Google+
100 фильмов Современники. Нил Гейман Разговор с Анджеем Сапковским экранизации булгакова
Версия для печатиКниги номера (июнь 2004)
Кратко о статье: Свежие впечатления наших постоянных авторов о книгах в жанре фантастики и фэнтези, выпущенных российскими издательствами за последние месяцы. Анджей Сапковский “Башня Шутов”, Елена Хаецкая “Синие стрекозы Вавилона”, Робин Хобб “Миссия Шута”, Филипп Пулман “Чудесный нож” и др.     
Книги месяца

   
Свежие впечатления наших постоянных авторов о книгах в жанре фантастики и фэнтези, выпущенных российскими издательствами за последние месяцы.

   
Конец света не наступил, но было весело
   
Анджей Сапковский. Башня Шутов
    Роман. — Пер. с пол. Е.П. Вайсборта — М.: АСТ, “Ермак”, 2004. — серия “Век Дракона” — 30000 экз.
    Наконец-то на русском языке вышла долгожданная книга Анджея Сапковского, открывающая новый цикл польского мастера. Относится ли “Башня Шутов” к “чистому” фэнтези? Скорее, это фэнтези с элементами истории или альтернативная история с элементами фэнтези. Действие романа разворачивается в средневековой Восточной Европе, на дворе — середина тридцатых годов 15 века. А значит, в самом разгаре гуситское восстание.
25 Kb
    Напомню, что причиной гуситских войн (1419-1435 годы) стали идеи Яна Гуса о реформирования церкви, которые сама церковь, разумеется, посчитала еретическими. Самого Гуса сожгли, из-за чего и начались первые волнения его сторонников. В итоге гуситы захватили всю власть в Чехии, и, фактически, противопоставили себя остальной католической Европе.
    На фоне этих событий и начинается роман. Мы знакомимся с молодым, талантливым и весьма легкомысленным лекарем из хорошей семьи со связями. История начинается с того, что этот юноша по имени Рейневан наставляет рога рыцарю, раненому в одном из крестовых антигуситских походов. К несчастью для парня, братья рыцаря застают его на месте... хм, преступления. Рейневану приходится ретироваться, вскоре оказывается, что он с потрясающей скоростью умеет наживать врагов, так что его приключения обещают быть крайне интересными. Хотя, само собой, и без друзей не обойдется.
    Со временем, читатель понимает, что не все так просто, как кажется на первый взгляд. Что в мире Сапковского существует магия, хотя ее немного, что гуситские войны не останутся лишь фоном, и что причины злоключений Рейневана несколько глубже, чем флирт с чужой женой. Чего только ни выпадет на долю юноши — и встреча с ведьмами, и участие в изгнании злого духа, и посещение пресловутой Башни Шутов, как назывались в средние века больницы для умалишенных.
    Вряд ли этой книге удастся избежать сравнения со сверхпопулярным циклом про ведьмака Геральта. Но эти произведения трудно сопоставить — слишком уж они разные. Единственное, что досталось роману от старого цикла — это великолепный язык автора, не уступающий ему перевод, мрачная ирония и невероятная увлекательность, не дающая оторваться от книги.
    “Башня Шутов” по стилю повествования походит на авантюрный роман, но в жестоких средневековых реалиях. Пан Анджей практически не делает
героям уступок (если поиски недостатков все же необходимы, отмечу: на протяжении одной книги уж слишком часто расстаются и вновь встречаются).
    А вот русское издание “Башни Шутов” не обошлось без ложки дегтя. Подкачало оформление. В первую очередь, бросается в глаза иллюстрация на обложке — какое отношение изображенные на ней личности имеют к событиям в книге, понять не удалось.
    Если вы любите историю и фэнтези, если вам нравятся жесткие и реалистические произведения, если вам интересно, какими были бы Средние века, существуй магия на самом деле, то эта книга, безусловно, для вас.
    Что ж, Сапковский успешно подтвердил свое право называться одним из лучших авторов фэнтези. Хотя стоило ли сомневаться?
    Дмитрий Злотницкий

    Сюжет — 10
    Мир — 9
    Персонажи — 9
    Стиль — 10
    Качество издания — 6
    Перевод — 9
    ОЦЕНКА “МФ”: 9

   
Избранные сочинения
   
Елена Хаецкая. Синие стрекозы Вавилона
    Собрание сочинений. Том 1 — СПб.: Северо-Запад; М.: Терра — Книжный клуб, 2004 — 528 стр.
   
Итак, свершилось! Елена Хаецкая, самый необычный из отечественных фантастов, дебютировавших в 1990-е годы, удостоилась пятитомного собрания сочинений. Первая из всего своего поколения, раньше, чем сверхпопулярные Сергей Лукьяненко и Ник Перумов, Олди и Дяченко. Может быть, именно потому, что написано Хаецкой не так уж много: в эти тома укладывается почти половина произведений, вышедших из-под ее пера.
24 Kb
    Как правило, собрание “избранного” подводит черту под неким этапом в творчестве автора. Это случай — не исключение. Однако многие произведения впервые печатаются тут в авторской редакции. В частности, цикл повестей “Синие стрекозы Вавилона”, давшие название первому тому, впервые выходят под одной обложкой. Странный город, с котором древнеассирийские реалии причудливо смешались с современными питерскими, знаком читателям по роману “Вавилонские хроники” (он же “Вавилон-2003”). Здесь прекрасно уживаются дворы-колодцы и зиккураты, телевышки и бараки рабов, танки и боевые колесницы. Однако “Синие стрекозы” гораздо серьезнее, чем полупародийные “Вавилонские хроники”. Хаецкая поднимает в этом цикле целый ряд сложных философских вопросов. Что такое грех и спасение? В чем заключается святость? Может ли любовь оказаться сильнее смерти? Ответы, которые предлагает автор, настолько далеки от ожидаемого, что принять их подчас очень нелегко...
    Увы, собрание сочинений далеко не полно. Многие популярные повести и романы Хаецкой, отмеченные премиями, в этот пятитомник не вошли. Не будет тут ни “Вавилонских хроник”, ни долгожданного “Анахрона” с продолжением, ни “Лангедокского цикла”, ни “Мракобеса” и “Странствий Феодула”... Права на все эти тексты, давно и заслуженно ценимые любителями фантастики, в данный момент принадлежат другим издательствам. Нам предлагают произведения, написанные либо в первой половине 90-х, либо совсем недавно. Плюс избранные статьи
Хаецкой, часть которых уже публиковалась в журнале “Питерbook”. С одной стороны такая неполнота, конечно, огорчает. Если уж ставить на полку собрание сочинений, то такое, куда вошли бы все основные вещи писателя. С другой стороны, может быть, по-своему это и неплохо. Если первые пять томов будут пользоваться устойчивым спросом, у издателей появится стимул выпустить в рамках собрания сочинений еще пару-тройку книг. И в случае с Еленой Хаецкой им не придется долго ломать голову, чем именно заполнить дополнительные тома.
    Василий Владимирский

    Сюжет — 7
    Мир — 10
    Персонажи — 8
    Стиль — 10
    Качество издания — 8
    ОЦЕНКА МФ: 9

   
Страшно и обидно
   
Кларк Эштон Смит. Затерянные миры
    Роман. — М.: АСТ, “Ермак”, 2004 — серия “Толкин. Предшественники” — 733 стр. — 5000 экз.
   
Свершилось. В России в отвратительно оформленной серии “Толкин. Предшественники” издали, наверное, последнего из неизвестных у нас классиков американской фэнтезийной литературы — Кларка Эштона Смита (1893-1961). Критики и ценители ставят его в один ряд с Робертом Говардом, создателем “Конана”, и Говардом Филлипсом Лавкрафтом, автором легендарных “Мифов Ктулху”. Кстати, с последним К. Э. Смит даже вел активную переписку. Как-то раз
17 Kb
маэстро, который, кроме всего прочего, был еще и талантливым скульптором, создал статую Азатота, одного из жутких порождений фантазий Г. Ф. Лавкрафта.
    С ранних лет К. Э. Смит начал писать стихи, опубликовав первое из них еще в 1910 году. Первое же его прозаическое произведение появилось в печати лишь через двадцать лет — в 1930. За последующие шесть лет он успел создать около сотни рассказов и ужасных историй. А потом внезапно бросил писать. Есть мнение, что он, разочаровавшись в вере и боге, просто не мог больше написать ни строчки.
    Второе его рождение произошло через уже после его смерти. В 70-х годах прошлого века его труды были собраны в несколько тематических сборников известным писателем Лином Картером и другими. И это издание было с восторгом встречено критиками.
    В пухлый томик, изданный “АСТ” вместе с “Ермаком”, вошли практически все основные циклы К. Э. Смит. В нем опубликованы “Аверуан”, “Гиперборея”, “Зотика”, “Марс” и “Затерянные миры”. Причем, несмотря на то, что переводчики в книжке не очень-то известные, за исключением, может быть, Сергея Федотова, перевод получился хорошим. Во всяком случае, составить впечатление о творчестве этого выдающегося писателя ныне стало возможным.
    Поскольку К. Э. Смит ненавидел весь род людской, рассказы его пропитаны гневом, раздражением и злобой. В своих произведениях он раз за разом находит способы унизить, оскорбить и откровенно высмеять своих соотечественников. На фоне жутковатых рассказов разворачиваются трагические истории персонажей, которые, несмотря на благородные порывы, зачастую оказываются негодяями. Автор наглядно демонстрирует порочность homo sapiens.
    И
все же, несмотря на это, он напоминает, что, даже среди низкого, подлого и недалеко отошедшего, по своей сути, от животного состояния человечества порой попадаются счастливые исключения. Это люди, способные с честью пройти через все, что им назначено судьбою. Они борются с ужасами некромантии, древними богами и демонами, и иногда даже побеждают!
    Сочный метафорический язык К. Э. Смита и практически полное отсутствие диалогов создают специфическое ощущение. Порой, читая его труды, становится не только страшно, но и очень обидно.
    Сергей Неграш

    Сюжет — 10
    Мир — 10
    Персонажи — 10
    Стиль — 9
    Перевод — 9
    Качество издания — 4
    ОЦЕНКА МФ: 9

   
Возвращение убийцы
   
Робин Хобб. Миссия Шута
    Роман — М.: “Эксмо”, 2004. — серия “Меч и Магия” — 9000 экз.

   
Робин Хобб известна как один из самых самобытных авторов фэнтези. Популярность Хобб принес цикл о королевском убийце Фитце, затем последовало продолжение, но не прямое (действие происходило в том же мире, но с иными героями и в другой части света). А новая трилогия, первой частью которой
30 Kb
является “Миссия Шута”, вновь возвращает читателей к Изменяющему, к Фитцу.
    Прошло пятнадцать лет с тех пор, как благодаря королю Верити и Фитцу удалось прекратить набеги пиратов на Шесть Герцогств. Страной правит жена Верити, Кеттрикен, подрастает наследник... А Фитц живет жизнью простого крестьянина, почти отшельника, и почти никому из тех, кто знал его, как незаконного племянника Верити, не известно даже то, что он жив...
    Рассказывая новую историю, Хобб не окунает читателя в действие с первых же страниц. Наоборот, повествование течет неспешно, автор позволяет нам глубже заглянуть внутрь персонажей. Недаром Хобб славится психологичной достоверностью своих героев. Именно проработка характеров компенсирует недостаток событийности, который, впрочем, присутствует только в первой половине книги. По большому счету, в “Миссии Шута” по началу есть лишь одна сюжетная линия Фитца, разбавляемая его воспоминаниями и рассказами его старых друзей.
    Первые главы книги напоминают возвращение домой: ты вновь встречаешься со старыми друзьями. Ненавязчиво, между строк, Хобб знакомит нас с изменившимся миром, постепенно начинает нарастать интрига.
    Впрочем, чего-то абсолютно нового и оригинального, как в трилогии о “Живых Кораблях”, я в “Миссии Шута” не углядел. Но и на простую попытку заработать денег на продолжении популярного сериала не похоже. Слишком много эмоций вызывают написанные Хобб строки, чтобы занести “Миссию Шута” в ряды пусть качественных, но, в общем, то необязательных продолжений. Какие, к сожалению, сейчас в фэнтези не редкость. Тем более, что сюрпризы, вполне вероятно, ожидают нас в следующих книгах, где должны появиться персонажи не только из трилогии о Видящих, но и из тех самых “Живых Кораблей”.
    “Миссию Шута”, как и предыдущие книги Хобб, можно смело
отнести к числу лучших современных произведений фэнтези. Эта книга великолепно сочетает в себе реалистичность (насколько реалистичными вообще могут быть книги этого жанра) с блестящей фантазией автора. Если вы любите фэнтези или, тем более, являетесь поклонником других книг Хобб, не советую пропускать этот роман.
    Дмитрий Злотницкий

   
Сюжет — 8
    Мир — 10
    Персонажи — 10
    Стиль — 10
    Качество издания — 8
    Перевод — 8
    ОЦЕНКА “МФ”: 9

   
Сумрачная атмосфера трех миров
   
Филипп Пулман. Чудесный нож
    Роман. — М.: Росмэн, 2004 — Трилогия “Темные начала” — 414 стр. — 100000 экз.

   
Мы уже писали о книге Филипа Пулмана “Северное сияние”, открывающей всемирно известную трилогию “Темные начала” (His Dark Materials). Издательство “Росмэн” порадовало выпуском продолжения этой интересной серии.
    На языке оригинала трилогия давно окончена, и последняя ее книга была удостоена в 2001 году престижной премии Whitbread Book of the Year (литературная премия, выражающая суждения наиболее привередливых британских критиков и читателей). Причем стала первой детской книгой, получившей эту премию. Сейчас Пулман является одним из наиболее титулованных детских писателей в мире. В России мы читаем его книги всего-то с двухлетним отставанием.
    Немного о сюжете “Чудесного ножа”. События, начатые в сумрачном мире почти стимпанковского Оксфорда, становятся почти глобальными. Действие происходит сразу в нескольких мирах — нашем, куда Лира попадает сквозь открытое Чудесным ножом окно; уже знакомом читателю мире Лиры, в котором продолжается противоборство Ведьм, Церкви, Мисс Колтер и остальных сил. И в мире детей, где призраки, освобожденные древними алхимиками, уничтожают всех взрослых, выпивая их души. Начиная читать, думаешь, что из-за этой глобальности действие будет разворачиваться медленно — ведь сколько автору нужно рассказать! Но Пулман демонстрирует совершенно неожиданный стиль повествования — он отказывается от лакомых, интересных подробностей, и погружает героев и читателей в непрерывное действие, предпочитая второстепенному главное.
    Ритм этого действия, поначалу довольно бледного, постепенно нарастает, и всю вторую половину книги читатель “проглатывает”, не останавливаясь. Под конец, когда сводятся воедино несколько сюжетных линий, заданных в первом томе и возникающих во втором, темп событий настолько стремительный, что оторваться от чтения просто невозможно.
16 Kb
    Впечатление: книга, сама по себе интересная как захватывающее приключение, на деле гораздо серьезнее, чем сюжетный роман для детей. Первая часть трилогии была своеобразным введением во вселенную, в начинающиеся события, и по ней трудно было судить о сути происходящего, о распределении сил. Вселенная была хороша своей атмосферой, реалистичностью, отсутствием сюсюканья и политкорректности, а также образностью автора, способного использовать тот или иной известный фантастический архетип органично и естественно.
    Вторая часть — это уже другая книга, отличная от первой не только стилем, но и сутью. Да, структура повествования здесь такая же — от медленного к быстрому, и сумрачная атмосфера царит во всех трех мирах. Но существенное отличие этой книги от первой состоит в ее куда более мистическом и сказочном характере (при этом реализм повествования не теряется).
    Происходящее наполняется смыслом, который поначалу даже слегка удивляет — складывается впечатление, что автор замахнулся на слишком многое. Он обращается к таким мироосновам, как Создатель, его роль и отношение к созданному; к воинству ангелов, противоборству света и тьмы не в абстрактных категориях, а во вполне конкретных героях, их поступках и целях.
    “Разве это темы для детской книги?”, — возможно, спросят некоторые. Во-первых, Пулман пишет далеко не детскую книгу. Одним из важных признаков качества в современной детской литературе является ее конвертируемость во “взрослую”. То есть по-настоящему хорошая детская литература является чтением двуслойным: ребенок увидит в книге одно, а взрослый — совсем другое. Во-вторых, дети, возможно, даже более взрослых нуждаются в литературе духовного характера. Причем не в морализаторстве, не в указании на то, где добро и где зло. А в неоднозначных сюжетах, из которых каждый ребенок сделает эти выводы самостоятельно.
    Говоря о стиле изложения, следует отметить единственный, пожалуй, ощутимый недостаток книги. Героям все очень легко дается. Все линии сходятся на них сами собой, им не приходится делать почти никакого выбора, и решающие, переломные моменты решаются в сказочной манере, хоть и поданы весьма реалистично. Но это можно объяснить тем, что книга все же, в первую очередь, подростковая, и что это дань традиции, жанровая философия.
    Если давать книге общую оценку, я бы не поставил ее рядом ни с Толкиным (как принято писать во многих журналах), ни с другими классиками фантастики. Несмотря на достоинства, это отличная, но пока не жанрообразующая книга. Гарри Поттер, художественно и духовно куда более слабый, в этом аспекте сделал больше. Однако не стоит судить поспешно, не дочитав трилогию до конца. Ибо накал духовной борьбы во второй части заметно выше, чем в первой. И кто знает, чем явится для российского читателя третья, ставшая за рубежом “Книгой года”.
    Читателю остается гадать, чем завершится грандиозное действие (если, конечно, он не решится прочесть окончание по-английски). Хочется надеяться, что издание третьей книги (“Янтарная подзорная труба”, Amber Spyglass) не за горами, и не придется еще полгода ждать ее выхода на русском языке.
    Отдельно о переводе. Он выполнен на высоком уровне, и вполне передает атмосферу и стилистику оригинала.
    Антон Карелин

    Сюжет — 8
    Мир — 8
    Персонажи — 7
    Стиль — 7
    Качество издания — 6
    Перевод — 7
    ОЦЕНКА МФ: 8

   
Назад в будущее
   
Алексей Иванов. Корабли и Галактика
    Роман,
повести. — М.: АСТ; Транзиткнига, 2004. — серия “Звездный лабиринт” — 384 стр. — 8000 экз.
   
Славу (или, по крайней мере, популярность) Алексею Иванову принесли две книги, вышедшие в 2003 году: “Географ глобус пропил” и “Чердынь — царица гор”. Первая вещь — не фантастическая вовсе, вторая — имеющая отношение скорее к жанру исторического романа, чем к НФ. Однако свой путь в литературу пермский писатель начал еще в конце восьмидесятых. Именно тогда он вместе с Сергеем Лукьяненко и Владимиром “Вохой” Васильевым принял участие в одном из знаменитых Дубултовских семинаров. Чуть позже, в начале девяностых, состоялся его дебют в журнале “Уральский следопыт”. За несколько лет в периодике было опубликовано две его повести и роман, после чего Алексей Иванов замолчал на десять лет.
32 Kb
    Сборник “Корабли и Галактика” включает практически все фантастические произведения, написанные автором в начале литературной карьеры. Заглавный роман книги отдаленно напоминает сценарий полнометражного анимационного фильма вроде французских “Детей дождя”. Яркий до аляповатости, почти гротескный мир, где космическая крепость может быть сложена из кирпича, а на поиски одного бунтовщика отправляют “триста шесть патрульных групп, насчитывающих восемьсот двадцать два трансгалактических броненосца-носителя, двести восемьдесят три сверхтяжелых фрегата, вооруженных планетарными аннигиляторами, пятьсот сорок сторожевых станций... четыре космических цитадели высшей защиты и двадцать пять тысяч сорок боевых модулей”, хорошо смотрелся бы на широком экране. Местами пафосный, местами сентиментальный сюжет, романтика бескомпромиссной борьбы за свободу, за право человека самому выбирать свою судьбу и вести к звездам космические корабли... Для молодой фантастики начала 90-х все это было очень характерно.
    В блестящей повести “Охота на “Большую Медведицу” Алексей Иванов предлагает взглянуть на эту “бескомпромиссность” совсем под другим углом. Увлекшиеся ролью борцов за справедливость, подростки, путешествующие на космическом корабле вместе с родителями, становятся причиной гибели невинных людей. Увлекательная игра приводит к кровавой развязке. Начавшись, как подростковая повесть в стиле Кира Булычева, “Охота...” оборачивается высокой трагедией. В свое время эта вещь вызвала в фэндоме множество противоречивых откликов. Одни восхищались смелостью автора, другие были возмущены эклектикой, недопустимым, с их точки зрения, смешением стилей. В следующей повести, “Земля-сортировочная”, Алексей Иванов пошел на еще более смелый эксперимент. Перед нами полная иронии история о вторжении пришельцев в маленький провинциальный городок, написанная от лица подростка, принявшего самое активное участие в этих событиях. Каждую главу сопровождает пародийный постскриптум, написанный языком школьного сочинения. К сожалению, из нового варианта предисловия к повести исчезла ссылка на авторов, чьи произведения откровенно пародирует Иванов — Александра Мирера (с романом “Дом скитальцев”) и Владислава Крапивина. Впрочем, квалифицированный читатель и сам быстро
разберется, откуда тут ноги растут.
    Отойдя в 1990-х от литературы, Алексей Иванов надолго выпал из поля зрения любителей фантастики. Однако выход романа “Сердце пармы”, где автор на полную катушку использует фантастический прием, а теперь и этого сборника, внушает определенный оптимизм. Кто знает, может быть, возвращение Иванова к фантастике еще состоится — на новом качественном уровне, разумеется? В самом деле, почему бы и нет — с его-то тягой к творческим экспериментам?
    Василий Владимирский

    Сюжет — 7
    Мир — 8
    Персонажи — 8
    Стиль — 8
    Качество издания — 7
    ОЦЕНКА МФ: 8

   
Пишите письма, ваше величество!
   
Вадим Сухачевский. Завещание императора
    Роман — М.: Гелеос, 2003 — серия “Тайна” — 364 стр. — 5000 экз.
    О цикле романов Вадима Сухачевского вы можете прочесть в разделе “Книжный ряд”: это одна из новейших литературных серий жанра альтернативной истории, которой посвящен нынешний номер “Мира фантастики”.
25 Kb
    “Завещание императора” — заглавный роман сериала, впервые изданный в 2000 году под названием “Тайна” (впоследствии “Тайна” стала именем всего книжного цикла). Под “тайной” разумеется не семейный секрет венценосных Романовых, а “Великая тайна человечества”, уходящая корнями в события из земной жизни Спасителя. Хранители “Тайны” всегда оказываются в центре переворотных моментов истории, будь то Франция седьмого века или Россия на переломе 19 и 20 столетий (место и время действия нашего романа).
    Главный герой, лейтенант военно-морского флота Российской империи Борис фон Штраубе, попадает в водоворот загадочных событий, происходящих в зимнем Петербурге и отдающих настоящей мистикой.
    Великосветские рауты и оргии декадентствующей молодежи, первые шаги синематографа и несмелые действия реакционного правительства, продажная языкастая журналистика и биржевая игра, козни тайной службы и кокаин — такие причудливые компоненты обрамляют главную сюжетную линию. А в центре нее — письмо-завещание, написанное императором Павлом незадолго до смерти, с повелением распечатать конверт тому монарху, который будет править Россией при наступлении двадцатого века. Николай II, не догадывающийся о своей будущей канонизации, вскроет письмо в окружении десятков знатных вельмож, пробежит глазами текст и бросит бумагу в огонь со словами: “Однако это ужасно, господа!”.
    О содержании записки императора Павла и будут гадать герои на протяжении всей книги. Конечно же, старое письмо, оказавшееся в огне, хранило ту самую Великую тайну, которой посвящен цикл Сухачевского.
    Автор книги хорошо знаком с русской историей времен Николая Александровича — на страницах романа нам встретятся реальные личности, а все герои используют в языке лексику и обороты, характерные для тогдашней России. Художественный текст перемежается текстом “документов”: газетных вырезок, министерской перепиской, агентурными сообщениями.
    Мистический детектив с
элементами альтернативной истории — так я классифицировал бы труд Сухачевского, если бы от меня потребовали педантичности. Детектив, который в итоге так и не раскроет своей Тайны. Иначе о чем писать другие романы цикла?
    Николай Пегасов

    Сюжет — 7
    Мир -
    Персонажи — 8
    Стиль — 10
    Качество издания — 7
    ОЦЕНКА “МФ”: 8

   
А виной всему бродячий музыкант
   
Гай Гэвриел Кей. Тигана
    Роман. — М.: Эксмо, 2004 — серия “Меч и Магия” — 5100 экз.
    Роман “Тигана” канадского писателя Гая Гэвриеля Кея, известного в России в первую очередь по трилогии “Гобелены Фьоновара”, очень сильно отличается от обычных фэнтезийных произведений. Ибо это, на самом деле, нечто особенное. Здесь его все присущие жанру традиционные элементы. Добро и Зло в очередной раз вступают в кровавое противоборство. И искушенный читатель уже заранее знает, чем все закончится. Вот только есть одно “но”, то, что не дает
31 Kb
покоя до самых последних страниц книги. Дело в том, что автор — тонкий психолог — умудряется показать сражение великих сил совсем не так, как мы привыкли видеть на страницах других писателей. Поскольку здесь отнюдь не только положительные герои кажутся человечными, но и отрицательные. Более того, судьбы злодеев порой даже вызывают сочувствие.
    Мстя за гибель любимого сына, чародей Брандин Игратский не только завоевывает страну Тигану, но и делает так, чтобы ее жители забыли о самом существовании своего королевства. Но вот проходит восемнадцать лет, и происходит то, что и должно было рано или поздно случиться. Планы Брандина нарушены. А виной всему бродячий музыкант Дэвин, которого на похоронах знатного вельможи втянули в заговор. С этого-то, собственно, и начинаются приключения Дэвина и его товарищей, во время которых ему предстоит возродить Тигану.
    Тщательно выписанный мир и образы не просто поражают воображение, но еще иногда и заставляют задуматься о том, что собой в действительности представляют Добро и Зло, Тьма и Свет. Пожалуй, мне известно всего лишь два произведения, с которыми можно сравнить эту книгу. Это сериал “Песнь Льда и Огня” Джорджа Мартина и цикл Робина Хобба про королевского убийцу. В них, как и в “Тигане”, на фоне волшебных событий показаны жизни настоящих людей, которые по своей сути не являются ни добрыми, ни злыми. К сожалению, более подобной литературы в жанре мне не встречалось. Так что, как мне кажется, все-таки не зря этот роман Гая Гэвриеля Кея номинировали на Всемирную премию фэнтези в 1991 году.
    Хочется верить, что переизданием романа “Тигана” издательство “Эксмо” не ограничится. И в России все-таки будут выпущены еще три книги, действие которых происходит в этом же мире. Кроме “Тиганы”, в цикл входят “Песня для Арбонна” и дилогия “Сарантинская мозаика”, состоящая из романов “Приплыв в Сарантийю” и “Имперский Лорд”.
    Сергей Неграш

   
Сюжет — 9
    Мир — 10
    Персонажи —
10
    Стиль — 10
    Перевод — 8
    Качество издания — 8
    ОЦЕНКА МФ: 8

   
Миллион приключений курносой Алисы
   
Кир Булычев. Алиса и лилипуты
    Роман. — М.: “Олма-Пресс”, 2004. — серия “Собрание сочинений детское” — 448 стр.
   
Кир Булычев. Алиса и крестоносцы
    Роман. — М.: “Олма-Пресс”, 2004. — серия “Собрание сочинений детское” — 480 стр.
   
Серия романов Кира Булычева про Алису по праву занимает отдельную нишу в нашей фантастике (как и в нашей детской литературе). Очаровательная Алиса успела полюбиться уже трем поколениям читателей. Причем взрослые читают книги почти с той же регулярностью, что и дети.
    Меня всегда интересовало объяснение этого феномена. Перечитав серию заново, я убедился, что привлекательность простецкого стиля и непосредственных героев, космически-общедоступного антуража в извечных сюжетных противостояниях доброго и злого ничуть не уменьшилось со временем.
    Впрочем, не все так радужно. Опасаясь оскорбить чувства поклонников Булычева, я хочу заметить, что время его книг — это время застойно-перестроечного СССР. Сейчас они уже не совпадают по ритму, по интересности и актуальности с желаниями и мыслями большинства подростков. То есть современному ребенку Булычев будет менее интересен, чем Гарри Поттер. Тогда как взрослому — зачастую наоборот.
25 Kb22 Kb
    С одной стороны, это неизбежно даже для хороших книг, с другой — хорошо, что такие книги переиздаются — потому что одного Поттера и вообще одной лишь западной литературы с ее менталитетом и культурой для наших детей явно недостаточно.
    Первая книга включает четыре фантастические повести: “Узники Ямагири-мару”, “Конец Атлантиды”, “Подземная лодка” и “Война с лилипутами”. Это не “Миллион приключений” и не “Девочка с земли”, но “Конец Атлантиды” и “Узники Ямагири-мару” также являются одними из лучших повестей об Алисе.
    Вторая книга содержит повести “Гай-до”, “Город без памяти”, “Алиса и крестоносцы” и “Опасные сказки”. “Гай-до” известен старшему поколению по публикациям в “Пионерской правде” — как первый эксперимент интерактивного написания фантастики в нашей стране. Пионеры писали Булычеву, как бы они хотели, чтобы развивался дальнейший сюжет повести, а автор сводил пожелания читателей воедино. Я был одним из таких читателей, хоть письма и не написал. А “Город без памяти”, пожалуй, почти достигает уровня упомянутых двух лучших повестей об Алисе и ее друзьях.
    Антон Карелин

    Сюжет — 6
    Мир — 6
    Персонажи — 7
    Стиль — 6
    Качество издания — 7
    ОЦЕНКА МФ: 7

    Ящик с интеллектом
   
Шон Уильямс и Шейн Дикс. Блудное Солнце. Во славу Солнца. Пришествие Мрака
    Романы. — Пер. с англ. В. Гольдича, И. Оганесовой. — М.: АСТ; Ермак, 2003. — серия “Золотая Библиотека Фантастики” — 8000
экз.
   
Когда берешь томик с трилогией Уильямса и Дикса, первое, что бросается в глаза — это, конечно, объем книги. Еще у нас есть многообещающие отзывы зарубежных изданий о произведении этих авторов. Ведь одно дело — простые рекламные слоганы, и совсем другое — положительные оценки критиков.
31 Kb
    Действие трилогии разворачивается в далеком, очень далеком будущем — где-то через пятьсот тысяч лет. Человечество не просто сумело выйти в космос, но и заселило всю галактику. Об иных формах жизни ничего не известно. Впрочем, и само Человечество уже сложно назвать единым народом: разные условия жизни привели к эволюции и, соответственно, разделению единой расы. Существует много народов, называемых кастами, совершенно непохожих друг на друга, как внешне, так и по убеждениям. Правда, в галактике царит относительный покой, по крайней мере, крупные конфликты весьма редки. Интересно, что о своем происхождении, как и о большей части событий древности, Человечество благополучно забыло.
    Главная героиня всех трех книг — агент разведки крупного государства Содружества Империй Морган Рош. Ее отправляют в простую, на первый взгляд, курьерскую миссию. Но доставка экспериментального искусственного интеллекта по прозвищу Ящик, оказывается, как это обычно бывает, крайне необычной. Лишь благодаря таинственному и практически непобедимому воину, ничего не помнящему о себе, кроме имени “Адони Кейн”, ей удается пережить первое нападение.
    У каждого происходящего события, оказывается, существует несколько объяснений. Планы разных государств и личностей переплетаются, создавая причудливую картину. А Человечеству тем временем угрожает враг, мотивы которого неясны — воины, очень похожие на Кейна. Само собой, именно Рош и нескольким присоединившимся к ней весьма неординарным личностям предстоит сыграть решающую роль в развитии конфликта.
    Это история о верности и многоходовых комбинациях, о выборе и целеустремленности, о невероятных приключениях и тайнах, но, главное — о людях.
    Трилогия вряд ли может претендовать на звание шедевра, однако ей есть, что предъявить даже самым взыскательным читателям. Захватывающая история с элементами детектива занимательна, а взгляд писателей на будущее Человечества достаточно необычен, но, пожалуй, вполне реалистичен. В книгах читатель вряд ли обнаружит глубокие философские идеи, разве что время от времени будут проскальзывать мысли о сущности homo sapiens и пределах его развития.
    Получившийся у авторов мир ярок и своеобразен, герои похожи на живых людей, сюжет напряженный и изобилующий неожиданными ходами. Уильямсу и Диксу удается поддерживать постоянный интерес к повествованию, интрига не ослабевает до последней страницы. А что еще нужно любителю фантастики от книги?
    Дмитрий Злотницкий

   
Сюжет — 7
    Мир — 8
    Персонажи — 9
    Стиль — 7
    Качество издания — 7
    Перевод — 7
    ОЦЕНКА “МФ”: 7

   
Время собирать камни
   
Маргарет Уэйс и Трейси
Хикмен. Стражи утраченной магии.
    Роман — Пер. с англ. И. Иванов. — М.: “Эксмо”, 2004. — cерия “Меч и магия” (трилогия “Камень владычества”) — 768 стр.

   
Представлять Маргарет Уэйс и Трейси Хикмен любителям фэнтези вряд ли необходимо. Плодом их совместного творчества являются и книги серии Dragonlance, и многие другие фэнтезийные произведения. Вряд ли нуждается в представлении и художник-иллюстратор Ларри Элмор, не однажды иллюстрировавший фэнтези-романы.
    Но теперь творцы решили поменяться местами: Ларри Элмор придумал мир, а Уэйс и Хикмен его описали. Получилось весьма любопытно.
32 Kb
    Этот мир делят между собой четыре основные расы. Живущие морем, верящие во всевозможные приметы и беспрекословно подчиняющиеся своим шаманам орки. Не мыслящие жизни без лошадей, хранящие в душе Огонь степняки-дворфы. Утонченные и изысканные до ледяной учтивости эльфы, с презрением глядящие на остальных, и полностью погруженные в свои хитроумные и многоплановые интриги. И, конечно, люди. Твердо стоящие на земле. Честолюбивые и коварные, добрые и жестокие, словом, самые обычные.
    А над всем этим царит Драконья гора, монахи которой тщательно и скрупулезно ведут описание истории этого мира на своих собственных телах.
    “Стражи утраченной магии” — вторая книга трилогии, и не читавшим первую часть, “Колодец Тьмы”, поначалу будет непросто разобраться в перипетиях сюжета.
    Пару сотен лет назад, сугубо из благостных побуждений, правитель людей разделил дарованный богами камень владычества на 4 части и раздал их каждой из основных рас.
    Увы, ни к чему хорошему это не привело. Один из сыновей короля, Дагнарус, привлеченный силой жуткой магии Пустоты, решил вновь собрать все части камня, чтобы получить огромную власть и силу. Первая его попытка оказалась не слишком удачной. В результате сила магии забросила его на другой материк, а часть камня, принадлежащая людям, пропала. С этого, собственно, и начинается действие второй книги.
    Семьдесят лет своей жизни рыцарь Густав потратил на то, чтобы найти человеческую часть камня Владычества. Его считали сумасшедшим, но он твердо следовал своей клятве. И, наконец, судьба ему улыбнулась: заветный камень найден, да вот беда — не один рыцарь искал его. Темные слуги Дагнаруса следили за старым рыцарем, и стоило ему взять камень, как из охотника он превратился в добычу. Смертельно раненому, ему удается избавиться от врагов и передать свою ношу другим. И вот уже за ними гонятся ужасные врикили — оживленные магией Пустоты слуги Дагнаруса, способные менять свой облик.
    Одновременно с этим Дагнарус сам вторгается в земли четырех народов, ведя с собой армию ужасных существ — танов.
    Вблизи таны производили поистине ужасающее впечатление. Они, как и люди, передвигались на двух ногах. Их рост, в среднем, достигал шести футов. Некоторые таны были еще выше. Ноги и руки этих созданий были крупными и неимоверно сильными. Лица танов больше напоминали звериные морды с торчащими из пасти острыми, как бритва, зубами...
Сражались таны бесстрашно, но понапрасну не рисковали. Оружием владели умело.
    А там, где не могла помочь военная сила — помогало предательство или колдовство. Быстро и решительно продвигаются захватчики к столице Виннигэльской империи. Скрываясь под чужими личинами, врикили проникают в самое сердце королевства, и лишь призрачный шанс укрыть части камня Владычества остается у защитников. Их единственная надежда — на победу...
    Как всегда, роман написан с размахом. В нем есть батальные сцены и жестокие поединки, естественная красота природы и удивительные творения разумных существ, стремительные погони и томительные часы ожидания. Одним словом, все, что заставит вас отложить книгу только тогда, когда вы перевернете последнюю страницу.
    Валерий Лебедев

   
Сюжет — 7
    Мир — 6
    Персонажи — 8
    Стиль — 7
    Качество издания — 8
    Перевод — 7
    ОЦЕНКА МФ: 7

   
Сколько нужно боли, чтобы умереть?
   
Дженифер Фаллон. Медалон
    Роман — Пер. с англ. Т. Зименковой. — М.: АСТ, 2004. — серия “Век дракона” (цикл “Дитя демона”) — 474 стр.
   
В последнее время нам везет на австралийскую фантастику. Сначала Ян Ирвин, теперь Дженифер Фаллон — молодая писательница со своим дебютным романом. Можно только поблагодарить издателей за то, что они не бояться выпускать книги малоизвестных авторов. “Медалон” — первая книга Дженифер Фаллон, вышедшая на русском языке.
    Медалон. Маленькое атеистическое королевство живет по своим законам, отменив богов, запретив всякую религию и беспощадно искореняя язычников. И никто не может возразить Сестринству, сочетающему в себе и законодательную, и исполнительную, и любую другую власть. Опираясь на военную организацию Защитников, они твердой рукой ведут Медалон к светлому будущему.
    Да вот незадача: с соседями Медалону не повезло. Мало того, что во тьме невежества прозябают, так еще и каким-то богам молятся. А боги не только не изображают из себя некую абстракцию, а вполне активно действуют и вмешиваются в дела смертных.
    И вот в один тугой узел скручиваются, казалось бы, совершенно несвязанные вещи. Личные амбиции и жажда власти, случайные обстоятельства и тщательно выпестованные планы, старые обязательства и недавние клятвы, вторжение внешних врагов и мятеж внутри страны, древняя ненависть и новорожденная любовь, боги и демоны, мужчины и женщины.
    И в центре этой круговерти — Р’шейл Тенраган. Вроде бы — благовоспитанная дочь Верховной сестры, вроде бы — воровка, а также государственная преступница, мятежница и она же — Дитя Демона...
27 Kb
    Нужно отдать должное писательнице. Она увлекает читателя сразу, и чем дальше раскручивается сюжет, тем интереснее и интереснее следить за действием. Появляются новые грани, всплывают неожиданные факты, переворачивающие ставшую уже привычной картину мира.
    Маленький камушек в виде смерти Верховной сестры вызвал лавину. Возможность встать во главе государства толкнуло жаждущих власти претенденток на немыслимые измены и предательства. И вот уже ради политической выгоды мать готова продать иноземным жрецам свою дочь, объявить изменником своего сына, устроить резню своего же народа.
    Мир Медалона прост и жесток одновременно. Прост, потому что по большому счету не нужен автору. О нем вспоминают, когда это потребуется для очередного витка интриги. Порой это вызывает удивление. Сложно, например, представить себе государство, охраняющее только одну свою границу. По этой же причине он и жесток — автору просто необходимо провести героиню по всем кругам ада, и она использует для этого любые доступные средства.
    Идея не нова. Как и не нова идея избранного ребенка, рожденного неизвестно кем и неизвестно для чего, но Дженифер Фаллон удалось привнести в эту примелькавшуюся схему несколько свежих идей.
    Необычно выглядит взаимоотношения людей и богов. Да и сама концепция божественности представляется любопытной.
    “...Существуют два вида богов — терпеливо объясняла она, — первичные и случайные боги. Первичные боги существуют, потому что существует сама жизнь: любовь, ненависть, война, плодородие, океаны, горы — у всего этого есть свой бог. Случайные боги возникают, когда в них верит достаточно много людей... Он образовался из демона, сумевшего собрать достаточное количество силы, чтобы стать богом. Когда демон достигает статуса бога, его силы пополняют поклоняющиеся ему верующие. Таким образом, чем больше людей в него верит, тем могущественнее он делается...”
   
Именно для борьбы с таким богом и создано Дитя Демона — главное оружие богов. Их клинок. Но любой клинок нуждается в закалке. И закалка эта будет суровой.
    Остается добавить, что книга является первым романом трилогии и, поскольку ниже героине падать уже некуда, в следующих книгах мы будем наблюдать за ее постепенным подъемом. Через тернии... знать бы к чему.
    Валерий Лебедев

    Сюжет — 6
    Мир — 5
    Персонажи — 7
    Стиль — 6
    Качество издания — 6
    Перевод — 7
    ОЦЕНКА МФ: 6

   
Покушение на канонический Амбер
   
Джон Грегори Бетанкур. Хаос и Амбер
    Роман. — М.: Эксмо, 2004 — серия “Стальная Крыса” (цикл “Хроники Амбера”) — 17000 экз.

   
Внешний вид томика “Хаос и Амбер” Джона Грегори Бетанкура, его толщина и аннотация сразу же мне не понравились. Начать с того, что книжечка не очень толстая, а шрифт крупный. А еще в книге заявлено, что, дескать, это произведение написано на основе незавершенных черновиков Роджера Желязны. Это не так!
32 Kb
    Стоит отметить, что сам Р. Желязны, легендарный создатель “Хроник Амбера” (кстати, читайте развернутую статью о мире Амбера далее в номере), не уставал повторять, что не желает, чтобы его любимый цикл кто-нибудь продолжал, кроме него. И те писатели, которые чтят и уважают память маэстро, не могли пойти поперек его воли. Зато господин Дж. Г. Бетанкур счел, что ему все позволено. И в какой-то мере он оказался прав, ведь наследники Р. Желязны разрешили ему написать трилогию о “Заре Амбера”.
    Но, несмотря на это, я мог бы не только понять и простить, но и восхититься фантазией Бетанкура, если бы он создал шедевр, не уступающий по уровню своему великому предшественнику, а не очередной бессмысленный боевик. Впрочем, те, кто жаждет вновь оказаться в мире Амбера и Хаоса, будут довольны. Остальных же, тех, кто мечтал о достойной предыстории, ждет разочарование. Ибо они всерьез надеялись на то, что узнают что-нибудь новенькое о своих любимых героях из трилогии Джона Грегори Бетанкура “Заря Амбера” вообще, и романа “Хаос и Амбер”, в частности.
    В этой книге невозможно отыскать ни одной новой или нестандартной идеи. Все сюжетные нити были не просто взяты из “Путеводителя по замку Амбер” Р. Желязны и Нейла Рэндалла, а еще и извращены. Причем сюжет во многом повторяет фрагменты первых пяти книг канонического “Амбера”. Приключения Оберона выглядят блекло и малоинтересно. Конечно, схватки Дж. Г. Бетанкур описывает мастерски. Вот только все остальное оставляет желать лучшего. В частности, беседы Оберона с Дворкиным мало кого способны впечатлить.
    Бетанкур безуспешно пытается хоть как-то разнообразить текст. Он использует все лучшие литературные приемы своего великого предшественника. Но вот то, что у Р. Желязны выглядело легко и естественно, у Бетанкура смотрится жалким заимствованием. Даже персонажи кажутся картонными куклами, а не живыми людьми.
    Единственное, что в этой книге есть по-настоящему хорошего, так это стиль. Господину Бетанкуру удалось очень точно копировать характерную манеру Р. Желязны. И, наверное, это единственная причина, по которой я прочитал этот томик и обязательно прочту следующий, который в настоящее время готовится к печати на Западе.
    Сергей Неграш

    Сюжет — 6
    Мир — 7
    Персонажи — 6
    Стиль — 10
    Перевод — 8
    Качество издания — 6
    ОЦЕНКА МФ: 6

    Как мы оцениваем книги
    Мы оцениваем каждое издание по десятибалльной шкале. Оценка складывается из следующих критериев:
    Сюжет — то, насколько захватывает повествование, насколько непредсказуем сюжет.
    Мир — то, насколько глубоко проработан авторский мир, насколько он интересен и оригинален. Для книги из крупного цикла, посвященного одному миру, оценивается интересность и новизна, привносимая данным произведением в образ описываемого мира.
    Персонажи — то, насколько удались образы героев книги, насколько они продуманы, насколько логично их поведение.
    Стиль — авторский язык и манера изложения; все те элементы авторского мастерства, которые не описывают три предыдущих критерия.
    Качество издания — то, насколько книгу приятно держать в руках и листать. На это влияют и внешний вид, и иллюстрации, и полиграфия.
    Для переводных изданий мы также оцениваем качество перевода.
Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться