Google+
PLANESCAPE ТЮРЬМЫ SPELLJAMMER Журналисты
Версия для печатирецензии: Small World

Small World

Оригинальное название: Small World

Жанр: Стратегия-лайт

Издатель: Days of Wonder

Фэнтези по Льву Гумилёву

В 1999 году бельгиец Филипп Кейарт выпустил свою дебютную игру — настольную стратегию Vinci. Её название не имеет никакого отношения к известному представителю итальянского Возрождения и происходит от латинского «побеждать». В основу игры лег старый принцип захвата и контроля территорий: в свой ход игрок нападает фишками-солдатами на соседние регионы, занимая их без боя или выбивая оттуда противника, а во время ходов других игроков те же самые фишки удерживают местность.

Большинство таких настолок, например «Риск», требуют для победы тотального уничтожения противника или хотя бы доминирования на карте. Однако Vinci поставил во главу угла принцип, отражённый в подзаголовке: «Взлёт и падение цивилизаций». Поскольку фишек каждому выдавалось не так уж и много, и с течением партии их число только сокращалось, спустя пару-тройку ходов после начала блицкрига игрок обнаруживал, что все его армии удерживают захваченные территории, и на дальнейшую экспансию ресурсов банально не хватает. Выход из такой ситуации был один: отправить притормозившую цивилизацию в упадок и начать следующий ход с новым народом и с другого края карты. При этом игрок терял контроль над «упадочной» цивилизацией, но продолжал получать за неё победные очки, пока эти фишки оставались на поле. В целом игровой процесс служил замечательной иллюстрацией к теории пассионарности, выдвинутой российским учёным Львом Гумилёвым: в начале своего исторического пути каждая цивилизация готова перевернуть мир, но со временем энергия иссякает, и народ некоторое время почивает на лаврах, прежде чем уступить место молодым и сильным.

Несмотря на замечательную идею, Vinci не была свободна от недостатков. Отличительные черты цивилизаций подбирались случайным образом, и среди них попадались как откровенно слабые, так и неоправденно сильные комбинации. Оформление тоже не блистало: раскрашенная в несколько цветов карта Европы и деревянные таблетки в роли армий. Игра не переиздавалась с начала двухтысячных и давно пропала из магазинов. К счастью, на Vinci обратила внимание Days of Wonder — компания, известная тщательным и добросовестным подходом к настолкам. Старую игру доработали и выпустили под названием Small World.

На смену абстрактной Европе пришла вселенная фэнтези — мир, слишком маленький, чтобы вместить всех желающих. За него под мудрым руководством игроков борются от двух до пяти народов. Каждая цивилизация представляет собой сочетание двух плашек — расы и особенности. В базовой версии 14 рас, охватывающих весь спектр фэнтезийного народотворчества, от эльфов и гномов до амазонок и некромантов. У каждой расы своё свойство, например, орки приносят дополнительные победные очки, если в течение хода уничтожали чужие фишки, а тритонам проще завоёвывать прибрежные регионы. Уникальности цивилизации добавляет особенность: водоплавающие народы умеют захватывать моря, дипломаты заключают пакты о ненападении, а летающие могут нападать на отдалённые территории. Помимо игровых свойств, сочетание расы и особенности определяет число фишек, которые получает на старте выбравший эту цивилизацию.

Расширение жизенного пространства в Small World проходит по простой схеме. Чтобы занять новую территорию, на неё надо сыграть две фишки своей расы плюс по одной фишке за каждый жетон, который там лежит, — это могут быть чужие расы, укрепления, горы. Свойства рас и особенностей иногда сокращают необходимое для покорения число фишек. На первом ходу вы приобретаете одну из доступных цивилизаций и сразу же бросаетесь в бой всеми её фишками. В конце хода каждый подконтрольный регион приносит вам по одному победному очку — а также бонусные баллы от рас и особенностей. В следующих раундах часть ваших жетонов будет удерживать приобретённые ранее территории, поэтому для захвата новых горизонтов останется меньше сил. Вместо того, чтобы сделать обычный ход, вы сможете отправить расу в упадок: оставить в каждой своей области по одному жетону, перевернуть их и плашку расы серой стороной вверх, сбросить плашку особенности. Экспансии в таком случае не происходит, но очки начисляются как обычно. Следующий ход начнётся для вас с выбора новой расы и нового вторжения на карту. Партия продолжается фиксированное количество ходов, а затем по сумме набранных очков определяется победитель.

Small World, как и большинство игр Days of Wonder, может считаться эталоном качества издания настолки. Иллюстрации стильные и выразительные, в них продумано всё вплоть до надписей на магических книгах. Игровое поле моментально вызывает желание завоевать вон тот городок или укрепиться вот на этом перевале. Для хранения жетонов рас предусмотрен пластиковый поддон с отдельными ячейками — выуживать их оттуда куда удобнее, нежели искать среди картонных россыпей на дне коробки.

Недостатки у «Маленького мира», конечно, имеются. Когда фишки разложены по полю, мелкие картинки на них бывает сложно различить, — но единственной альтернативой был бы возврат к безликим цветным кругляшам. Многовато возни с жетонами, особенно когда требуется отсчитать нужное количество, — но совершенно непонятно, как этого можно было избежать.

Итог: объясняемые за пять минут правила, привлекательный сеттинг, недолгие и динамичные партии делают Small World простоватым по меркам серьёзного настольщика, но несомненным хитом для массовой аудитории. Впрочем, и опытным игрокам не помешает держать в коллекции коробку «Маленького мира» — как быстрое и эффективное средство приобщения к настолкам непосвящённых знакомых. И ещё одно ценное для настольной игры качество: девушкам — нравится.

В этом году вышел Small World для iPad. Адаптация настолки под цифровой планшет близка к идеальной, единственный недостаток — играть можно только вдвоём.

И МАЛЕНЬКОГО МИРА МАЛО

Вскоре после выхода игры Days of Wonder объявила конкурс на лучшее дополнение для Small World. Были рассмотрены работы около 700 участников, и лучшие идеи нашли воплощение в серии расширений. На сегодняшний день их выпущено четыре. Leaders of Small World вводит в игру предводителей для каждой расы. Grand Dames of Small World и Cursed! в сумме добавляют 5 новых рас и 7 особенностей. Наконец, Tales and Legends — это колода карт событий, которые делают каждый ход уникальным. Все расширения, за исключением первого (его раздавали бесплатно на прошлогодней выставке в Эссене), продаются в России наряду с базовой игрой.

ИГРАБЕЛЬНОСТЬ:    ИГРАБЕЛЬНОСТЬ: 9/10
МИР:    МИР: 7/10
КРАСОТА:    КРАСОТА: 10/10
ИЗГОТОВЛЕНИЕ:    ИЗГОТОВЛЕНИЕ: 10/10
ОРИГИНАЛЬНОСТЬ:    ОРИГИНАЛЬНОСТЬ: 7/10
Оценка МФ
9
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться