Google+
МИРЫ. «БЕРСЕРК». ЛААР Творчество Филипа Хосе Фармера Беседа с создателем Плоского мира 10 шестеренок стимпанка
Версия для печатирецензии: Mass Effect

Mass Effect

Тип игры: Смесь ролевой игры и шутера

Возрастной рейтинг: M (для лиц старше 17 лет)

Жанр: Научная фантастика

Разработчик: Bioware

Издатель: Microsoft Game Studios

Затерянные в космосе

Когда разработчики обещают совершить революцию в игровой индустрии, соблазн развесить уши в ожидании щедрой порции лапши пленительно велик. Однако всем известно, что создание игр дорожает, поэтому они представляют собой компромисс между желаемой мечтой и реальными возможностями. Скорбя, будто хороним любимую канарейку, вынуждены признать, что компромиссы реже, чем хотелось бы, блещут отменным качеством. Хотите узнать, оказался ли на сто процентов гениальным проект, разрабатываемый порядка четырех лет создателями зацелованной критиками Knights of the Old Republic? Тогда добро пожаловать во вселенную Mass Effect.

Космическая одиссея

Позвольте высказать частное мнение: Jade Empire (прошлая игра разработчиков) — редкостное барахло, криво переделанное из джедайской космооперы в псевдокитайский эпик. Благо Mass Effect лишь отдаленно напоминает предыдущие творения студии и осваивает новые жанровые рубежи: элементы RPG в ней соседствуют с элементами шутера. Концепция по сути своей беспроигрышна: как можно устоять перед динамичным экшеном, в котором персонажи еще и изучают новые способности, а также частенько общаются с жителями обширного виртуального мира? Жесткое следование путями «темной» и «светлой» сторон Силы здесь вовсе не обязательно. Конечно, у протагониста есть некие показатели «хорошести», но они не ограничивают его в выборе. Хотите по-отечески заботиться об обездоленных и слабоумных, при этом бессовестно подкидывая кнопки на стулья членов галактического Совета? Бластер вам в руки.

Разрекламированная диалоговая система на деле практически не отличается от стандартного выбора реплик. Подумаешь, колесико вместо привычных строчек.

Помимо основной сюжетной линии, свободное время можно убивать в десятках дополнительных миссий. Шаблон «побочного квеста» таков: получаем задание, находим на карте галактики нужную планету, высаживаемся на нее в бронетранспортере «Мако», доезжаем до одинокого бункера (космического корабля, поселка) и, собственно, выполняем то, что требуется. Скучно, учитывая, как прямолинейно это реализовано.

Любители копаться во всевозможных меню смогут долго подыскивать наиболее оптимальную экипировку, навешивая на броню и оружие апгрейды, и ломать голову, какие характеристики следует нарастить членам команды. Увы, в творении BioWare прописалось слишком уж много типичных для RPG условностей. Представьте: с собой на миссию вы можете взять еще двух человек, думая, что это откроет простор для тактических маневров. Размечтались! Из-за поистине героической тупости искусственного интеллекта враги регулярно прут напролом. Единственный способ остановить их — подавить огневой мощью. Спрашивается, зачем нужны все эти прятки и молниеносные рывки от одного укрытия к другому, если игровой процесс сводится к банальному наращиванию уровней и покупке самых убойных пушек? Впрочем, получение опыта и поход в оружейные магазины — тоже весьма приятные занятия.

Звездные воины

Если ближе к финалу спасти от верной смерти Эшли, то герой попадет в самый настоящий любовный треугольник. Кстати, через несколько секунд начнется любовная сцена.

На протяжении нескольких лет разработчики бравировали скриншотами из игры, хвастаясь реалистичными моделями персонажей с потрясающей лицевой анимацией. Здесь наши ожидания точно не обманули: населяющие Mass Effect существа и впрямь демонстрируют чудеса фотореалистичности. Мимику их лиц и морд бесполезно описывать словами, это просто нужно видеть. Mass Effect — редчайший случай, когда во время длинных диалогов не возникает желания выкрутить громкость на полную и уйти на кухню заваривать чай. Персонажами хочется любоваться, особенно когда речь идет об их прекрасной половине.

К сожалению, чтобы увидеть обратную сторону этой медали, достаточно оглядеться. Разгрузка вычислительных мощностей Xbox 360 происходит за счет упрощения «декораций». Пейзажи и интерьеры помещений за редким исключением аскетичны и напрочь лишены дизайнерских изысков: подземные бункеры все одинаковы — разработчики, не мудрствуя лукаво, использовали модель одной и той же локации.

Разумеется, это безобразие надежно укрылось бы за симпатичными спецэффектами и «живыми» персонажами, если бы не одно «но». Главный бич Mass Effect — неоптимизированный процесс отображения текстур. Последние весьма сложны, поэтому загружаются поэтапно, что может растянуться секунд на 40. Представьте, персонажи буквально на ваших глазах «обрастают» деталями. Страшно? Вот и мы о том же. Учитывая, что в случае успешных продаж в BioWare собираются удлинить игру до трилогии, программистам есть над чем ломать голову.

В поисках галактики

Ваше транспортное средство — экспериментальный корабль «Нормандия», оснащенный сверхкомпактным двигателем и стелс-системой. Стоит, как эскадра обычных крейсеров, о чем, скрипя зубами, вам расскажет адмирал космического флота Земли.

Бытует мнение, что видеоигры посягают на место кинематографа в индустрии развлечений: дескать, виртуальные забавы придут на смену неинтерактивным фильмам. Затрудняемся определить правдоподобность этой гипотезы, однако можем сказать наверняка, что Mass Effect — грандиозный ластик, который стирает границы между кино и играми. Чтобы охарактеризовать ее сюжет, достаточно восторженно ахнуть. Справедливости ради отметим, что он по большей части состоит из заимствований: любители фантастики без труда определят, каким произведением вдохновлялись разработчики, создавая тот или иной эпизод. Однако в данном случае важно не «откуда дровишки», а насколько хорошо они горят. Mass Effect — яркий факел в жанре научной фантастики, достойных представителей которой нам в последнее время ой как не хватает. Антураж, казалось бы, знакомый: человечество освоило космос, познакомилось с инопланетными цивилизациями, кое с кем от души повоевало и принялось зарабатывать себе место под солнцем. Но тут вот какое дело: виртуальный мир поражает своей, не побоимся этого слова, правдоподобностью. Несмотря на цветастый карнавал из разномастных пришельцев, Mass Effect не превращается в клон «Звездных войн» — здесь нет рыцарей с «электрическим саблями», космических баронов и упрощенных буддистских учений.

В центре внимания сценаристов — вполне бытовые вопросы: они апеллируют к проблемам ксенофобии, политической зависимости сильного государства от слабого, взаимоотношениям индивидов и целых наций. Внимание к так называемой «бытовухе» выводит сюжет Mass Effect на уровень серьезных психологических драм. Копаться в прошлом героев, узнавая мотивы их поступков, — одно удовольствие: каждый из них глубок, как озеро, и многогранен, как обработанный алмаз. Сценаристы не жалеют ни одного из них, убивая ключевых фигур иногда даже вашими же руками. Впрочем, выбор остается за игроком: уговорить или пристрелить, спасти или оставить умирать. Трудность некоторых решений производит неизгладимое впечатление. Оказывается, это возможно и без эмоциональной надрывности, которой всегда находится место в сюжетах японских RPG.

Главным вашим врагом станет раса механических существ Геф. Но это лишь до поры до времени — вскоре вы узнаете всю правду.

В начале игры можно смоделировать внешность главного героя и обозначить некоторые события его прошлого. От этого будут зависеть отношения со многими персонажами.

Итог: при откровенной вторичности игрового процесса Mass Effect способна пришпилить вас к месту сюжетом — крутым, как склоны горы Килиманджаро. В ее реализации были задействованы голливудские звезды вроде Лэнса Хенриксена, Сэта Грина и Кейта Дейвида. Возможно, разработчики пока сами не до конца осознали, что еще больше пошатнули паритет кинематографа в области развлечений. Только бы ко второй части они не уронили планку качества.

Выражаем благодарность агентству Imageland Public Relations Agency и российскому представительству Microsoft за диск.

Цитата

«Казалось бы: находимся в миллионе световых лет от места, откуда человечество начало свой путь. Однако же вот мы заходим в обычный бар, под завязку набитый мужиками, которые истекают слюной на полуголых девиц, трясущих задницами на сцене. Затрудняюсь сказать, смешно это или грустно» (Командир артиллерийского расчета Эшли Уильямс).

Присутствуют

инопланетные расы

звездолеты

сверхсветовые скорости

Отсутствуют

оптимизированный движок

космическое кунг-фу

световые мечи

СЮЖЕТ:    СЮЖЕТ: 10/10
ИГРАБЕЛЬНОСТЬ:    ИГРАБЕЛЬНОСТЬ: 7/10
ГРАФИКА:    ГРАФИКА: 8/10
ЗВУК:    ЗВУК: 9/10
Оценка МФ
8
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Резчица
№ 1
02.01.2010, 17:43
Абсолютно не могу понять за что МЕ так любят. Да вселенная проработаная это хорошо, но сюжет этот мы уже видели. Персонажи тоже картонные. Взаимоотношения в партии атрофированы в Драгон Эйдж все намного проработанней плюс предыстории, про БГ 2 молчу. Второстепенные планеты добили однообразием.
К чему нельзя придраться так это к анимации лиц-10 баллов. К сожалению для РПГ этого недостаточно.
Игрушка на 1 раз, моя оценка 7.5 баллов. Пойду еще в БГ 2 сыграю
Warlock9000
№ 2
06.01.2010, 20:26
Цитата:
Сообщение от Резчица Посмотреть сообщение
Абсолютно не могу понять за что МЕ так любят. Да вселенная проработаная это хорошо, но сюжет этот мы уже видели. Персонажи тоже картонные. Взаимоотношения в партии атрофированы в Драгон Эйдж все намного проработанней плюс предыстории, про БГ 2 молчу. Второстепенные планеты добили однообразием.
Просто безумно интересно где же это вы умудрились видеть именно этот сюжет? Вас послушать, так одну книгу там или фильм из, допустим космооперы прочитать и все! Остальные продукты связанные с космосом будут уже никчемны что ли?
И по поводу картонности персонажей я категорически не согласен. В игре как хочешь, таким своего героя и делай.
Второстепенные планеты это да, но ведь игра была только первой частью!

И кстати, что такое БГ 2 ???
Михаил Алагуев
№ 3
15.09.2010, 09:46
Да вообще крутейшая игра! После второй части и Ведьмака круче всех. А БГ 2 Это BG 2? то есть Baldur' s Gate 2.
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться