Грязное мамбо, или Потрошители Сюжет Его зовут Реми, и у него самая обычная работа. Он возвращает долги. Возвращает искусственные органы, за которые не внесли кредит их хозяева. Бизнес поставлен на поток, герой — один из лучших профессионалов Кредитного Союза, уважаемый член общества, которому полицейские отдают честь при встрече. Вот только однажды с Реми происходит несчастный случай: ему ставят искусственное сердце, а с ним неожиданно пропадает привычная хладнокровность. Вскоре он сам становится должником и пускается в бега. *** Бывают книги, которые при коммерческом успехе не получают заслуженного внимания. Роман Эрика Гарсии — из них. Да, по нему поставлен фильм, а сама книга номинировалась на премию Филипа Дика. Но именно фильм подпортил реноме роману, навесив на него ярлык новеллизации. Между тем роман вполне оригинален, ведь в фильме использовано от силы четверть текста, да и выдержана книга в совершенно ином настроении. Перед нами одна из самых необычных антиутопий. По традиции жанра Реми должен был бы перейти на сторону «хороших парней», борцов с режимом, а потом или победить, устроив революцию, или проиграть, пав жертвой бесчеловечной тоталитарной машины. Гарсия же легко и ненавязчиво обходит все штампы традиционной антиутопии, сохраняя её каркас. Здесь нет борцов с режимом, да и жуткого тоталитарного общества тоже нет. Хотя оптимистичней книга от этого не становится. «Грязное мамбо» — это реалистическая дистопия, мир будущего, который почти рядом, где роль тоталитарной машины играют обыкновенные человеческие жадность и глупость. Здесь никто не заставляет покупать новые органы, просто механика обыденного капиталистического процесса доведена до абсурда. Изготовление заменителей изначально было новацией фармацевтических компаний, поставивших трансплантологию на поток, а потом пришёл черед маркетологов и пиарщиков, и кому теперь нужна обычная селезёнка без встроенного полицейского антирадара? Здесь каждому клиенту предоставляется трёхмесячная отсрочка, существуют различные системы скидок — всё как в самом обычном нормальном бизнесе. А значит, как и положено в бизнесе, при неуплате компания вернёт свою собственность. Здесь не с кем бороться, всё всех устраивает, а коли за тобой вышли потрошители, значит сам виноват. Никого не волнует судьба человека, не способного выплатить кредит. К тому же Гарсия предельно демистифицирует биокредитчиков — это самый обыкновенный рабочий процесс, здесь выдают премии, совершаются ошибки, путаются адреса, бывает, не вовремя передаётся информация о погашенном долге, а ценой всех этих типичных сбоев бюрократического механизма становятся человеческие жизни. Гарсия глазами своего героя показывает жизнь мира, который не так далёк от нашего. В нём царит жажда потребления, а в моду входят новые глаза, нервные системы и пищеварительные тракты с встроенными дополнительными функциями. Создавая антиутопию, автор лишает её всех привычных черт, добиваясь поразительного эффекта присутствия. В любом из классических представителей жанра между читателем и описываемым миром создаётся дистанция, часто воплощённая катаклизмом или войной, они всегда воспринимаются скорее как гиперболы, как предупреждения. В «Грязном мамбо» зазор довольно быстро исчезает, и понимаешь, что от подобной системы нас отделяет разве что слабое развитие технологии искусственных органов. Роман построен в форме монолога главного героя. Это циничная исповедь человека, который знает, что умрёт, и вспоминает свою жизнь. Самое интересное, что Реми не считает систему порочной, он просто не может в ней существовать в прежнем качестве. Рассказы о повседневных буднях изымателей соседствуют с воспоминаниями о службе в армии и пяти жёнах героя, и здесь Гарсию не в последнюю очередь интересуют причины, по которым люди идут на подобные работы. Все потрошители — бывшие солдаты, побывавшие в «горячих точках», для чего их готовили к убийству. Это те, кто вернулись домой героями, но вбитое желание смертоносного адреналина так и не избыли. Им просто хочется убивать, и какая разница — врагов или должников? Чего в последнюю очередь ждёшь от книги с подобным сюжетом, так это богатства эмоциональной палитры. Как ни странно, «Грязное мамбо» — книга весёлая, взгляд Реми предельно ироничен, хотя юмор здесь чернее чёрного. Откровенно сатирическая сцена в романе легко соседствует с настоящим хоррором, да и в драматических эпизодах автор не теряется. Немалую роль в восприятии книги играет и русский перевод, жёсткий, нагловатый (в одном месте Реми и вовсе цитирует Пушкина), не стесняющийся нецензурной лексики и трансформации чисто американских шуток на русский лад. Такое смешение цинизма и щемящего чувства потери, рефлексии и наглости создаёт произведение странное, но привлекательное, что для антиутопии нетипично. Итог: Гарсия приходит к неутешительной мысли, что во вусех бедах виноваты мы сами, что общество «потрошителей» построили не злобные корпорации, а потребители, и что порочна не система, а само человечество. Глубоко символично на этом фоне смотрится, что Реми обретает душу, потеряв сердце, а лучшим человеком в романе оказывается женщина, у которой вообще нет ни одного естественного органа. Похожие произведения | фильм «Бегущий человек» (1987) Скотт Вестерфельд «Красивая» | Люди любят веселые лица | Фильм «Потрошители» (Repo Men) вышел в 2010 году, в главной роли выступил харизматичный Джуд Лоу. К сожалению, режиссёр Мигель Сапочник не справился со своей работой — лента получилась невнятной, хотя временами и эффектной. Результат — катастрофический провал и в американском, и в мировом прокате. | Цитата | Розовая дверь часто использовалась в качестве последней любезности задолжавшим знаменитостям. Чем присылать биокредитчика и оставлять кровавое месиво в Беверли-Хиллз на радость папарацци, им с курьером доставляли тиснёное приглашение с требованием явиться на так называемое арбитражное заседание. Вскоре выходили некрологи и уведомления о погашении кредита, а жизнь шла своим весёлым чередом. | Присутствуют | Отсутствуют | - потрошители
- черный юмор
- расчлененка
| - однозначный счастливый финал
- революция
- масштабные перестрелки
| |