Google+
Страна Оз: экранизации РУССКИЙ СТИМПАНК СОВРЕМЕННИКИ. НИК ПЕРУМОВ 10 шестеренок стимпанка
Версия для печатирецензии: «Конан: Рождённый в битве»

Роберт Говард «Конан: Рождённый в битве»

Героическое фэнтези * Пер.: А. Корчагин * Издательства: Эксмо, Домино * Выход:  2010

Конан канонический

В российской фантастике, говорят, наступила эра проектов. «Сталкер» с точками, «Этногенез» и прочие «Метро» заполонили прилавки, завербовав даже тех писателей, которые прежде в «сериалоклепании» замечены не были.

Впрочем, те, кто сокрушается по поводу засилья проектов, забывают, что ничего принципиально нового не происходит. Ровно так же лет десять назад авторы — и довольно известные, «элитарные», — писали новеллизации «Икс-файлов», резвились в чужих вселенных «Мира пауков» и «Иеро». И, конечно, раз за разом воскрешали бессмертного киммерийца Конана.

Всё это привело к тому, что мало кто сейчас представляет, а каким же создал Конана сам Роберт Говард? Шустрых продолжателей хватало и до того, как к ним присоединилась орда отечественных авторов. И вот наконец-то на русском языке выходит полное каноническое издание текстов, принадлежащих только Говарду.

Признаюсь: сам долгое время находился под властью стереотипов. Перечитывая (а, по сути, открывая заново) «Конана», я был поражён, насколько он отличается от сложившегося в массовой культуре клише.

Говардовский Конан — персонаж более объёмный и живой, нежели Конан киношный или сериальный. Нет одномерности и однозначности. Да и не может быть: ведь у Говарда Конан в разные периоды очень разный. В рассказе «Феникс на мече», он — король, многого добившийся и многое переживший. В «Боге из чаши» он — юноша, в «Чёрном колоссе» — видавший виды капитан наёмников... Говард как бы по кирпичику воссоздаёт жизнь своего персонажа, скользя туда-сюда по реке времени.

При этом писатель последователен, разворачивая перед нами масштабное полотно Хайборийской эры: страны, народы, обычаи... Каждый следующий рассказ, словно кусочек мозаики, добавляет кое-что в общую картину. Безусловно, львиная доля привлекательности рассказов о Конане — это одновременно фантастичность и узнаваемость мира, в котором живёт и сражается киммериец. Письма Говарда, его черновики и заметки показывают, насколько тщательно относился он к созданию вселенной Конана. Одной фантазией не обошлось: Говард использовал научные труды, беллетризированные изложения мифов, даже такие, казалось бы, неожиданные источники для вдохновения, как «Белый отряд» Артура Конана Дойла и реальную историю родного Техаса.

Конечно, не все рассказы одинаково удачны. Говард зарабатывал на жизнь, продавая их дешёвым журналам, — соответственно, повторялся, шёл на поводу у редакторов. Вместе с тем лучшие вещи писателя — это полные жизни истории.

Обратите внимание: начинаются они как бы с полуслова. Мы оказываемся в истории, которая стартовала где-то за пределами самого рассказа: завершается бой, в своём доме найден мёртвым богатей, по улочкам портового города мчится погоня... То же и с персонажами: каждый из них приходит на страницы со своей историей, это чувствуется и это подкупает. Говард умеет увлечь с первого же предложения. Он жонглирует жанрами: вот рассказ с лавкрафтовскими мотивами, а вот — уже мифологическое фэнтези, затем — классический детектив, и — эпик, и — хаггардовско-майнридовский рассказ о путешествии в дебри Африки...

В ранних вещах эпические сражения мало удаются писателю, а вот атмосфера тайны и грядущего ужаса — вполне. Говард высоко ценил Лавкрафта и многому научился у него. Композиционный приём, который лишь в самом конце произведения сталкивает читателя лицом к лицу с мрачным свидетельством существования могучих сверхъестественных сил, Говард освоил и использовал не раз. Однако тон рассказов у него иной: нет обречённости, а есть угрюмо-дерзкая витальность. Бездны времён, сонмы богов и рас ничуть не умаляют человеческого достоинства, которым от рождения наделён киммериец Конан. В Конане, пожалуй, Говард воплотил свой идеал поведения и жизненной философии: отрицание цивилизационной мишуры, утверждение чести, достоинства, храбрости и верности как главных ценностей.

Итог: безусловно, рассказы Роберта Ирвина Говарда несколько романтично-наивны, но не дайте этой интонации ввести себя в заблуждение. За их кажущейся простотой — действительно большая работа мысли и чувства, и сами они по-прежнему способны удивить, восхитить, увлечь.

Похожие произведения

нет смысла перечислять всех подражателей, имя им — легион

ХОТЕЛИ, КАК ЛУЧШЕ, СМОГЛИ, КАК ВСЕГДА

Полное собрание, рассчитанное на любителей и ценителей жанра, обладает своими плюсами и минусами. Рассказы и повести расположены в порядке их написания, в книге есть предисловия, обширное послесловие, многое рассказывающее о генезисе тех или иных образов цикла. Шикарно оформленный форзац с картой, суперобложка с золотым тиснением, которое со временем не будет стираться. Наконец, классные чёрно-белые иллюстрации Марка Шульца (следующие тома оформляли другие, не менее знаменитые художники).

Однако издатель откровенно лукавит, заявляя в аннотации, что «все рассказы тщательно сверены с авторским текстом». В переводах Е. Хаецкой (сделанных, по её же словам, с немецких (!) изданий) много ошибок. Храм назван замком, спусковой крючок арбалета — воротом... Хватает неуклюжих конструкций: «сторожа, подкупленные не совсем чистыми деньгами, не перегружали своим вниманием данный район», «очевидность говорит против тебя» и т. д.

Наконец, выпускать такое издание на плохой бумаге — полный абсурд. В итоге цветные иллюстрации Шульца выглядят как ксерокопия, сделанная с нечёткого оригинала.

Цитата

— Я вот что тебе скажу: если этот мир иллюзорен, значит, и сам я — всего лишь иллюзия, а коли так, всё окружающее для меня реально. Ну и хорошо: жизнь пылает во мне, я люблю и дерусь... Чего ещё? (Конан)

Рассказ «Королева Чёрного побережья»

Присутствуют

Отсутствуют

  • кровопролитные схватки
  • головокружительные приключения
  • крутой герой
  • подражательские глупости
  • хоббиты и эльфы
  • рефлексия
СЮЖЕТ:    СЮЖЕТ: 9/10
МИР:    МИР: 10/10
ПЕРСОНАЖИ:    ПЕРСОНАЖИ: 9/10
СТИЛЬ:    СТИЛЬ: 8/10
КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ:    КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ: 8/10
ПЕРЕВОД:    ПЕРЕВОД: 8/10
Оценка МФ
9
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться