Не совсем Лондон Мьевиль, пишущий для подростков? Сомнения возникли у читателей, когда «Нон Лон Дон» еще только был анонсирован: менее подходящего автора для детской литературы представить сложно (разве что Клайв Баркер с его «Абаратом»). Тем с большим интересом мы ждали эту книгу. А уж после того, как ей присудили премию журнала Locus за лучший роман для подростков, стало окончательно понятно, что пропускать ее никак нельзя. Две подружки, Занна и Диба, в погоне за сломанным зонтиком перемещаются в Нонлондон — город, в чем-то похожий на столицу Великобритании, а в чем-то совершенно другой. Полный странных обитателей, с домами, похожими на что угодно, только не на обычные здания, Нонлондон необычностью и многообразием форм напоминает фантастические мегаполисы из аниме-сериалов. Но при этом он сохраняет и узнаваемые черты настоящего Лондона. Городу угрожает страшное чудовище — Смог. Да-да, настоящий смог, который стал разумным и теперь жаждет поглотить Нонлондон. Согласно пророчеству, из реального мира должна придти избранная, Шуази, и победить врага. И эта избранная — Занна. Мьевиль не просто рассказывает еще одну сказку о девочке, победившей зло, все гораздо увлекательнее и сложнее. Пересказывать сюжет смысла нет — стоит лишь отметить, что количеством неожиданных решений и поворотов он может дать фору доброй половине современных фэнтезийных историй. При этом с каждой новой частью текста смещаются акценты. Если поначалу увлекает сам город, его необычность, антураж странного мира, то дальше на первое место выходит основная сюжетная линия. Подросток может и не заметить некоторые мелочи, но любители жанра будут в восхищении. Мьевиль использует типовые фэнтезийные кирпичики вроде «квеста за оружием против врага» или «пути Избранной», но при этом переворачивает их вверх дном либо просто перетасовывает так, что штампом здесь и не пахнет. Мир Нонлондона и его обитатели также вышли на славу. В том, что фантазия Мьевиля безгранична, читатели уже убедились на примере романов «Вокзал потерянных снов» и «Шрам», однако здесь у автора была более сложная задача — создать яркое полотно, обойдясь без натуралистичности и жесткости нью-кробюзонских книг. И у Мьевиля получилось — мир изнанки Лондона поражает неожиданными образами. Чего стоят только хищные жирафы, или бакдзя — владеющие боевыми искусствами мусорные баки. Спутники девочек — тоже не из простых. Мальчик-призрак, портной, вместо волос у которого торчат иголки с булавками, водолазный костюм, полный воды, кондуктор лондонского автобуса, электрической дубинкой отгоняющий пиратов... Все они любят родной город и готовы помогать Избранной в ее нелегком пути. Хороши и злодеи. Разумный дым — это вам не классический темный властелин! Его цели неясны, а замыслы трудно предугадать. Еще интереснее, что остальных отрицательных персонажей никак не вычислить до того момента, пока автор сам о них не расскажет. Иногда роман очень напоминает «Алису в стране чудес» Кэрролла, с ее сменой окружающих картин, постоянными встречами с новыми неясностями и непонятностями. Место действия находится в движении — вот девочки на базарной площади, а через страницу они летят на воздушном автобусе, а спустя главу пытаются попасть на мост, который от них сбегает, — и так до самого финала книги. Мьевилю явно хочется показать Нон Лон Дон со всех сторон, от Фантомграда с его призраками до библиотечной башни, куда отправляются герои в поисках некой книги. Отдельно стоит отметить прекрасный перевод. В английском языке легко получать неологизмы простым соединением корней двух слов, но по-русски обычно так не выходит. И в данном случае радуешься каждой переводческой находке — зонбики (зонтики-зомби), вонькоманы (наркоманы Смога), бакдзи и многие другие отлично вписались в атмосферу Нон Лон Дона. Итог: замечательный роман, качественно переведенный и отлично оформленный. Используя опыт предшественников, автор сумел создать свое, новое видение модернистской Страны Чудес. Мьевиль еще раз доказал, что равных ему авторов в современном фэнтези практически нет. Цитата | И чем больше в воздух выбрасывалось дыма, тем сильней, тем разумней становился Смог. Но нисколько не добрее... Поначалу Смог приносил вред людям бессознательно, но потом, обретя разум, он понял, что многие умершие будут сжигаться в крематориях и дым от этого горения сделает его только сильней и могущественней... Он хорошо понимал, что для него же будет безопасней, если жители Лондона станут думать, что смог — это всего лишь грязный туман... | Это интересно | Книга богато иллюстрирована автором. Мьевиль не просто нарисовал пару картинок, а изобразил практически всех ключевых персонажей (кроме главных героинь), а также виды города. Эти рисунки помогают поддерживать атмосферу Нон Лон Дона, и то, что в издании на русском языке они сохранились — большой плюс работе издателей. Что-то подобное было в «Абарате» Клайва Баркера, только иллюстрации Мьевиля интереснее и не столь фантасмагоричны. | Присутствуют | Отсутствуют | обратная сторона Лондона невероятные создания интриги и пророчества | предсказуемый сюжет инопланетяне темные властелины | |