Google+
Разговор с Анджеем Сапковским Что делать, если вы... умерли? Конан против Волкодава Арнольд
Версия для печатирецензии: «Дракула»

Стивен Джонс (составитель) «Дракула»

Оригинальное название: The Mammoth Book of Dracula: Vampire Tales for the New Millennium * Мистика * Пер.: Е. Дворецкая, Ю. Зонис, Н. Кудрявцев и многие другие * Издательства: Азбука-Аттикус * Выход:  2012

Дракула

Сюжет: Граф Дракула умер, убит доктором Ван Хельсингом и Джоном Харкером — и в то же время бессмертен, как мафия в известной киноцитате. Не только по своей вампирской природе — как носферату, не-мёртвый. Но и благодаря усилиям сотен подражателей и последователей Брэма Стокера, упорно воскрешающих Влада на протяжении ста с лишним лет. Лучшие из этих рассказов вошли в тематическую антологию, подготовленную знаменитым британским редактором-составителем Стивеном Джонсом.

***

В галерее всемирно известных монстров граф Дракула занимает одно из самых почётных мест: зловещая фигура в чёрном плаще облагораживает собой любой пейзаж. Но особенно по душе граф пришёлся американцам — разумеется, только после того, как появился на большом экране. Дракула — романтический изгой, воплощение всего того, о чём мечтал обыватель накануне Великой депрессии. Он обладатель несметных сокровищ, жёсткий правитель, знающий толк в развлечениях, любимец женщин, подлинный аристократ... Настоящий альфа-самец с безупречными манерами, воплощение поздневикторианского духа, уже несущего в себе семена распада. Бессмертный, что немаловажно, и известный на всю Ойкумену, спасибо мистеру Стокеру. Не удивительно, что многие авторы, подвизавшиеся на ниве «литературы ужасов», спешат воздать должное Владу Цепешу — ну и отчасти приобщиться к его славе. Известнейший кровосос в европейской истории, граф Драк ула стал идеальным донором для писателей, исчерпавших источник вдохновения. Одним своим присутствием он оживляет любой сюжет, каким бы безнадёжным — архаичным, глуповатым, банальным — тот ни казался. Рецепт чудодейственного снадобья прост: берём первую попавшуюся историю, примешиваем щепотку Дракулы и — вуаля! — становимся соавторами классика... Хотя бы чуть-чуть, понарошку.

Антология Стивена Джонса «Дракула» (в оригинале она называется далеко не так лаконично) была подготовлена к столетию со дня выхода знаменитого романа Стокера. Ну что ж, событие знаменательное, в своём роде переломное для всего мирового хоррора, грех было не отметить. В сборнике аккуратно перемешаны рассказы, специально написанные для этого проекта и позаимствованные из объёмистых архивов англо-американской «дракулианы». Увы, не могу сказать, что авторы на все сто раскрыли потенциал темы. Граф Дракула — человек-оркестр. То есть не человек, конечно, но вы меня поняли. В рассказах антологии он коллекционирует запретные книги («Библиотека Дракулы» Кристофера Фаулера), сам или в лице своих наследников принимает участие в съёмках сомнительных киношедевров («Зак Фаланг — Влад Цепеш» Брайана Ламли, «Дракула» Френсиса Форда Копполы» Кима Ньюмена), курит травку вместе с Тимоти Лири («Помешанный на крови» Нэнси Холдер), пытается продвинуть на рынок новые синтетические наркотики («Контроль качества» Брайана Стэблфорда), вовсю лютует в постколониальной Африке («Дети долгой ночи» Лизы Мортон, «Мбо» Нико ласа Ройла, «Худшее место на Земле» Пола Макоули), разъезжает в инвалидном кресле («Волонтёры» Терри Лэмси), пытается свести счёты с жизнью из-за несчастной любви («Депрессия» Роберта Лэннес)... В общем, пробует себя во всех областях человеческой жизни. Куда ни плюнь — всюду Дракула доброжелательно скалит из полумрака блестящие клыки. Однако главная беда графа в том, что он блестяще сливается с фоном, моментально теряется среди декораций — таково уж ро довое проклятие великого вампира. Образ Дракулы лишён выразительности: всё, что мы знаем о его характере, взглядах и убеждениях, мечтах и страхах, сводится к нескольким ярким, но заезженным штампам. И винить в этом участников анто логии бессмысленно. Развитие характеров Джона Харкера и Мины интересовало Брэма Стокера гораздо сильнее, даже о внутреннем мире Ван Хельсинга мы можем узнать из «Дракулы» куда больше, чем о заглавном персонаже. Нашим современникам остаётся играть теми картами, что достались им по наследству. Граф — очень удобная фигура для писателя. Как из мягкой глины, из него можно вылепить что угодно — шута и короля, хищника и жертву. Каждый второй участник антологии стремится перещеголять коллег, загнав героя в экстремальные обстоятельства. Бессмертный вампир меняет амплуа, как перчатки, путешествует по всему земному шару, влипает в глупейшие авантюры, то пытается легализоваться, то гоняется за случайными свидетелями своих преступлений против человечества. .. Но опознать в этой фигуре Влада Цепеша можно только по внешним признакам (плащ, клыки) да по паре фраз, позаимствованных из знаменитого романа. Самые одарённые авторы сборника — Рэмси Кэмпбелл, Ким Ньюмен, Пол Макоули — явно чувствуют это, и потому главные роли они доверяют другим персонажам. Любые попытки переиграть старую пьесу, показать, что Влад Дракула вовсе не таков, каким мы его знали, обречены на провал: ведь по большому счёту мы не знали стокеровского графа вовсе...

Итог: Не самая удачная антология из знаменитой серии The Mammoth Book. С деконструкцией (или развитием) мифа о Дракуле авторы, собранные Стивеном Джонсом, попали впросак — возможно, потому, что сам этот миф, при всей его культовости, покоится на шатком основании.

Похожие произведения

антология «Вампиры»

антология «Драконы»

ИЗНАЧАЛЬНЫЙ АУТСАЙДЕР

В первые годы после выхода в свет «Дракула» Брэма Стокера вовсе не считался бестселлером. Начальный тираж романа составлял всего 3000 экземпляров, а подлинная слава пришла к князю вампиров только после выхода немого фильма «Носферату», снятого без ссылок на первоисточник и выплаты причитающегося гонорара вдове писателя.

Цитата

Последние несколько лет книжные полки буквально ломятся от литературы про вампиров. Было издано несметное количество романов, сборников и антологий, описывающих всевозможную нежить, и, по правде сказать, большинство из них с успехом позабыты. Однако именно на пороге нового тысячелетия вампиры стали популярны, как никогда, и вампирская литература выделилась в отдельный поджанр. Как мудро отметил где-то мой коллега Ким Ньюмен, литература о вампирах стала своеобразным звёздным часом ужасов.

Из предисловия составителя

Удачно

Неудачно

  • разноплановость текстов

  • стилистическая пестрота

  • разнообразие подходов к личности дракулы

  • неровность подборки

  • надуманность многих сюжетов

  • невыразительность дракулы

Оценка МФ
7
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться