Google+
Вампиры нового Мира Тьмы Forgotten Realms: Литературный цикл «Забытых королевств» SOVIET ELECTRO ДОСКА ПОЧЁТА. ЭПИЧЕСКИЕ БИТВЫ
Версия для печатирецензии: Знамение

Знамение

Оригинальное название: Knowing

Жанр: Фантастический триллер

Производство: Summit Ent., Mystery Clock Cinema, Escape Artists

Режиссер: Алекс Пройас

Продюсер: Дэвид Элпер

В ролях: Николас Кейдж, Роуз Бирн, Чандлер Кентербери

Премьера: 19 марта 2009

Прокатчик: Парадиз

Возрастной рейтинг: PG-13

Знание — сила

Фильм можно воспринимать и как антирелигиозный манифест. Все предопределено законами природы, а райский сад находится на другой планете.

Почему Алекса Пройяса считают феноменально талантливым режиссером? За душой у него ровно один гениальный фильм — «Ворон» (1994). Последующий «Темный город» оказался стильной нудятиной (с треском провалившейся в прокате), а «Я, робот» — цифровым аттракционом для добывания зрительских денег. Выходит, что король-то голый, а «Знамение» — лебединая песня про апокалипсис вроде «Явления» Шьямалана? Давайте посмотрим.

Гвоздь программы — Николас Кейдж. Десять лет назад он попытался переквалифицироваться в драматические актеры, в результате чего его рейтинги и гонорары едва не скатились до уровня третьего слева парня в массовке порнофильма. Для реабилитации был выбран образ умного и тонко чувствующего героя боевика: недостающее звено эволюции между наемным убийцей и профессором философии. В «Знамении» Кейдж разыгрывает ту же карту спасителя, что выпала ему в «Пророке» (2007). А потому его переживания по поводу гибнущих людей не выглядят страданиями от вчерашней пьянки с режиссером.

Хорошая актерская игра упакована в мистико-фантастический антураж. Интересная завязка с капсулой времени, чехарда цифр а-ля «Игры разума» и «Роковое число 23», кровожадные сцены катастроф, постепенное нагнетание безысходности и резкий перелом с мистики на фантастику — здесь чувствуется рука профессионала. Мастерство Пройяса измерено, взвешено и найдено полновесным.

Единственный «кроличий» символ, который приходит на ум, — бесконтрольное размножение.

Объем и качество операторской работы поражает. Камера именно живая, а не модная трясущаяся. Она как бы плывет сквозь неоготическую мистику Пройяса, показывая нам и маленькие шаги Джона Кестлера к разгадке полувековой тайны, и огромные шаги всего человечества к катастрофе.

Не обошлось и без недоразумений. Зачем было предсказывать события на 50 лет вперед, если было известно, что капсулу вскроют лишь после того, как они произойдут? Пара-тройка актуальных предсказаний была бы гораздо убедительнее. А уничтожение нашей цивилизации солнечной вспышкой выглядит как жалкая попытка сценаристов найти хоть одну причину глобального апокалипсиса, кроме засевших в печенках астероидов, смен магнитных полюсов или вирусных эпидемий.

И еще — Пройяс зачем-то залез с ногами в религию, неловко потоптался там и ушел. Название фильма говорит за само себя. Здесь исследуются библейские идеи: ковчег, спасение невинных и философские основы бытия. Но предлагаемый нам символизм выходит за рамки стилизации и граничит с «линчизмами»*. Что за ангелы-инопланетяне и при чем тут кролики? Плохо, когда режиссер считает себя умнее зрителя, но еще хуже, когда он полагает, что зрители умнее его и поймут ту муть, которую он наснимал.

*Бредовыми фантасмагориями Дэвида Линча.

Крушение самолета показано так здорово, что особо впечатлительные зрители проведут отпуск на огороде, а не на море.

Среди фантазий на тему откровений Иоанна Богослова нашлось место и простым семейным ценностям. Это здорово.

Итог: стильная мистико-фантастическая постапокалиптика. Падение самолета, катастрофа поезда, предопределенность событий, тайное устройство нашего мира и его погибель. Логика сюжета заставляет предполагать что-то грандиозное в финале, и наши ожидания оправдываются. Хичкоковское напряжение, берущая за душу музыка и богатые спецэффекты. То, что нужно.

Присутствуют

катастрофы

легкий нуар

язык знаков

Отсутствуют

мистика

мордобой со стрельбой

новизна

Цитата

«Постой, постой! Систем, способных найти тайный смысл в числах, множество! Почему? Потому что люди видят то, что хотят видеть!» (Фил Бергман)

Это интересно
  • Фильм начали готовить к съемке еще в 2005 году.
  • Действие происходит в Бостоне, но съемки проходили в Австралии.
  • Впервые за свою карьеру Пройяс использовал цифровую камеру Red One.
  • Пройяс гордится тем, что двухминутный эпизод с падением самолета был снят непрерывно, без монтажных склеек. Невелика заслуга — «Русский ковчег» Сокурова тоже снят за 1 дубль, но длится 96 минут.

Пройяс на съемочной площадке.

ЗРЕЛИЩНОСТЬ:    ЗРЕЛИЩНОСТЬ: 8/10
СЮЖЕТ:    СЮЖЕТ: 6/10
СТИЛЬ/АТМОСФЕРА:    СТИЛЬ/АТМОСФЕРА: 9/10
РЕЖИССУРА:    РЕЖИССУРА: 9/10
АКТЕРСКАЯ ИГРА:    АКТЕРСКАЯ ИГРА: 8/10
Оценка МФ
8
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
DRAG-D
№ 1
03.07.2009, 09:43
Скажите пожалуйста этот фильм сняли по книге!? Если да, то кто?
Лекс
№ 2
03.07.2009, 10:10
DRAG-D, над сценарием работал Райн Дуглас Пирсон, он вообще-то писатель, и идея, судя по всему, его, но вроде бы он написал сразу сценарий. Да и к тому же на русский язык не переводился, хотя в наличии есть шесть опубликованных книг. Да, и вообще о нем информации почти нет. Он даже в забугорной ВикиПедии не числится.
Spy Fox
№ 3
03.07.2009, 16:30
Хорошая рецензия. А вообще апокалептические измышления нереально задолбали. Жизнь и так штука паршивенькая, а с постоянным капанием на мозги на тему того, что "мы все скоро сдохнем" становится только хуже.

Последний раз редактировалось Spy Fox; 03.07.2009 в 17:17.
ersh57
№ 4
03.07.2009, 16:59
Как, все же, американцы привыкли быть запуганными. Сколько фильмов на подобные темы наснято? Тьма. Прёт их от такого, что ли? Хотя, признаю, что фильм неплох. Но и выдающимся его назвать язык не повернется. Рецензия, по моему мнению, лишь чуть завысила оценку. Можно бы и 7.
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться