Google+
КЛАССИКИ. КЛИФФОРД САЙМАК ГРЕГ СТЭЙПЛЗ, ХУДОЖНИК СОВРЕМЕННИКИ. ДЖОРДЖ А. РОМЕРО ЕСЛИ БЫ. ВАРИАНТЫ КОНЦА СВЕТА
Версия для печатирецензии: Doom

Doom

Тип игры: Шутер

Возрастной рейтинг: М (для лиц старше 17 лет)

Жанр: Боевая фантастика

Разработчик: id Software

Издатель: id Software

Doom! Boom! Bang!

В 1993 году компания-разработчик id Software сделала в мире компьютерных игр то, что обычно называют «рвануть бомбу». Шутер Doom шарахнул с такой силой, что эхо взрыва гремит до сих пор, а имена разработчиков Джона Кармака и Джона Ромеро знает любой, кто хоть немного интересуется играми. Doom стал отправной точкой новой эпохи — эпохи красивых, жёстких, динамичных «стрелялок», где за каждым углом вас поджидают злобные чудовища, где в заброшенных лабораториях грызут бетонные стены невиданные создания, где промедление смерти подобно, а смерть зачастую бывает предпочтительнее псевдожизни.

Это было давным-давно, в далёкой-далёкой... нет, не так уж и давно (а точнее, в некоем достаточно близком будущем), на Марсе. Наш герой, недавно отказавшийся подчиниться офицеру, велевшему расстреливать гражданских, попадает на красную планету в составе целого батальона таких же «штрафников». Им предстоит разобраться в некоей проблеме, которая здесь возникла. Связь с напарниками почти моментально пропадает, и герой вынужден в одиночку бродить по базе. Позднее он узнаёт, что на самом деле на Марсе проводились эксперименты по телепортации и в результате какой-то ошибки из открытого портала на планету полезла всякая нечисть. Всех людей, которые им встречались, адские создания убивали или превращали в зомби...

Герой игры улыбался, когда вы находили новую пушку или запас патронов, и покрывался кровью, когда уменьшался запас здоровья.

И вот наш героический космодесантник на марсианской военной базе бьётся с полчищами разномастных тварей. В его арсенале — 8 уникальных образцов фантастического оружия: от кастета и бензопилы до легендарной BFG9000 («Большая чёртова пушка»). Тёмные коридоры и примитивные ловушки, запертые двери и нечеловеческие вопли, бассейны с кислотой и озёра с лавой, запутанная дорога к своим, проложенная через кровь и мясо, мясо и кровь. Убойная концентрация напряжения наглухо вышибала предохранители из самых надёжных наплечных приборов. Именно напряжение отличало Doom от слишком размеренного и скучного родоначальника трёхмерных шутеров Wolfenstein 3D. Миллионы людей по всему миру с горящими глазами убивали нечисть на пяти уровнях сложности. Путь от простейшего «Я слишком молод, чтобы умирать» через «Врежь мне ещё!» к «Ночному кошмару» можно было пройти только спустя месяцы ежедневных тренировок с шотганом в крепких лапах. Сетевая игра в режиме кооператива и десматч (вид многопользовательского режима, где игрок борется с игроком, — кстати, также появился впервые именно в Doom) также оказались весьма ощутимой встряской для неизбалованных игроков.

Doom 2: Hell On Earth, вышедший в 1994 году, был исключительно бесхитростным продолжением первой части. Разобрались с бестиарием на Марсе? Добро пожаловать на родную планету. Небольшая кучка новых монстров, двустволка и новые карты — вот и готова новая кровавая мясорубка. Сейчас такой ход назвали бы спекуляцией, тогда же приняли с распростёртыми объятиями. Конечно, свою роль играл и определенный игровой дефицит, но победителей не судят, ими гордятся.

В 2004 году свет увидел Doom 3, римейк первой игры, созданный при непосредственном участии неутомимого Джона Кармака. В дело вступил новейший графический движок id Tech 5, позволивший создать действительно пугающую атмосферу жестокой бойни. И если в предыдущих частях мчаться навстречу смерти было относительно весело, то здесь от непродуманных выходок душа уходила в пятки. Темнота, поглотившая игровые уровни, скрывала тот самый Ужас, от которого взрослые и храбрые дядьки пугаются хуже сопливых младенцев.

Компания Intel и многие другие организации запретили сотрудникам играть в Doom даже во время перерывов.

Официального редактора у игры не было, но данные разработчики не шифровали. Любители очень быстро разобрались в коде игры и придумали огромное количество дополнительных уровней, оружия, монстров и боссов.

Итог: чтобы понять, что такое Doom, надо изучить полный список использованного в игре оружия, узнать, чем спектр отличается от демона, почему последнего ласково называют пинки и пройти игру хотя бы на четвёртом уровне сложности. Поскольку сейчас всё это никто уже делать не будет, просто запомните: Doom — это то, без чего не было бы ни одного современного шутера.

Если бы да кабы

В самом начале разработки геймдизайнер Том Холл написал так называемую «Библию Doom», в которой были, в частности, куда более проработанный сюжет и выбор из пяти типов персонажей. При программировании уровней Том, как человек серьёзный и ответственный, внимательно ознакомился с реальными военными объектами — казармами, складами, базами. Но Кармак, посмотрев на результат работы Холла, остался недоволен. «Скучно и банально!» — таков был его вердикт. В результате история игры была изменена до неузнаваемости, персонаж остался один-единственный, а «правильные» уровни заменили зубодробительными катакомбами, которые спроектировал Джон Ромеро. Том Холл, не согласный со столь «ненаучным» подходом к делу и полностью уверенный, что из игры ничего хорошего не получится, уволился за полгода до выхода Doom. Если бы Тому хватило духу защитить свои идеи, облик Doom мог бы быть совсем другим.

Присутствуют

какодемоны

чит-коды

Большая чёртова пушка

Отсутствуют

эльфы

заклинания

развёрнутый сюжет

СЮЖЕТ:    СЮЖЕТ: 10/10
ИГРАБЕЛЬНОСТЬ:    ИГРАБЕЛЬНОСТЬ: 10/10
ГРАФИКА:    ГРАФИКА: 10/10
ЗВУК:    ЗВУК: 10/10
Оценка МФ
10
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться