Google+
ГЕНРИ ЛАЙОН ОЛДИ. ФАНТАСТИЧЕСКОЕ ДОПУЩЕНИЕ НЕВЕСОМОСТЬ Tolkien SOviet ARMAGEDDON
Версия для печатирецензии: «Драконья Погибель»

Барбара Хэмбли «Драконья Погибель»

Оригинальное название: Dragonsbane * «Высокое» фэнтези * Вид книги: Романы * Издательства: АСТ, Terra Fantastica * Выход:  2002 * Серия: Золотая серия фэнтези * Цикл: Зимние земли

Визит к дракону

Что делает писателя знаменитым? Годы упорного труда? Грамотно проведённая PR-компания? Его величество Случай?

Думаю, вы и сами без труда назовёте с десяток имён тех, кто стал — и остался — известен в первую очередь благодаря одной-двум успешным книгам. Все прочие их работы по-прежнему считаются «другими книгами автора Того-Самого-Романа».

Барбара Хэмбли не относится к тем, чьи имена возглавляют ежегодные рейтинги продаж, скорее она из «крепких середнячков» со сложившейся читательской аудиторией и достаточно высокой планкой, выше которой, однако, прыгнуть сложно. Отечественному читателю знакома лишь малая толика романов Хэмбли. Может, это и к лучшему — слишком часто, дождавшись перевода малоизвестных книг культового автора, мы испытываем лишь разочарование.

Но есть в библиографии Хэмбли две книги, которые принесли ей известность и любовь множества читателей. Одна из них — роман «Те, кто охотится в ночи» на модную нынче вампирскую тематику. Другая — фэнтезийная «Драконья Погибель». Обе были написаны как вполне самостоятельные произведения, однако годы спустя Хэмбли вернулась к ним и написала продолжения. О «Тех, кто охотится...», уверен, мы ещё расскажем: на гребне вампирской популярности он наверняка будет переиздан. Сегодня же речь пойдёт о «Драконьей Погибели» — книге, которая по праву сделала Хэмбли знаменитой.

Начинается роман весьма традиционно: к рыцарю, некогда убившему дракона, приезжает гонец с просьбой о помощи. В королевстве появилось очередное крылатое чудовище, победить которое под силу только настоящему герою. Однако очень скоро выясняется, что герой этот, лорд Джон Аверсин, не имеет ничего общего с персонажами славных рыцарских романов. Он скорее прагматик, нежели романтик, любит рассуждать о разумности свиней, почёсывая им спины палкой, цитировать фрагменты из книг древних философов и заботится больше о судьбах своих подчинённых, нежели о собственной бессмертной славе. Была бы его воля — он предпочёл бы вовсе никогда не встречаться с драконами. Юного, романтически настроенного гонца по имени Гарет с лордом Джоном объединяет лишь то, что оба они носят очки и оба являются людьми чести.

Издания на русском

К сожалению, «Драконья Погибель» выходила на русском всего дважды: в 1995 и в 2002-м. Что же до продолжений, то у нас перевели только второй том тетралогии, «Драконью Тень».

Но одной чести маловато, чтобы Аверсин оставил подвластные ему земли и поехал выручать короля, который уже давно забыл о своих подданных. Так что Гарету приходится совершить бесчестный поступок и, некоторым образом, обмануть Драконью Погибель. Вместе со своей любимой женщиной, ведьмой Дженни Уэйнест, тот отправляется в путь...

В романе Хэмбли не раз и не два прибегает к традиционным для фэнтези приёмам и образам. Некоторые из них при этом она успешно переосмысливает. К примеру, Драконья Погибель лишь поначалу кажется главным героем — вскоре мы убеждаемся, что на самом-то деле именно от Дженни зависит всё в этой истории. Вместе с тем за основу Хэмбли берёт мир, очевидно вторичный по отношению к ойкумене «Властелина Колец»: здесь вам и гномы, живущие в подземных чертогах, и выкуривший их оттуда дракон, и старый король, очарованный злокозненной фавориткой.

Конечно, исходные сюжетные «кубики» Хэмбли обтёсывает по-своему, всё же она — не Терри Брукс с его шаблонной «Шаннарой». Да и в идейно-содержательной части она ближе к Профессору: Хэмбли волнуют выбор между призванием и семейным долгом, цена власти и тому подобные вечные вопросы. Что не менее ценно — Хэмбли сумела создать живые характеры, придумала увлекательную историю, в рамках которой предлагает читателю свои ответы.

Однако, как мне кажется, главной находкой «Драконьей Погибели» стал удачно подобранный поэтический слог, с помощью которого Хэмбли — подчас одним-двумя мазками — обозначает красоту и суровое очарование мира. Описать магию так, чтобы в неё поверили, на самом деле чрезвычайно сложно. Читатель фэнтези — читатель искушённый... или, если угодно, испорченный километрами прочитанных страниц, гигабайтами просмотренных фильмов. Хэмбли делает ставку не на спецэффекты, а на чувства, воображение и фантазию. Она показывает величие дракона, ядовитую притягательность чародейки-обольстительницы, захватывающий дыхание ужас во время небесного сражения — и всё это очень зримо и живо. Роман кинематографичен и в то же время скорей напоминает акварель, чем полноцветный постер.

Итог: красивая сказка для взрослых, самодостаточная и не требующая продолжения. Маленький изящный шедевр, очень атмосферный и добрый.

Цитата

Дженни отбросила волосы за плечи и собрала все свои силы против мерцающей колючей черноты, проникавшей, казалось, в самое сердце. «Оставь меня, — сказала она ему. — Возвращайся к себе, на свои острова в северном море. Пой там свои песни китам и скалам и не смей больше трогать людей и гномов».

Дженни словно переломила обугленное бревно, явив тлеющую сердцевину, — гнев Моркелеба вспыхнул снова.

«Будь по-твоему, колдунья. Я оставляю тебе золото Бездны, возьми его, если хочешь. В нём — моя песнь. Когда придёт старость (а ты уже чувствуешь её холод в своих костях), прижми его к сердцу и вспомни, чем ты пренебрегла».

Он присел на задние лапы, его змеевидное тело подобралось, окуталось мерцанием магии. Чёрные крылья простерлись, блеснув обсидианом суставов; нежное, как кожа младенца, бархатистое брюхо ещё зияло уродливыми ртами ран, оставленных гарпунами. Затем он прянул в небо. Могучий удар крыльев вознёс его над деревьями. Магия плыла за ним, подобно хвосту кометы. Последние пылинки света прилипли на секунду к его шипам, когда он возник над гребнем. И дракона не стало.

Дженни смотрела вслед; сердце её опустело.

Присутствуют

Отсутствуют

  • сражение умов и битва в небесах
  • реалистичность
  • поэтический слог
  • карта мира
  • постельные сцены
  • перебор с сентиментальностью
СЮЖЕТ:    СЮЖЕТ: 8/10
МИР:    МИР: 9/10
ПЕРСОНАЖИ:    ПЕРСОНАЖИ: 9/10
СТИЛЬ:    СТИЛЬ: 9/10
КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ:    КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ: 8/10
ПЕРЕВОД:    ПЕРЕВОД: 8/10
Оценка МФ
9
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться