Google+
Журналисты На злобу дня. У нас это невозможно? Плагиат в фантастике Мир Александра Зорича: Завтра война uNIVERSAL
Версия для печатирецензии: Warhammer

Вселенная Warhammer

Объясняя непосвященному, что такое варгейм, обычно определяют его как военно-тактическую игру с миниатюрами. Впрочем, современные варгеймы очень далеко ушли от игры в солдатики, которой сильная половина читателей «МФ» (а наверняка и многие представители прекрасной половины) наверняка увлекалась в детстве. Миниатюры пластиковые или металлические фигурки бойцов по-прежнему остаются главным элементом варгеймов, однако далеко не единственным. Современный варгейм это не только сами «солдатики», но и множество дополнительной продукции, от книг правил и воинских листов до моделей ландшафта и сооружений.

Зачем нужны миниатюры и прочие модели, понятно даже новичку: разыграть без этих фигурок полноценное сражение на столе вряд ли получится. А вот обилие книг по варгеймам поначалу может вызвать недоумение. Будьте уверены: заядлый варгеймер собирает на книжной полке не меньше томиков, чем любитель настольных ролевок, — и всеми этими книгами регулярно пользуется. О том, что за литература выпускается по самым популярным в мире варгеймам — Warhammer Fantasy и Warhammer 40000 — мы и поговорим сегодня. Сразу заметим, что темой нашего экскурса станет исключительно литература прикладная, необходимая собственно для игры — все-таки в «Игровом клубе» находимся. А рецензии на художественные произведения в этих двух вселенных «Мир фантастики» публикует в разделе «Книжный ряд» по мере выхода книг на русском языке.

Воюем по правилам

Возможно, это выглядит парадоксально, но в нашем реальном мире существует развитое законодательство, регулирующее военные столкновения. В ряде конвенций, принятых большинством государств, указано, как следует объявлять войну, обращаться с пленными и гражданскими лицами, какое оружие применять можно, а какое — нельзя. Конечно, если разразится Третья Мировая, эти ограничения вряд ли будут кого-нибудь волновать, однако до поры до времени с законами войны приходится считаться.

Базовые правила «Вархаммеров»: шестая редакция фэнтезийного и четвертая — фантастического.

Разумеется, чтобы играть в Warhammer, вам не потребуется кропотливо изучать Женевские да Гаагские соглашения. Правила здесь совсем другие: они призваны наиболее реалистично смоделировать воображаемые сражения, включая физические законы, особенности психологии воинов и даже магию. Подробнее мы рассмотрим эти правила в другой раз, а пока для нас интересно, что именно они составляют основу базовых книг правил. В том или ином виде книга правил имеется у каждого варгейма — это может быть тоненькая брошюра или роскошно изданный фолиант. Книги правил Warhammer ближе ко второму, нежели к первому. Их две: по одной для фэнтезийной и фантастической игр, причем первая выдержала уже шесть редакций, а вторая — четыре. Фэнтези-вархаммер в мягком переплете уже издан на русском языке, перевод «сороковника» готовится и скоро увидит свет.

Что же, помимо правил игры, скрывается за обложками базовых книг? Содержание дополнительных материалов можно определить как «понемногу обо всем». Во-первых, это художественная информация о вселенной игры, которая поможет игроку сориентироваться в расстановке сил и выбрать ту или иную сторону глобального конфликта. Во-вторых, краткие описания армий с красочными фотографиями модельных рядов. В-третьих, сценарии — некоторые базовые варианты сражений, например, «Засада» или «Удержать любой ценой». В-четвертых, общие советы, касающиеся покраски армий и конверсии (переделывания) миниатюр. В-пятых, инструкции по изготовлению ландшафта и моделей. Кроме того, следует упомянуть шаблоны, которые пригодятся для определения зоны действия некоторых способностей, например, магических.

В книгах правил черно-белые страницы соседствуют с полноцветными, а полностью запечатанные текстом листы — с громадными стильными иллюстрациями. В конце обязательно имеется предметный указатель, который позволит быстро и удобно отыскать интересующий вас пункт правил. Вместе с тем, базовая книга правил — это только первый шаг. Как только вы окончательно определитесь с тем, какие войска хотите собрать под своими знаменами, вам потребуются так называемые книги армий, или кодексы.

Своих надо знать в лицо

В рамках каждого из «Вархаммеров» выпущены сотни, если не тысячи разнообразных миниатюр. В каждой армии служит множество разновидностей войск: от тяжелой кавалерии до легкой пехоты, от неповоротливых боевых роботов до юрких гравициклистов. Разумеется, боевые характеристики у каждого рода войск разные. Более того: на эти показатели может влиять множество условий, начиная от опытности солдат и заканчивая их происхождением. Если включать все эти сведения в базовую книгу правил, получится неподъемный том, большая часть которого будет малоинтересна для игроков: какой смысл читать, скажем, про тиранидов, если ты играешь космическими десантниками? К тому же время от времени появляются новые армии, которые тоже надо где-то описывать. По этим причинам и выпускаются кодексы — отдельные книжечки, целиком и полностью посвященные одной-единственной армии «Вархаммера».

Кодексы выходят в мягкой обложке, часть страниц цветная, часть — черно-белая. В начале книги вы найдете общее описание армии: ее историю, особенности, место в мире. Иногда прилагаются географические карты и хронологии, которые могут послужить ценным источником информации о вселенной. Затем размещено описание видов и родов войск, входящих в армию. Для многих армий существуют специальные правила, которые также приведены в кодексе. Наиболее ценны для игроков воинские листы, содержащие все боевые характеристики отрядов. Многочисленные фотографии дадут примеры покраски миниатюр и размещения армий на поле боя. А любители эпических битв найдут полные описания легендарных героев, которые поведут в сражение их войска.

Российские распространители и энтузиасты «Вархаммера» довольно быстро организовали перевод кодексов на русский язык. Изначально это были черно-белые брошюры на скрепках, по качеству издания неизмеримо уступавшие оригиналам. Разумеется, ни о каких полноцветных иллюстрациях речи не шло, однако вся игровая информация передавалась четко. Недавно компания «Астероид» по лицензии от британского производителя «Вархаммера» Games Workshop начала выпуск полноценных кодексов на русском языке. Обходятся они, разумеется, подороже черно-белых брошюр, зато представляют собой настоящие произведения книгоиздательского искусства, которые не стыдно и на полку поставить, и друзьям показать.

К лету 2006 выпущено 14 армейских кодексов для фэнтезийного и 12 — для фантастического «Вархаммеров», несколько уже переведены на русский:

Warhammer Fantasy Battles:

Beasts of Chaos;

Bretonnia;

Dark Elves;

Dwarfs (на русском языке — «Гномы»);

The Empire;

High Elves;

Hordes of Chaos;

Lizardmen (на русском языке — «Лизардмены»);

Ogre Kingdoms (на русском языке — «Королевства огров»);

Orcs and Goblins;

Skaven;

Tomb Kings;

Vampire Counts;

Wood Elves (на русском языке — «Лесные эльфы»).

Warhammer 40000:

Black Templars (на русском языке — «Черные храмовники»);

Chaos Space Marines;

Daemonhunters;

Dark Eldar;

Eldar (с дополнением Craftworld Eldar);

Imperial Guard;

Necrons;

Orks;

Space Marines (на русском языке — «Космические десантники»);

Tau Empire (издание на русском языке готовится);

Tyranids (на русском языке — «Тираниды»);

Witch Hunters.

Читаем дальше

Но и кодексами не исчерпывается игровая литература для «Вархаммера». Недавно на русском языке вышла книга «Как красить миниатюры Citadel». Citadel — это фирма, которая выпускает модельные ряды и краски для всех варгеймов от Games Workshop. Таким образом, данное руководство будет полезно игрокам в оба «Вархаммера», а также «Властелина Колец». Издание рассказывает о том, какие инструменты и материалы использовать для покраски, как собирать миниатюры и подготавливать их к этому процессу, какие техники окрашивания моделей можно применить. Вы узнаете о том, что такое блендинг, драйбрашинг, глазировка, слоение, смешивание, проливка. Освоить эти приемы помогут 12 полных пошаговых описаний покраски самых разных миниатюр. В качестве образца для подражания, к которому должен стремиться каждый коллекционер, приведены многочисленные фотографии выставочных работ заслуженных художников, в том числе членов известной команды ‘Eavy Metal, работающей под эгидой Games Workshop.

Внимание коллекционеров наверняка привлечет серия брошюр Collector’s Guide. Эти книжки содержат полный каталог всех выпущенных миниатюр определенной стороны, а также информацию о боевых цветах, знаменах и прочих антуражных деталях. Игрокам будут более интересны дополнительные книги правил. The Generals Compendium поможет вам значительно разнообразить фэнтезийные сражения, а Warhammer Skirmish — провести небольшие столкновения. В книге для фантастического «Вархаммера» Wargear собраны многочисленные правила по использованию особого оружия и прочего военного снаряжения.

В рамках Warhammer 40000 выпущена также пара тематических кодексов, посвященных скорее не армиям, а выдающимся сражениям. Например, кодекс Armageddon, описывающий битву за одноименную планету, пригодится игрокам за космических десантников, имперскую гвардию и орков. В кодексе Eye of Terror вы найдете не только описания эльдаров, гвардейцев и Космических Волков, но и богатую информацию об истории и географии игровой вселенной. Кроме того, для «сороковника» изданы 4 тома под общим названием Imperial Armour, посвященных военной технике людей и тау, а также тиранидам.

* * *

Игровая литература для «Вархаммера» послужит замечательным — а зачастую необходимым — источником информации для всех, кто хоть как-то связан с этими варгеймами. Для тех, кто регулярно проводит настольные баталии, для тех, кто с азартом охотится за редкими моделями, для тех, кому приятно поставить на полку красиво раскрашенные фигурки, и для тех, кого просто интересуют вселенные боевого фэнтези или мрачного будущего. Начать просто: без базовой книги правил не обойтись, а уже потом, в зависимости от выбранного вами пути, понадобятся армейские кодексы и специальные дополнения. Благо большинство из этих книг в скором времени выйдут на русском языке, и найти их в магазинах не составит труда.

Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться