Google+
МТА Ниндзя Тёмная сторона города БЕСТИАРИЙ. ГЕТЫ
Версия для печатирецензии: «Праймашина»

Вадим Панов «Праймашина»

роман * Вид книги: Приключенческое стимпанк-фэнтези * Издательства: Эксмо * Выход:  2011

Праймашина

Сюжет

Между королевством Адорния, жители которого полагаются на могущество магии творчества, и империей Доктов, чьей опорой служат передовые технические достижения, после кровопролитной войны установился хрупкий мир. Этот период относительного покоя — время интриг и заговоров. В их сети по стечению обстоятельств попадает молодой провинциальный дворянин Карлос Грид. Однако недавний вертопрах не готов мириться с участью жертвы и решает до конца бороться с могущественными врагами, которые вознамерились навеки изменить мир Праи.

***

Всё меньше в родном Отечестве остаётся фантастов, которые не прельстились бы участием в межавторских проектах, — даже мэтрам, и тем становится всё труднее устоять перед соблазном. Правда, что любопытно, если большинство авторов стремится в раскрученные серии вроде S.T.A.L.K.E.R., то наиболее известные писатели не боятся сочинять новеллизации даже сравнительно малоизвестных игр. Так, пару лет назад Сергей Лукьяненко написал роман по мотивам заурядной браузерной MMORPG — получившийся результат, как известно, оказался достаточно спорным. Поэтому когда к нам на стол попал роман Вадима Панова «Праймашина», открывающий цикл, основанный на амбициозной, но на момент прочтения рукописи ещё даже не вышедшей в свет онлайновой игре Prime World от студии Nival, настроены мы были, мягко говоря несколько скептически.

Однако в данном случае попытка оказалась намного более интересной. Чувствуется, что обе стороны подошли к совместному проекту вдумчиво и профессионально: виден высокий уровень межавторского сотрудничества. Как сказали в Nival — именитому автору очень понравился мир Prime World, что стало ключевым фактором его согласия на этот новый для себя тип литературного творчества, а сам Nival с удовольствием вплёл потом некоторые оригинальные идеи и находки Вадима в канон игрового мира. Трудно сказать, кто именно был ответственнен за те или иные конкретные решения, но то, что в «Праймашине» блестяще обыграны условности, которые вполне уместны в игре, но с трудом сочетаются с литературой — неоспоримо. Это касается, например, Героев — сверхлюдей, которых магическое вещество, известное как прайм, наделяет невероятной мощью и способностью воскресать. Или заявленного конфликта двух соседних государств, одно из которых полагается исключительно на технологии и торжество научной мысли, а второе — на магию и эмоциональные порывы творчества. Первые этак страниц пятьдесят скептический ум ещё ухмыляется: «Ага, вот это явно взято из игры!» Но потом ощущение, к которому изначально готовился — что мир «Праймашины» будет казаться каким-то игрушечным, а персонажи вызовут не больше интереса, чем юниты в компьютерной стратегии — рассосалось без следа.

Ну а как только история начинает набирать обороты, она захватывает настолько, что и вовсе перестаёшь подходить к ней с «книжно-игровым» анализом. Мы начинаем узнавать привычный почерк Панова — под его пером мир постепенно оживает, и уже к середине книги абсолютно забываешь, что она написана по мотивам игры. В «Праймашине» мы найдём и традиционную мозаику из нескольких, на первых взгляд, не связанных между собой сюжетных линий, которые лишь ближе к финалу складываются в единую картину. И типичных для Вадима персонажей — решительных людей действия, которые, даже получая тяжелейшие удары судьбы, упорно отказываются сдаваться на её милость и меняют окружающий мир под себя.

Даже пресловутых бессмертных Героев и тех умудрились превратить из неудобного игрового наследия в весьма любопытную особенность романа. Казалось бы, какой резон сверхлюдям подчиняться простым смертным, пусть даже дворянам? В мире Prime World между теми и другими существует любопытная связка, и Панов акцентирует на ней своё внимание. С одной стороны, во власти лордов находятся машины, которые позволяют воскрешать падших Героев, — к тому же прайм меняет последних, они несколько теряют инициативность и способность мыслить стратегически, а потому с лёгким сердцем соглашаются служить более слабым, но умным людям. В то же время, Герои вовсе не рабы лордов и сами выбирают себе достойных повелителей. В результате складывается весьма любопытная социальная система, при которой лордам — и, в частности, юному Карлу — приходится доказывать своё право на власть перед бессмертными воителями.

Правда, с тем же Карлом связан и единственный, пожалуй, значительный недостаток романа. Казалось бы, мы должны увидеть эволюцию главного героя, ведь за время романа он проходит значительный путь — от юного бездельника до... Но не будем портить вам удовольствие от книги — скажем лишь, что парень далеко пойдёт. Однако возмужание протагониста и изменения, которые происходят в его характере, автор показывает, как кажется, уж слишком поверхностно. Впрочем, этот недостаток, как и большинство достоинств «Праймашины», вполне типичен для всего творчества Панова.

Итог: Зачастую писатели — в особенности именитые — соглашаясь поработать над чужим миром, относятся к таким проектам спустя рукава, и в результате получается откровенная халтура. Панов же написал действительно сильную и достаточно нетривиальную книгу, которую смело можно читать и тем, кто не собирается играть в Prime World.

Похожие произведения

Ник Перумов «Алиедора»

Дэвид Фарланд «Властители рун»

ПЕРСПЕКТИВЫ PRIME WORLD

Игра Prime World попала в число лучших проектов выставки Е3 2011. Главный козырь Prime World — в разноплановом игровом процессе, ориентированном на самую широкую аудиторию. Игра будет сочетать в себе элементы классической MMORPG, стратегии и даже симулятора жизни. Благодаря этому Prime World будет легко адаптироваться к вкусам каждого конкретного игрока.

Цитата

Люди сильные, а главное — умные, сломя голову не бегут, они планы строят, помощников подбирают, действия рассчитывают. Они понимают, что лучше сегодня получить половину, а завтра — всё, чем разбить голову в безумной попытке откусить слишком большой кусок. Умные люди знают не только свои ходы, но и ответы противника, и сомнения у них могут появиться только в том случае, если враг сумел их удивить.

Присутствуют

Отсутствуют

  • игровые условности
  • предательства
  • чудь
  • роботы
  • дирижабли
  • магические поединки
СЮЖЕТ:    СЮЖЕТ: 8/10
МИР:    МИР: 9/10
ПЕРСОНАЖИ:    ПЕРСОНАЖИ: 8/10
СТИЛЬ:    СТИЛЬ: 8/10
КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ:    КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ: 8/10
Оценка МФ
8
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться