Google+
От «Ганбастера» к «Дайбастеру» ТЮРЬМЫ 5HORRORGAMES МИРЫ. MIGHT & MAGIC
Версия для печатиБестиарий: Бестиарий: Разумные существа мира Бас-Лаг
Кратко о статье: Помимо людей, на континентах и островах Бас-Лага, а также в окружающих его морях обитают представители многих других рас, порождённые неуёмной фантазией Чайны Мьевиля. Не все из них разумны, не все мирно настроены, но все они удивительны и уникальны.

РАСОВЫЙ ВОПРОС

РАЗУМНЫЕ СУЩЕСТВА МИРА БАС-ЛАГ

В конечном счёте существует лишь одна раса: человечество.

Джордж Мур

Потому как можно иметь волчьи клыки и ограничиться тем, что их показываешь девкам в хлеву, а можно иметь волчью натуру и нападать на детей.

Анджей Сапковский «Меньшее зло»

При всём многообразии вымышленных существ детища Чайны Мьевиля всё равно стоят особняком. Страны континента Рохаги, а также острова и даже океаны Бас-Лага населены самыми причудливыми созданиями, которых только можно вообразить. Правда, милашек и пушистиков в их числе нет — как правило, это сильные и полные достоинства антропоморфы. За каждой расой стоит своя история, свои традиции, запреты и предпочтения. В мире Бас-Лага до разумных существ эволюционировали не только приматы: есть и птицелюди, и люди-амфибии, и люди-насекомые, и даже люди-растения (сведущим в генетике лучше даже не задумываться, как это произошло). Однозначно враждебных созданий немного, и в основном они приходят из других миров. Конфликты на межрасовой почве очень редки: к примеру, никому не придёт в голову преследовать кактов за зелёную кожу. Враждебность обычно исходит от правительства. А расовая принадлежность власть имущих уже не играет никакой роли.

ХЕПРИ

Нью-кробюзонские хепри умудрились организовать гетто даже внутри гетто

Выглядят хепри примечательно. У самок красная кожа, мускулистые, но изящные тела и головы-скарабеи. Хепри мужского пола не обладают человеческим телом и ничем, кроме размеров, от обычных жуков не отличаются. Разумны только женщины, и самцов они, как правило, презирают. Для общества хепри характерны строгая клановость, матриархат и приверженность традициям. У этих существ много общего с насекомыми и помимо внешности — например, голосовых связок у хепри нет, поэтому между собой они общаются при помощи летучих химических соединений, выделяемых особыми железами. А если необходимо обменяться информацией с представителем другой расы, то на помощь приходят записки и язык жестов.

Своей страны у хепри больше нет. За сто лет до событий, описанных в романе «Вокзал потерянных снов», на континенте Беред-Кай-Нев произошла эпидемия, которая вынудила этот народ бежать. После этого по какой-то загадочной причине хепри постарались забыть почти десять веков собственной истории. В нескольких странах беженцы были перебиты местным населением, но в Нью-Кробюзоне измученных болезнью хепри приняли и позволили им поселиться в отдельном квартале. В обмен на предметы традиционного искусства диаспора получает средства к существованию. Статуи из так называемой «хеприйской слюны» — лёгкой и прочной перламутровой субстанции, которая окрашивается соком ягод, — покупают городские власти и частные коллекционеры. А обитательницы гетто в городе-государстве Армада опекают корабельную библиотеку, что даёт им большое влияние в Совете кварталов.

ВОДЯНЫЕ

Водяные, будучи амфибиями, обитают в пресной воде, но могут почти сутки проводить на земле без вреда для здоровья. Это невысокие рыхлые существа с длинными перепончатыми руками и лягушачьими ногами. Нью-кробюзонские представители этого вида обслуживают городские каналы и дамбы, латают течи и ухажива- ют за механизмами. Для тех, кому подолгу приходится бывать на суше, придуманы специальные увлажняющие скафандры.

Водяной за работой

Все водяные владеют магией: они способны придавать воде любую форму — так можно создать движущиеся фигурки, которые самостоятельно просуществуют около часа. А шаманы могут подчинять себе водных элементалей и устраивать цунами или заставлять воду расступиться. Учёное сообщество не смогло выяснить, на чём же основано умение лепить из воды, — впрочем, не сильно и старалось. Только Айзек Ден дер Гримнебулин в ходе исследований установил, что в основе этого искусства лежит использование так называемой кризисной энергии, непредсказуемой и, как считалось, сугубо разрушительной.

К науке и знаниям у водяных особенно трепетное отношение. Почти все они поклоняются богу знаний, мудрости и информации Палголаку. Одна из догм служения утверждает, будто всё известное последователю религии известно и богу, а значит, самообразование есть первейшая обязанность прихожан. Фонды библиотеки Палголака в Нью-Кробюзоне не уступают университетским и при этом на порядок доступнее.

ГАРУДЫ

Скажешь «Гоша хороший» — останешься без головы. Гаруды не прощают насмешек

Не только водяным и хепри свойственно уважительное отношение к книгам. У расы птицелюдей-гаруд, исконно обитающих в пустыне Цимек, есть целый клан библиотекарей, которые во время сезонных перелётов разбиваются на пары и носят огромные сундуки с тысячами томов на разных языках. Хотя собственной письменности у птицелюдей нет, они с детства учатся читать и писать по этим книгам. Превыше всего пустынные кочевники ценят свободу выбора. Самым страшным преступлением у них считается принять решение за другого. В наказание виновного могут даже лишить крыльев, чтобы он вечно мучился воспоминаниями о прежних полётах.

Небольшая диаспора гаруд живёт в Нью-Кробюзоне, но не пользуется уважением ни среди городских жителей, ни среди соотечественников. Эти сильные и красивые существа отлично приспособлены для охоты с воздуха и захвата добычи, но в городах практически не ассимилируются — как из-за независимого характера, так и из-за особенностей телосложения. Рост гаруды составляет около двух метров, сложенные крылья выдаются над головой, руки и ноги оканчиваются мощными когтями — всё это в урбанистических условиях только мешает. Строение глаз у этих антропоморфов типично для хищных птиц, а клюв представляет собой нечто среднее между совиным и ястребиным. Гаруды умеют говорить, несмотря на мало для того подходящий рот, но длинные слова даются им с трудом.

КАКТЫ

Пустыни Цимека — прародина этих людей- растений, откуда они и расселились по всему обитаемому миру. Какты заметны издалека, и не только благодаря светло-зелёной коже с колючками и цветами. Это массивные двухметровые создания с крупными чертами лица. Вместо крови в их жилах течёт живица, мышцы волокнистые и очень мощные, а кожа толстая и грубая. Какты обычно состригают шипы на ладонях, чтобы без помех пользоваться домашней утварью, но преступники и охранники специально оставляют колючки, чтобы жертвы не вырывались.

Громила-какт в цветочек выглядит забавно. Но никто не смеётся

В обществе кактов и особенно в их городе Шанкелл, что на северной оконечности Цимека, царит жёсткий патриархат и главенствуют старейшины. Устраивает такое положение вещей далеко не всех, поэтому отдельные семьи, а порой и целые кланы уезжают, чтобы жить по-своему. Однако и на новом месте они быстро приходят к привычному укладу. Самый яркий тому пример — нью-кробюзонская Оранжерея, по факту неподконтрольная городским властям. Её обитатели воссоздали под стеклянным куполом точное подобие родной пустыни — а заодно и традиционное общество. Так что молодые бунтари с вызывающе выстриженными узорами из колючек теперь сбегают уже оттуда в город.

Какты-шаманы из пустынных племён практикуют особый вид магии: при помощи заклинаний они могут препятствовать своевременному рождению детей. Какты появляются на свет очень своеобразно: малыши зреют в почве, как картофельные клубни, пока не разовьются достаточно, чтобы выбраться наружу. Под действием заклинаний тела некоторых маленьких кактов продолжают вытягиваться под землёй. Когда существо наконец выбирается на поверхность, оно уже не обладает разумом, кости его искривлены, а ускоренный рост не останавливается. Такой переросток, именуемый гиайном, становится покорным и не рассуждающим хранителем поселения. Гиганты, достигающие порой семи метров в высоту, выслеживают и уничтожают врагов, а так же переносят тяжести, когда племя кочует.

A ДАЙ ПОСТРЕЛЯТЬ!

Помимо банальных кремнёвых ружей, арбалетов и копий, в распоряжении бас-лагских воинов есть и гораздо более экзотичное вооружение. Так, чтобы держать кактов в подчинении, приспешники одного из мэров Нью-Кробюзона разработали дискомёт. Это большое и очень тяжёлое устройство стреляет стальными дисками с остро заточенной или зубчатой кромкой. Выпущенный диск вращается в полете и способен отсечь конечность или даже голову, не останавливаясь. Когда городские какты наконец добились гражданских прав, они сами с удовольствием вооружились дискомётами.

Другое оружие — хеприйский жаломёт — очень сложно в освоении, но возможности его использования куда шире. Выглядит устройство как коробочка с катушками проводов, которые могут разматываться почти на шесть метров. Два шипа, закреплённые на свободных концах проводов, можно раскрыть в теле жертвы, если нужно её убить, или оставить в сложенном состоянии, чтобы взять пленника живьём. А ещё при желании по цепям можно пустить ток.

Дискомёт и жаломёт с раскрытыми шипами

СТРУПОДЕЛЫ

Серовато-белая кожа, круги под глазами, хорошо развитая мускулатура... Завсегдатаи подвальных «качалок»? Нет, это представители расы струподелов, прирождённые бойцы. Их кровь об ладает уникальной сверхбыстрой свёртываемостью, что позволяет создавать самую настоящую органическую броню. Особыми кривыми ножами, смоченными в жидкости-антикоагулянте, струподелы наносят на кожу фигурные порезы и распределяют кровь так, чтобы получались наручи, кирасы, шлемы и другие элементы доспеха. Вид и форму брони каждый воин выбирает по себе: лёгким и подвижным нужна не стесняющая движений, а массивные превращают себя в живые танки. Выращенный панцирь обычно выдерживает удар сабли, в противном случае мгновенно сворачивающаяся кровь схватывает оружие. Но вот от ударов тупыми тяжёлыми предметами такая броня не спасает.

Интересно, можно ли взять у струподела кровь на анализ?

Каждый клан придумывает собственный дизайн брони

Однако этот же дар природы делает струподелов уязвимыми. Они вынуждены постоянно принимать препараты, которые препятствуют свёртыванию крови в жилах. В противном случае несчастного ждёт внезапная и очень болезненная смерть — от него в считанные секунды остаётся скорченная статуя.

ПЕРЕДЕЛАННЫЕ

Насильственно переделанным специально вживляют устаревшие и непроизводительные механизмы

Когда-то они были обычными людьми, но преступили закон и имели несчастье попасться в руки нью-кробюзонской милиции. После суда, обычно короткого и безжалостного, преступников ожидает пенитенциарная фабрика. Дипломированные биомаги подвергают тела осуждённых переделке: вживляют части механизмов, щупальца, дополнительные органы, рога, копыта, конечности в самые неожиданные места — в зависимости от приговора или собственного чувства юмора. У специалистов нет цели убить пациента, они очень опытны и умелы, поэтому выживают почти все.

Закоренелых преступников даже переделка не исправит

Дальнейшая жизнь переделанного преступника более чем незавидна. Он лишается гражданских прав и в большинстве случаев отправляется в колонию Нова-Эсперум, что на континенте Беред- Кай-Нев, — как бесплатная рабочая сила. До места назначения добирается живьём меньше половины заключённых, если только не повезёт и корабль не захватят армадские пираты. В Армаде переделанных принимают как полноценных граждан — поэтому никто из них, в отличие от ностальгирующих кробюзонцев, не горит желанием покинуть плавучее государство.

Иногда переделке подвергаются и добровольно, чтобы получить уникальные качества и узкую специализацию. Биомаг может сделать человека амфибией, повернуть ему голову задом наперёд или создать идеального хищника из обычной верховой лошади. Находятся и своего рода эстеты, подобные одному из мафиозных боссов Нью-Кробюзона, которые превращают свои тела в нечто невообразимое просто из любви к искусству.

ГРИНДИЛОУ

Эти похожие на глубоководных рыб существа с длинными плоскими хвостами, рыхлыми мясистыми телами и огромными полупрозрачными зубами долго считались страшной сказкой для детей. До тех пор, пока шпион из Нью-Кробюзона не побывал под видом торговца в их закрытой и опасной для чужаков стране Дженгрисе, что на пути к морю Холодный Коготь. Лазутчик собрал исчерпывающую информацию об их обычаях, слабостях и тайных путях — незаменимые сведения для подготовки вторжения. Гриндилоу понадобилось всего несколько месяцев, чтобы найти самонадеянного человека, хотя он путал следы и постоянно менял маршрут. Смерть захваченного лазутчика, скорее всего, была долгой, мучительной и страшной.

Обрядовая статуэтка гриндилоу искривляет пространство, позволяя перемещаться незаметно. Впрочем, от хозяев артефакта не спасёт даже она

Девиз «Бороться и искать, найти и не сдаваться» отлично характеризует гриндилоу

Человеческие понятия о мироустройстве и логика бесполезны при контакте с этими существами. Они не отступают от своих целей и не гнушаются для их достижения использовать непостижимую и чуждую магию — например, захватить и пытать человека, поддерживая в нём жизнь под водой. К счастью, гриндилоу следуют своеобразному кодексу чести и не склонны искоренять весь род обидчика. Иначе в Бас-Лаге мог бы быть совсем другой расклад сил.

АНОФЕЛЕСЫ

Как и для хепри, для комаровидных анофелесов характерен выраженный половой диморфизм. Женщины этой расы подчинены простейшим инстинктам, они способны только есть и размножаться. В пищу им годится любое теплокровное существо, не защищённое бронёй, — голодные анофелесы высасывают жертву до сухой оболочки в считанные минуты. Впрочем, соплеменников-мужчин они не убивают. Из-за крайней опасности женщин-анофелесов весь народ навечно выселили на безымянный остров через пролив от государства Кеттай.

Для грозных женщин- анофелесов несъедобны только какты и струподелы

Женщина-комариха — это костлявое существо с запрокинутой головой, у неё длинные руки и скрюченное тело. Настигнув добычу, она выпускает изо рта острый хоботок длиной почти тридцать сантиметров. Насытившаяся анофелес раздувается и розовеет, как обычный комар. Когда вечный голод отступает, разум берёт своё: некоторые из них пытаются говорить. Обычно это плохо кончается для «парламентёрш» — настороженные потенциальные жертвы отстреливают их на дальних подступах.

Мужчины же этой расы питаются только фруктами и нектаром. Они выглядят как обычные люди, только вместо рта у них особая кожная складка. Анофелесы-мужчины отличаются очень высоким интеллектом, однако из-за изоляции острова они находятся на положении литературных негров. Им запрещено покидать родину, изучать другие языки, а выдающиеся кеттайские учёные присваивают их труды и переводы древних книг. Кеттай считается страной интеллектуалов и колыбелью передовых идей отчасти благодаря этой неприглядной практике. Анофелесы принимают существующее положение дел флегматично и утешаются философскими изысканиями и чтением древних рукописей своего народа.

Раса креев обитает в морях. Креи торгуют с Нью-Кробюзоном и присматривают за буровыми платформами города

РУКОХВАТЫ

По легенде, если очень злобный и подлый человек совершает самоубийство, то его руки выламываются из суставов и начинают жить сами по себе. Так якобы и получаются рукохваты. Доподлинно же о происхождении этих существ ничего не известно. Если чьё-то поведение резко меняется, а под одеждой что-то шевелится, можно предположить, что человек стал жертвой рукохвата. Паразит захватывает разум носителя — неважно, человека, антропоморфа или животного, — и управляет его телом. Взамен носитель получает выносливость, необыкновенную силу и специфические магические способности: при необходимости он может летать и выпускать изо рта газовое пламя. Впрочем, живых свидетелей тому почти нет.

Рукохват, очень приятно. Теперь мы будем жить вместе, пока ты мне не надоешь

Среди рукохватов нет равенства. Левши считаются аристократами, они вправе отдавать распоряжения правшам. Ослушание грозит мощной психической атакой, после которой бунтарь лишается возможности сменить носителя и умирает вместе с ним. Эти существа вообще очень любят власть и стараются, чтобы хотя бы один их представитель был среди правительства, — помимо всего прочего, это помогает рукохватам скрывать сам факт своего существования. Одна- ко против слухов и памфлетов бессилен и административный ресурс.

ТКАЧ

Гаруды называют его Безумным Пляшущим Богом. Подобные ему огромные пауки с человеческими ладонями на одной из пар конечностей кочуют из реальности в реальность. Всё существование Ткачей подчинено созданию прекрасных узоров из ткани бытия. Ткач, не задумываясь, отрежет встречному или просителю ухо, если решит, что этот поступок украсит эфирную материю.

ЧУДО—ЮДО

О размерах аванка можно судить по кораблю

В параллельных Бас-Лагу реальностях обитает множество странных тварей, и порой они так или иначе пробираются в мир, но только аванк был вызван специально. Эта исполинских размеров рыбина считалась выдумкой, пока жители Армады не дерзнули проверить одну старую легенду, чтобы заполучить дармовую тягловую силу. Раньше этот плавучий город, составленный из сотен сцепленных кораблей, перетаскивали буксиры, что не всегда было удобно. Горожане запасли редкое полезное ископаемое под названием «горное молоко», насыщенное магической энергией, сковали огромные цепи и вызвали искусственный шторм огромной силы. Это позволило элементалям молний прорваться в тот слой реальности, где обитал аванк, и затащить его прямиком в подготовленную узду. Теперь гигантская рыба, управляемая магическими импульсами через цепи, буксирует плавучий город-государство.

Почему же тогда с ним сознательно ведут дела? Возможности этого существа почти безграничны, например, ему ничего не стоит уничтожить многотысячную армию или превратить потолок дома в бабочек. Один из Ткачей двести лет назад облюбовал Нью-Кробюзон, и с тех пор к нему за помощью не обращался только один или два состава городского правительста.

МОТЫЛЬКИ

В небе над Нью-Кробюзоном летают вирмы. Из-за коротеньких ножек они почти не могут ходить — и дни напролёт проводят в воздухе, задирая прохожих. Вирмы умеют говорить и достаточно сообразительны, чтобы летать с поручениями

Для нескольких особей этого вида Нью-Кробюзон стал кормушкой. Изначально один из городских мафиози держал их в качестве живой фабрики по производству наркотиков, но мотыльки освободились. Пикантность ситуации придавал тот факт, что существа были хищниками из другого мира, и в этом у них не было естественных врагов. Пищей же мотылькам служат человеческие сознания.

Кормятся мотыльки в несколько этапов. Сначала «охотничьи угодья» обрабатываются — все жители определённой местности видят кошмарные сны. А потом мотылькам остаётся только выбирать жертву. Эти хищники очень падки на сильные эмоции и яркие воспоминания. Последнее, что видит несчастный, — крылья с меняющимися узорами, которые гипнотизируют жертву и парализуют её волю. Объятий твари, появления хоботка и самого процесса питания бедняги уже не осознают. После завершения трапезы остаётся только пускающее слюни тело, которое никогда не станет прежним человеком.

Кстати, гипнотические крылья безвредны, если смотреть на них в зеркало. Персонал, ухаживавший за мотыльками, пока те были в плену, состоял из переделанных с головами задом наперёд, носивших специальные шлемы, — отнюдь не лишняя предосторожность!

Антимоскитная сетка тут не поможет. Если мотыльку приглянулось чьё-то сознание, пиши пропало

СОВЕТ КОНСТРУКЦИЙ

Какой красивый узор получается! Но ты этого не увидишь

На одной из свалок Нью-Кробюзона в старом аналитическом вычислителе зародился разум. Новое существо быстро нашло помощника из людей и принялось в буквальном смысле создавать себя. В ход пошли старые вещи, агрегаты и устройства. Через некоторое время обнаружился ещё один мыслящий механизм, и разумы договорились слиться. Людей-помощников становилось всё больше, они находили, а потом и начали создавать сами всё новые и новые машинные интеллекты. Все они теперь составляют Совет конструкций, способный обучаться, собирать и накапливать информацию, а также прогнозировать, решать и действовать. Так, чтобы защитить разумы людей и информацию, Совет помог горожанам справиться с мотыльками.

Охотник на мотыльков, соблюдай технику безопасности! Инструкция для самостоятельной сборки

Чтобы общаться с людьми, Совет конструкций использует зомби, которого именует своей аватарой

***

Создавая героев для своих романов, Чайна Мьевиль даёт волю фантазии. В этой статье рассмотрены самые хорошо изученные обитатели лишь одного из его миров. Как бы различны они ни были, как бы диковинно ни выглядели, большинство из них в первую очередь люди. У каждого есть мелкие слабости, заблуждения, ошибки и привязанности. Разница между человеком, гарудой и хепри не больше, чем между представителями разных рас человечества. А сколько ещё удивительных существ дожидается своего исследователя на страницах книг...

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Max-88
№ 1
26.10.2014, 12:05
А как книги называются?
Franka
№ 2
26.10.2014, 14:43
Max-88, "Вокзал потеряных снов", "Шрам" и "Железный совет", Все вместе - цикл Нью-Кробюзон.
Крошка Кицунэ
№ 3
26.10.2014, 21:34
какой интересный бестиарий. нельзя сказать, что он совершенно уникален, так как некоторых похожих по описанию существ все-таки можно найти в других источниках.
но, учитывая, что авторы-фантасты нередко злоупотребляют, используя одни и те же до боли заезженные виды... словом, лентяям от литературы - стыд и позор, товарищу Мьевилю - респект
Max-88
№ 4
27.10.2014, 19:52
То есть это паропанк - там магия соседствует с техникой?
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться