Пиррова победа Когда цикл Дэвида Вебера о космическом флотоводце Виктории Харрингтон только начинался, у читателя не было сомнений, на чьей стороне правда и кому сопереживать. Небольшое и цивилизованное Звездное Королевство Мантикора, взрастившее Викторию, вызывало гораздо больше симпатий, нежели воинственная, тоталитарная и прогнившая изнутри Республика Хевен. Однако бесконечно так продолжаться не могло, тем более что и Виктория, постоянно побеждая и поднимаясь в званиях, начала изживать себя как сюжетообразующий персонаж. Не удивительно, что Вебер написал уже несколько рассказов и два романа, в которых Харрингтон отводится роль второго плана. И даже в книгах, посвященных вроде бы непосредственно ей, отнюдь не Виктория привлекает к себе наиболее пристальное внимание автора и его читателей. На протяжении нескольких предыдущих томов цикла Вебер знакомил нас с наиболее талантливыми флотоводцами Хевена, которые постепенно, особенно в романах «Война и честь» и «Любой ценой», завоевывают право считаться значимыми для серии героями. И это очень здорово! Потому что на смену войне, где правая сторона (она же — будущий победитель) была изначально очевидна, пришла война-ошибка, в которой по обе стороны баррикад оказываются одинаково благородные и заслуживающие уважения люди, вынужденные проливать кровь из-за чужой подлости и глупости. Читая «Любой ценой», невозможно равнодушно дожидаться очередного триумфа Виктории Харрингтон — ведь ее победа означает неминуемое поражение не менее достойных людей и полководцев. Но тем интереснее наблюдать их бескомпромиссное противостояние. Дэвид Вебер давно зарекомендовал себя как непревзойденный мастер описаний масштабных космических баталий, но в своей новой книге он достиг в этом просто небывалых высот. Никогда еще в романах цикла мы не видели сражений столь эпичных и захватывающих, как битва при Мантикоре. Автор великолепно, в мельчайших деталях описывает ход сражения в целом, одновременно показывая его глазами отдельных персонажей, что позволяет читателю почувствовать себя в самой гуще боя. От размаха событий и мастерства автора просто дух захватывает! Впечатление от грандиозной баталии слегка портит лишь то, что победу в ней в итоге одержал не тот, кто лучше сражался или придумал более хитрый тактический маневр, а тот, в чьих руках оказалось более совершенное оружие. Хотя так ведь часто бывает в реальности — вспомним недавние военные конфликты с участием США. Однако конец сражения вовсе не означает финала войны, тем более что истинные виновники конфликта остаются пока при власти и регалиях — а значит, разбираться с ними героям предстоит в новых книгах цикла. «Любой ценой» — типичный для Дэвида Вебера роман. Великолепно выписывая боевые сцены и политические интриги, автор, увы, проявляет себя посредственным беллетристом, когда дело доходит до рассказа о личной жизни и чувствах Виктории Харрингтон. Сентиментальность любовных сцен превосходит все мыслимые пределы, и на фоне остального романа они выглядят чужеродным и, в общем-то, ненужным элементом. Похоже, Вебер все-таки не очень хорошо представляет, что дальше делать со своей любимой героиней. К счастью, в его вселенной предостаточно иных персонажей — не менее интересных, чем несокрушимая Виктория. Им, похоже, в будущем и предстоит сыграть основные роли. Итог: достойное продолжение цикла, написанное в типичной для Дэвида Вебера манере: отличные батальные сцены, качественно прописанные политические интриги и недостаток авторского мастерства в показе личных переживаний героев. Победы и поражения | Именно в «Любой ценой» Дэвид Вебер планировал убить Викторию Харрингтон. По первоначальной задумке фантаста, Виктория героически погибала в финале романа, а роль главного героя цикла должен был унаследовать ее сын — то есть двенадцатый роман начался бы спустя примерно два десятилетия после окончания нынешней книги. Однако уже во время работы над романом Вебер — к радости многочисленных поклонников Виктории — изменил планы, и адмирал Харрингтон одержала свою очередную блестящую победу. К сожалению, до сих пор даже приблизительно не известна дата выхода двенадцатого романа цикла. В последние два года Вебер с упорством, достойным лучшего применения, создает новые серии, пишет в соавторстве, перерабатывает свои старые книги — занимается чем угодно, но только не сочинением нового тома о Виктории Харрингтон. Ожидание поклонников усугубляется еще и тем, что прежде чем браться за роман основной серии, Дэвид должен написать продолжения двух «вбоквелов» — «Венца рабов» и «Теней Саганами». В лучшем случае их сиквелы будут изданы в США в конце нынешнего года, а вот продолжение основной линии совершенно точно не увидит свет ранее 2009-го. | Цитата | Даже сейчас никто из противников не знал, каким будет бой, в котором сойдутся столь огромные флоты носителей. Прежде ничего подобного еще не случалось, и потому не на что было ориентироваться. В действительности, никогда еще в истории войн в одной битве не сталкивались почти три с половиной сотни супердредноутов. За минувшие столетия тактика космических битв почти не менялась, и люди привыкли к незначительным сражениям и скромным потерям. За последние годы все переменилось, по крайней мере, в этой части галактики, но и тут большинству сражающихся только предстояло почувствовать на себе изменившиеся реалии межзвездных баталий. Битва при Мантикоре станет новым, уникальным словом в истории космических сражений. И в обоих флотах понимали это. | Присутствуют | эпические баталии неожиданные повороты сюжета политические интриги гибель центральных персонажей | Отсутствуют | повышение Виктории по службе политические убийства безоговорочные победы развязка цикла | |