Google+
Мастер-Класс. Г.Л.Олди: О бедном романе замолвите слово... МИРЫ. «ОСТАТЬСЯ В ЖИВЫХ» Сериал Страна Оз: экранизации
Версия для печатирецензии: Mass Effect 3

Mass Effect 3

Тип игры: Ролевая игра, экшен с видом от третьего лица

Разработчик: Bioware

Издатель в России: Electronic Arts

Mass Effect 3

То, о чём так давно предупреждали командор Шепард и его друзья и во что никак не желало верить большинст во людей, турианцев, асари и прочих обитателей галактики, всё-таки случилось. Раса разумных машин-жнецов вернулась в пространство Цитадели, чтобы вновь, как и тысячелетия назад, истребить все развитые цивилизации обитаемого космоса. И главной целью Жнецов становится человечество, причём первый сокрушительный удар безжалостных синтетиков нацелен в самое сердце Альянса — по планете Земля.

Хотя стараниями Шепарда человечество играет ведущую роль в космическом сообществе, оно всё же не обладает ресурсами и мощью, которые позволили бы ему надеяться на победу в войне против древних машин. Так что нашему бравому командору, вместо того чтобы принять бой, приходится покинуть Землю и взвалить на свои плечи очередную жизненно важную миссию — теперь он должен добиться поддержки других народов галактики.

Впрочем, даже ступив на дипломатическое поприще, Шепард остаётся солдатом и улаживать противоречия предпочитает с бластером наперевес — так что, хотя мы и покинули передовую, войны на нашу долю хватит. Крен в сторону экшена в третьей части достигает апогея. Непосредственно во время миссий игра превращается почти в чистокровный шутер от третьего лица, а о том, что перед нами всё-таки RPG, напоминают лишь многочисленные диалоги между заданиями. Впрочем, изменились и они.

Первые две игры постоянно ставили нас в ситуацию, когда приходилось делать непростой моральный выбор — пожертвовать жизнями людей, чтобы спасти Совет Цитадели, или бросить его на верную гибель, обеспечив лидерство человеческой расы; завладеть технологиями Жнецов или уничтожить чересчур опасное наследие… Сложные моральные дилеммы были ключевым понятием в двух первых частях Mass Effect. И именно в них крылась львиная доля очарования игры. В этом плане Mass Effect 3 заметно отличается от своих предшественниц: заключительная часть трилогии не столько о выборе, сколько о последствиях решений. Если вы не начинаете игру с нуля, а переносите старые сохранения, то увидите, как поступки Шепарда аукаются ему, а подчас и всей галактике, сегодня. Сценаристы проделали титаническую работу, сводя воедино десятки сюжетных линий, — причём не только из предыдущих игр, но и из сопутствующих книг с комиксами.

В самой третьей части серьёзный выбор совершать придётся всего пару-тройку раз. Правда, уж когда игра заставит вас его делать, это будет действительно вопрос жизни и смерти. Например, Шепард окажется в ситуации, когда на одной чаше весов окажется судьба целой расы, а на другой — жизнь старого друга, и в любом случае придётся пожертвовать. Прежде, если очень постараться, можно было спасти практически всех, а теперь ставки выросли, и Жнецы обязательно соберут свою кровавую дань. Вообще, кажется, ни в одной другой игре ощущение надвигающейся последней битвы за судьбу вселенной не было передано так здорово, как в Mass Effect 3.

Лишний раз это подчёркивается и встречами со всеми значимыми персонажами, которые пережили события первой и второй частей. И BioWare на славу потрудилась, чтобы каждый такой эпизод, даже если он не имеет большого значения для магистрального сюжета, пробирал до глубины души. Подобные сцены — пафосные, трогательные, драматичные — убедительно доказывают, что канадцы не растеряли уникального навыка играть на потаённых струнках наших душ и дарить нам массу неповторимых эмоций.

С первых минут и на протяжении большей части игры кажется, что перед нами практически идеальный эпик, выверенный до мелочей, способный встать в один ряд с лучшими космическими сагами. К сожалению, заключительные сцены если и не перечёркивают эти впечатления полностью, то как минимум заставляют изрядно поумерить восторги. Не станем вдаваться в подробности и, чтобы избежать спойлеров, ограничимся аналогией. Представьте, что «Властелин Колец» заканчивался бы на эпизоде, в котором Горлум откусывает палец Фродо, а что за этим последовало, какая судьба постигла народы Средиземья и полюбившихся героев, автор объяснять бы не стал, — и вы получите вполне адекватное представление о сути последних минут Mass Effect 3.

Впрочем, несоответствие масштабов развязки размаху всего предыдущего повествования — далеко не единственная проблема концовки. Объяснения как подоплёки конфликта, так и мотивов Жнецов откровенно шиты белыми нитками. Отличия между разными вариантами финала носят скорее косметический характер, и ни одну из концовок нельзя назвать хотя бы более-менее счастливой. О судьбах героев, вместе с которыми мы пережили десятки часов увлекательных приключений, после финальных титров остаётся только гадать. И, самое главное, развязка Mass Effect 3 вообще не зависит от тех решений, которые мы принимали на протяжении трёх частей. А наличие или отсутствие даже того небогатого выбора, который способна предложить концовка, определяется лишь количеством так называемых «военных активов», то есть флотов и армий, собранных нами под свои знамёна.

Итог: если бы не смазанный финал, Mass Effect 3 имела бы все шансы претендовать на высший балл. Это прекрасная игра и в целом достойное окончание одного из главных игровых сериалов нынешнего поколения.

Оценка МФ
9
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться