. Если не углубляться в культурологические дебри, то вкратце история сюрреализма выглядит так: от «автоматического письма», хаотичного нагромождения случайных образов он перешёл к сознательному конструированию «странных» реальностей, создающих впечатление сна наяву. Чтобы увидеть эту эволюцию, достаточно сравнить, скажем, ранние ленты Луиса Бунюэля с фильмами Дэвида Линча или практически бессмысленные стихи ранних сюрреалистов с романами Бориса Виана. Современная сюр-литература не похожа на сырой продукт подсознания — скорее это плод работы «прокачанного» писательского воображения, игра, в которую читателю предлагают включиться. Без принятия правил этой игры и отключения рационального мышления текст будет казаться просто клиническим бредом, годящимся разве что для психиатрической экспертизы. Некрасов, кстати, честно предупреждает, что без участия читателя приключения помойных эльфов не обойдутся: «Щёлкните три раза по стеклу, отделяющему вас от стылого помойного эльфа, громко, с душою, ногтём. Щёлкните, не пожалейте». А что же, и щёлкнем. Возьмём в руки этот прекрасно изданный томик (маленькое издательство CheBuk может позволить себе долго и любовно возиться со своими книжками) — и посмотрим, в какие дебри заведёт нас эта игра. Сам роман «Брандлькаст» занимает лишь половину книги. Это история помойных эльфов Франтишека и Ярмолки, калейдоскопическая цепочка событий, разделённая на маленькие главки с бессмысленными названиями и хаотичными номерами: «Ыллтенгорд № 57», «Зоурдинорр № 703267», «Йэргнутар №384,7 ?»... Этот роман (а в мире Пасти он, как выясняется, нечто вроде священного текста) стоит читать, не пытаясь уследить за нитью сюжета, а просто следуя прихотливой тропинкой языковой игры, наслаждаясь вывертами авторской речи. «Ярмолка зазвенел сурово козырьком и ушатал себя поодаль. Голова его бренькнула, подобострастно и тоненько, этаким свадебным колокольчиком. А когда расповсюжилось, разошлось строями и замерло...». Словотворчества в «Брандлькасте» — греби лопатой, на каждой странице: «восудьбление», «судьбинэйра», «магинг-эзотеряйнен», «напротивщики», «челокваки»... Однако не только языковой игрой привлекает роман, но и нетривиальной философией. В придуманном автором мире нет смерти — и поэтому эльфы вместо гибели претерпевают всевозможные метаморфозы, то меняя пол, то превращаясь в ангела или рыбу, то просто разбираясь по частям. И что бы с ними ни происходило, они сохраняют преданность друг другу, спасаясь из непонятных, но, несомненно, страшных передряг. В этом странная магия текста: не понимая в деталях, что происходит (хотя в этом несколько помогают иллюстрации), читатель отлично улавливает общий смысл, эмоцию того или иного эпизода и проникается симпатией к главным героям. Кроме романа, в книгу входит «Люпусарий, или Дружбарь» — глоссарий к тексту, который вроде бы призван всё объяснить, но написан таким же языком и только всё запутывает. Принцип чтения тот же — расслабиться и получать удовольствие. Среди маленьких главок «Люпусария» есть совершенно прелестные легенды: о тикающих рыбах, о двух кляксахдемиургах, о чингисханах — хранителях детских площадок, о карточных мастях, которые разделили между собой мир, наконец, об удивительной бабевелосипеде, которая «движется поперёк обычного течения времени». Из «Люпусария» можно почерпнуть кое-какие сведения о космогонии и мифологии мира Пасти, только менее странным этот мир не станет. В книгу также включён отрывок из новой повести о помойных эльфах «Малодушный корабль» — похоже, просто так этот мир отпускать автора не намерен. Итог: «Брандлькаст» (по авторскому определению жанра — «сюрреалистическое фрик-фэнтези») практически не имеет аналогов в нашей словесности. Это определённо не та книга, которая обретёт массовую популярность, зато у неё есть все шансы стать культовой в узких кругах «тех, кто понимает». Говорят, уже стала. Похожие произведения | Милорад Павич «Хазарский словарь» Евгений Клюев «Между двух стульев» Макс Фрай «Гнёзда химер» | Цитата | «На ум Ярмолке пришли дряхлые стрелки часов: они, будто старички, идут-хромают вдоль вечного горизонта циферблата, пока время не переломит им хребет. Эльфу показалось, что он сейчас — это ось, крохотная круглая земля, по которой вечно ходят стрелки, и ни сойти им с места, ни подпрыгнуть, но в их власти самое важное, что есть у живых в любом мире, — видимость вечности» «Брандлькаст» | СЕТЕВЫЕ ЭЛЬФЫ | В Сети «Брандлькаст» известен с 2008 года: его можно прочитать в специально заведённом для этой цели «Живом Журнале». Есть также версия для iPad, с отличным от книжного оформлением, интерактивными картинками и спрятанными внутри текста «кладами» — собрав их все, можно получить книгу с автографом автора. Бесплатная версия прячется по адресу: itunes.apple.com/us/app/brandl-kast-free/id498473635?mt=8 | Цитата | Баба-велосипед очень красива. Взглянув на неё сбоку, вы рискуете захлебнуться восторгом, лицо оплавит сургучная похоть, поэтому ни для кого, никогда баба-велосипед не замедляет свой бег «Люпусарий, или Дружбарь» | |