Google+
Галерея несбывшегося грядущего Григорий Распутин Конан против Волкодава МИРЫ. «БЕРСЕРК». ЛААР
Версия для печатирецензии: «Метро 2034»

Дмитрий Глуховский «Метро 2034»

Остросюжетная постапокалиптическая фантастика * Вид книги: Роман * Издательства: АСТ, Астрель-СПб * Выход: 11 марта 2009 * Цикл: Метро * Номер в цикле: 2

Следующая станция…

Два года назад Дмитрий Глуховский оказался на улице.

Его именем пестрели рекламные плакаты в центре Москвы. Служители книжных магазинов воздвигали зиккураты из копий его дебютной книги. «Метро 2003» было повсюду: в деловых газетах и глянцевых журналах, в сетевых дневниках и на интернет-телевидении. Наверное, никогда прежде выход фантастической книги в России не сопровождался «кампанией продвижения», сделавшей бы честь голливудскому блокбастеру. И уж точно никогда такое не происходило с дебютным романом автора, широко известного лишь в интернете.

Можно долго ломать копья, выясняя, что — литературные достоинства текста или же умелая пиар-кампания — сыграло решающую роль в неослабевающей по сей день популярности «Метро 2033», однако сам факт прорыва отрицать нельзя. Два года назад Дмитрий Глуховский сделал то, что не вышло у Тимура Бекмамбетова. Нашу уютную, домашнюю фантастику, со Стругацкими ночь напролет и мягкими тапочками на конвентах, выдернули на ослепительный свет софитов шоу-бизнеса.

Происходившее вокруг романа Глуховского имело для нашей фантастики куда большее значение, нежели собственно книга. К «Метро 2033» очень быстро прилепился ярлычок «квест», но правильнее было бы воспользоваться менее известным игровым термином — «сеттинг», сиречь мироописание. Ставка была сделана на создание стильной, притягательной, небывалой и вместе с тем узнаваемой вымышленной реальности — а остальные элементы повествования прилагались к ней постольку поскольку. Возвращаясь в «Метро» весной этого года, писатель вооружился куда более зрелым художественным инструментарием.

На первый взгляд, «Метро 2034» предлагает читателю то же самое, что и первая книга, только с другими именами персонажей и названиями станций. Эмиссары окраинного поселения окольными путями добираются до центра метрополитеновской цивилизации, чтобы отвести от родной платформы смертельную угрозу; героям встречаются атомные чудовища, подземные мороки и самые обычные люди (иные из которых пострашнее чудовищ и мороков вместе взятых); в финале цель вроде бы достигнута, но светлее от этого не становится. Для читателя, который ищет в новом романе просто еще одну остросюжетную прогулку по метро, книга таковой и окажется. Однако тот, кто не станет прокручивать на ускоренной перемотке довольно длинные и частые «философские отступления», обнаружит в романе второе дно. Его персонажи последовательно задаются одним вопросом: благодаря чему человечество не просто еще один биологический вид, чего должны лишиться (или уже лишились) люди, чтобы потерять свое исключительное положение? Может быть, это знания, которые собирает Гомер? Искусство, которому служит Леонид? Любовь, которую готова дарить Александра? Трое героев ищут душу человеческую — и по иронии судьбы делают это в компании Хантера — человека, души, по их мнению, лишенного.

С языком Глуховский обращается споро, но без особой изобретательности — сказывается опыт журналиста. Персонажи берут скорее числом, чем умением: глубокими и противоречивыми их не назовешь, но и однообразными тоже. Не отстает и сюжет: следить за несколькими линиями всяко интереснее, чем за одной, а обрывать рассказ на самом интересном месте автор умел уже в дебютной книге. Динамика повествования постепенно нарастает: концентрация событий на последних страницах сильно выше, чем в первых главах, — как результат, книгу можно проглотить за одну ночь.

Итог: на долю одного и того же произведения искусства почти никогда не выпадают одновременно и массовая популярность, и исключительная художественная ценность. Дмитрий Глуховский еще два года назад сделал выбор в пользу первого. Да, «Метро 2034» — из тех книг, про которые принято говорить «ничего особенного», — однако найдете ли вы хотя бы одну книгу, выпущенную за последние два-три года стартовым стотысячным тиражом, про которую нельзя такого сказать?

Это интересно

Первое издание «Метро 2034» выйдет в уже привычном читателям Глуховского формате: мягкая обложка, страницы шире обычного. Затем в продажу поступит издание в твердом переплете, стандартного книжного размера. Оба варианта будут иллюстрированы черно-белыми иллюстрациями Антона Гречко, кроме того, предполагается выпустить диск-приложение с музыкой Дельфина. Впрочем, все эти материалы наряду с текстом книги можно найти на сайте m2034.ru.

Цитата

Это мир без завтрашнего дня. В нем нет места мечтам, планам, надеждам. Чувства здесь уступают место инстинктам, главный из которых — выжить. Выжить любой ценой.

Присутствуют

захватывающие приключения

кампания продвижения

иллюстрации

Отсутствуют

эксперименты со стилем

оригинальная идея

провисания сюжета

СЮЖЕТ:    СЮЖЕТ: 7/10
МИР:    МИР: 10/10
ПЕРСОНАЖИ:    ПЕРСОНАЖИ: 7/10
СТИЛЬ:    СТИЛЬ: 7/10
КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ:    КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ: 8/10
Оценка МФ
8
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться