Google+
Волчий дождь Росомаха Фантастика 1960-х годов АРСЕНАЛ. МЕТАЛЛУРГИЯ
Версия для печатирецензии: «Ученик монстролога»

Рик Янси «Ученик монстролога»

Юношеский хоррор * Вид книги: роман * Издательства: Эксмо * Выход:  2011

Ученик монстролога

Сюжет

Двенадцатилетний сирота Уилл Генри, став ассистентом чудаковатого учёного Пеллинора Уортропа, даже не предполагал, с каким ужасом ему доведётся столкнуться. Чудовища словно из ночных кошмаров обретают плоть и кровь. И они бывают очень, ну очень голодными…

***

Скажу откровенно — начиная читать роман, я не ожидал, что книга, заявленная как «юношеская», может быть настолько жуткой. Американец Рик Янси не щадит нервы читателей, буквально упиваясь натуралистичными описаниями и кошмарными подробностями — хотя, возможно, поколение «Пилы» иначе и не проймёшь. Однако если бы автор тщился лишь попугать, его книга не оказалась бы настолько захватывающей…

Во-первых, привлекает антураж. Хотя действие начинается летом 2007 года, современность маячит только в прологе и эпилоге. Мы узнаём о том, как в руки Рика Янси попали тринадцать увесистых тетрадей, оставшихся после смерти некоего Уильяма Джеймса Генри. А вот события основной части романа разворачиваются весной 1888 года, в окрестностях городка Новый Иерусалим, где-то в штате Массачусетс (старая добрая Новая Англия — колыбель американской цивилизации и излюбленный ареал обитания всяческих кошмариков made in USA). Формальный автор книги Уилл Генри (Янси неспроста объявляет себя лишь «редактором» подлинной рукописи) пишет несколько старомодно и вычурно — по стилю роман напомнил мне «Остров сокровищ» Стивенсона. И там, и здесь героем становится подросток, причём записывает он свои впечатления от пережитого спустя много лет, будучи уже человеком зрелым, — отсюда отсутствие упрощённости в пересказе событий, чего можно было бы ожидать от прямой речи неоперившегося юнца. Декорации книги самые что ни на есть «викторианские», хотя ни туманного Лондона, ни Гримпенской трясины, ни сельских пустошей какого-нибудь Йоркшира в романе не наблюдается. Зато отсылки к Лавкрафту или Говарду в наличии. Тут вам и полуночное кладбище, и старинный скрипучий особняк, и клиника для душевнобольных, более напоминающая преддверие Ада… И монстры.

Тут Янси поначалу удивил. Носителем инфернального Зла он выбрал антропофагов — вымышленный (ой ли?) народ каннибалов, который античные авторы размещали в дебрях Африки. Однако при всей своей кровожадности (показывая её, автор оттянулся сполна), антропофаги выглядят как-то мелковато для подлинных злодеев. Разума у них — как у двухлетнего человеческого ребёнка, и вся жажда убийства вызвана весьма прозаичной причиной — чувством голода. А чего ещё ожидать от расы хищников, для которых люди — естественная добыча? Однако постепенно за уродливыми фигурами стаи зубастых гуманоидов вырисовываются подлинные монстры — люди, замыслившие использовать неразумных тварей в своекорыстных интересах. И не важно, чего добивались эти моральные вырожденцы: одни мечтали воплотить на практике евгенические теории Фрэнсиса Гальтона, другие жаждали переиграть результаты Гражданской войны, третьи думали лишь о деньгах… Все они гораздо более виновны в приключившемся кошмаре, нежели «сухопутные акулы» антропофаги. И неспроста невольно соглашаешься с циничными рассуждениями доктора Джона Кернса, профессионального охотника на монстров и маньяка-убийцы. Люди, увы, лишь в одном отличаются от антропофагов — они гораздо хуже, вот в чём подлинный-то ужас.

Хотя в тексте немало экшена, основной упор автор сделал на размышления и рассуждения. Здесь-то Янси и пригодилась форма классического романа XIX века, написанного в исповедальной манере. Герой-рассказчик не просто разворачивает перед глазами читателя довольно-таки примитивный сюжет. Ведь, не считая детективной интриги с поиском виновных в трагедии, пересказ канвы укладывается буквально в пару слов: обнаружили монстров, изучили их, а потом перебили к чертям. Но в сочетании с мыслями и суждениями Уилла Генри и других основных персонажей книга приобретает совсем иное звучание, нежели чисто авантюрный казус с тошнотворными подробностями.

Итог: Этот ужастик — скорее роман- размышление, ненавязчивая попытка проникнуть в изнанку человеческой души. Результат не бесспорный, но заслуживающий внимания.

Похожие произведения

Джонатан Страуд «Амулет Самарканда»

Барбара Хэмбли «Те, кто охотится в ночи»

МОНСТР НА МОНСТРЕ

В руки Рика Янси попало тринадцать тетрадей с записями Уилла Генри. Учитывая, что охота на антропофагов заняла три из них, можно предположить, что в цикле «Ученик монстролога» будет не менее четырёх романов (если, конечно, не обнаружатся новые записи). Пока свет увидели три тома. В романе The Curse of the Wendigo («Проклятие Вендиго», 2009) Уилл и доктор Уортроп вступают в борьбу с загадочным Вендиго, страстным любителем свежей человечины. А в The Isle of Blood («Остров крови», 2011) герои отправляются на далёкий остров в поисках невероятного существа, известного как «Чаша святого Грааля монстрологии».

Цитата

Мы во многом на них похожи: неразборчивые убийцы, движимые мотивами менее ясными и едва понятными, мы так же яростно боремся за территорию. Единственное существенное различие между людьми и антропофагами заключается в том, что им ещё недостает опыта в притворстве и фальши, лицемерии и лжи. Они ещё не обрели умения забивать и кромсать толпы себе подобных, мотивируя это благими намерениями и благословением свыше

Джон Кернс

Присутствуют

Отсутствуют

  • монстры-каннибалы
  • натурализм
  • Джек-потрошитель
  • чужие
  • мягкий юмор
  • Шерлок Холмс
СЮЖЕТ:    СЮЖЕТ: 7/10
МИР:    МИР: 8/10
ПЕРСОНАЖИ:    ПЕРСОНАЖИ: 7/10
СТИЛЬ:    СТИЛЬ: 8/10
КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ:    КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ: 7/10
ПЕРЕВОД:    ПЕРЕВОД: 8/10
Оценка МФ
8
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться