Google+
НЕВЕСОМОСТЬ Вселенная «Magic: The Gathering» Кошмар на улице Вязов 100 лучших книг
Версия для печатиМиры: Миры. Бас-Лаг Чайны Мьевиля
Кратко о статье: Занимательная география причудливого мира, созданного богатой фантазией Чайны Мьевиля. Мира, где пираты живут на плавучем архипелаге, созданном из старых кораблей, литературные негры пишут философские трактаты, не покидая Машинного берега, и повсюду протянул свои щупальца мегаполис Нью-Кробюзон.

Страньше

ГОРОДА И СТРАНЫ МИРА БАС-ЛАГ

Если бы Иероним Босх жил и творил в наши дни, он наверняка взялся бы иллюстрировать романы Чайны Мьевиля. Хотя Нью-Кробюзон и стал самым влиятельным городом-государством Бас-Лага, только лишь по нему впечатление об этой вселенной не составить. Скучных или непримечательных мест в морях и на континентах мира, созданного воображением Чайны Мьевиля, не найдётся — даже если не принимать во внимание народы, их населяющие. Впрочем, любителям расслабляющего пляжно-экскурсионного отдыха Бас-Лаг противопоказан, — а вот искатели приключений, бунтари, исследователи и авантюристы вряд ли захотят вообще когда-нибудь его покинуть.

СУРОВЫЙ СЕВЕР

Безрассудный человек, который отправится из Нью-Кробюзона на север и преодолеет горы, окажется на берегу пресного моря Холодный Коготь в землях гриндилоу — Дженгрисе. Там почти нет чужаков, разве что несколько заезжих торговцев — людей и водяных. Никто не хочет селиться в Дженгрисе и его окрестностях из-за жутких слухов. Якобы участь тех, кого захватили гриндилоу, более чем незавидна, и рабство — ещё благоприятный исход. Чужакам строго ограничен доступ в поселения; для них действуют суровые правила, которые лучше не нарушать. Гриндилоу такое положение дел более чем устраивает, потому что они контролируют всю северную часть моря Холодный Коготь. И пойдут на всё, чтобы сохранить статус-кво.

К счастью для гриндилоу, им, по крайней мере, не грозит ковровая бомбардировка. Нью-Кробюзон отказался от использования цветовых бомб после атаки на Сурош в 1545 году по местному летоисчислению. Считается, что бомбардировка положила конец Пиратским Войнам. Спустя почти сто лет на руины отправилась команда учёных-исследователей, усиленная милицией и штатным гелиотипистом (фотографом) Сакрамунди. Туда дирижабль принёс двадцать шесть человек, а вернул только десять. Ещё трое умерли от мутаций или покончили с собой уже дома. Сакрамунди был настолько шокирован увиденным на развалинах, что за свой счёт напечатал тираж альбомов с фотографиями и распространил его по книжным магазинам. Разразился невероятный скандал, и опыты с Вихревыми потоками прекратили. А развалины Суроша на побережье Вздувшегося океана заслуженно пользуются дурной славой и по сей день.

Хороший биомаг трудоустроится в любом государстве. Рентгены переделанных отлично подходят для портфолио

В Бас-Лаге есть своя Хиросима, но Бхопала, к счастью, нет

Мёртвым аристократам недоступны мелкие житейские радости знатных людей вроде лукулловых пиров

За пустошью Глаз Дракона и морем Холодный Коготь располагаются богатейшие копи Шаттерджекса и Великий Кромлех — страна, где живые, если повезло, обитают в гетто, а если нет, то пополняют ряды рабочих-зомби на особых фабриках. Высшие ступени общества занимают набальзамированные и оживлённые мертвецы-танати. Люди тоже могут стать танати, если у них достаточно денег для усыпления и последующего оживления под руководством опытного некрурга. Высокую касту придётся приобретать отдельно. Есть в Кромлехе и свои неприкасаемые — вампиры. Они считаются отбросами общества и существуют за счёт подачек сердобольных живых людей.

Аристократия Великого Кромлеха общается на диалекте под названием покойня. Он отличается гортанным, горловым произношением, что обусловлено зашитыми ртами говорящих. Разумеется, существует и письменность — особенно нужна она тем танати, чей речевой аппарат уже пришёл в полную негодность. А для эстетов есть разновидность покойни, на которой общаются жестами и при помощи движений глаз.

КРИЗИСНАЯ МАШИНА

Кризисная математика — наука запутанная, которая долго считалась сугубо теоретической. Она представляет собой — смесь физики с философией. Предполагается, что тепловая, магическая, электростатическая и прочие виды энергии — это, по сути, просто разные проявления энергии кризисной. И всё происходящее с телами и объектами можно объяснить изменением баланса между разными энергетическими формами. Так, если увеличить для яблока, висящего на ветке, силу земного притяжения, то его потенциальная энергия вырастет, а следом начнут повышаться показатели других видов энергии, которые также присутствовали в яблоке, но ни на что не влияли. Дальше суммарная кризисная энергия вырабатывается уже сама собой.

Независимый исследователь Айзек Ден дер Гримнебулин разработал и построил аппарат, способный проанализировать «энергетический состав» помещённой в него субстанции. Далее машина вычисляла, на которую из составляющих следует воздействовать, и субстанция преобразовывалась в уже полноценную кризисную энергию. Иными словами, Гримнебулин изобрёл источник вечной и неиссякаемой энергии. Как раз такого и недоставало мыслящим машинам из Совета конструкций для полного счастья.

Элегантность присуща всем устройствам в стиле стимпанк

ДИКИЕ ЛЮДИ, ДЕТИ ГОР

Мертвец Бруколак и живец Доул, смертельные враги и бывшие земляки

Климат степей Галагги отлично подходит для земледелия, чего не скажешь о почве. Кланы пастухов-виноградарей кочуют между оливковыми рощами следом за стадами виносвиней, защищая их от хищников. По осени с лозы-симбионта, растущей на боках животных, снимают урожай винограда, делают вино и продают в соседний Теш.

Болотным племенам копьеруков не так повезло. Они не одомашнили никаких животных и до сих пор существуют за счёт охоты, активно используя магию. Дети лепят из тины маленькие фигурки, оживляют их и заставляют по своей воле двигаться и замирать. Повзрослев, копьеруки применяют это умение уже на животных и врагах. Големастер Иуда Лёв учился своему искусству именно у этих племён.

В полупустыне у загадочного Какотопического пятна живут кочевники-боринатчи, напоминающие кентавров. Их длинные — выше человеческого роста — ноги не гнутся, но вращаются, как на шарнирах, в любых направлениях, развивая огромную скорость. А руки могут протягиваться сквозь соседние реальности и наносить удары прямо оттуда, причём жертва не знает, откуда ожидать нападения. Эти существа сохраняют нейтралитет, но не терпят вторжения на свои земли, особенно если чужаки — вооружённый отряд или строительная компания. К беженцам и мирным поселенцам боринатчи терпимы.

Аборигены Папуа — Новой Гвинеи — самый вероятный прототип копьеруков

В хороший год можно собрать и два урожая подряд

Болота очень слабо изучены, а уж об их обитателях и говорить не приходится

Само же пятно обходят стороной все существа, наделённые инстинктом самосохранения. Даже границы этого места непредсказуемы и смертельно опасны. Например, скалы и камни могут здесь внезапно становиться туманом и так же неожиданно возвращаться в прежнее состояние. Живое существо, попавшее в этот туман, каменеет. Разумеется, до сих пор не нашлось безумцев, которые рискнули бы исследовать центр пятна.

ДИКАЯ ЭНЕРГИЯ

Где-то над Какотопическим пятном зарождаются разрушительные и непознаваемые явления, известные как Вихревые потоки. Когда подобный поток проходит над каким-то местом, последствия ужасны: расплавленные здания, деревья, на которых растут насекомые, ходячие растения, ожившие механизмы или чудовищные звери-мутанты. И это далеко не полный перечень.

Разумеется, явление оказалось слишком заманчивым для учёных и особенно для военных. Считается, что были достигнуты какие-то успехи, что одни свойства удаётся купировать, а другие усиливать, однако все эксперименты заканчивались трагически. Вершиной опытов стало создание так называемых цветовых бомб. Это оружие вытягивает цвет из всего вокруг. Живые существа превращаются в подобие чёрно-белых фотографий и умирают, а неживые становятся чрезвычайно хрупкими. Когда началась война с Теш, на улицах Нью-Кробюзона появилось множество солдат с обесцвеченными, безжизненными конечностями — элита тешан обладает магическими аналогами таких бомб. И не стесняется их применять.

Далеко Бас-Лагу до мирного атома

ПОЕЗДА И КОРАБЛИ

Путь на юг куда безопаснее. Трансконтинентальный Железный Трест даже начал прокладку железной дороги к городам Миршок и Толстоморье. С её завершением вести дела с торговцами этих городовсателлитов стало бы куда проще. Ради торжества прогресса отсталые племена вроде болотных копьеруков выселяли или уничтожали, если дорога проходила через их земли. Однако рабочие (из которых выжимали все соки, но забывали платить, как случается у капиталистов) по неведомым причинам взбунтовались. И с боями угнали паровозы вместе с рельсами в дикие местности за Какотопическим пятном. Беглую бригаду окрестили Железным Советом, и угнетённый пролетариат Нью-Кробюзона сделал их символом классовой борьбы. Viva la revolucion!

На аренах Шанкелла огромные денежные состояния то и дело меняют хозяев

Толстоморье представляет собой небольшой провинциальный городок с вечной чехардой во властных структурах, состоящих из зажиточного купечества. Впрочем, бойкой торговле тканями и элитными винами это никак не препятствует. Миршок, гораздо более крупный торговый узел, напоминает уродливую кальку с самого Нью-Кробюзона. Городская архитектура явно и неуклюже подражает столичной, а жители с трогательной провинциальной старательностью пытаются копировать кробюзонский образ жизни. В этом портовом городе, как и в столице, есть диаспоры водяных, гаруд из соседней пустыни Цимек и влиятельная община кактов. Поскольку порт располагается на морском побережье, а не в дельте реки, водяные не могут разгружать суда при помощи своей магии, как в Нью-Кробюзоне. Корабли буксируют прямо к берегу приручённые морские змеи.

На северной оконечности пустыни Цимек находится город кактов Шанкелл. Нравы в нём царят простые и жестокие — чего стоят известные на весь мир официальные гладиаторские бои с крупными денежными ставками. Основа же процветания Шанкелла — большой торговый флот. А какты городка Дрир-Самхер, что на юге Цимека, предпочитают честной торговле пиратство. На их кораблях по вантам лазают выдрессированные шимпанзе: сами моряки слишком тяжелы для такой работы. Зато в абордажном бою кактам нет равных. Жители стран, у которых нет собственных флотилий, охотно нанимают этих морских волков. А ещё моряки из Дрир-Самхера знают тучу баек, да таких правдоподобных!

Степи Галагги — родной дом для недовольных, дезертиров, наёмных охотников за головами и просто вольных стрелков

Готовый агитплакат — хоть сейчас в штаб кробюзонского подполья, в красный уголок

ЖИЗНЬ — ИГРА СО СМЕРТЬЮ

Игрокам прямая дорога в Мару’ахм. Дилетанты и любители могут попытать счастья в дурачка или кости, а личности посерьёзней предпочитают совсем другие игры. Только здесь в казино можно играть на оружие, любовь или даже на законы. Да-да, удачливые игроки могут выиграть у власти любые законы, а парламент, чтобы иметь право применять свои же нормативные акты, будет вынужден отыгрывать их обратно. В этом городе есть нумерологи — профессиональные гадатели по числам — и даже специальная академия, где учат правильно повышать ставки.

Друзья- соратники, авангард Вечного поезда

Крупная игра, крупные игроки

Теш знает толк в информационной войне

О городе Теш известно немногое, и то по большей части из нью-кробюзонских пропагандистских листовок. Местный государственный строй называется ведьмократией, и здешняя элита обладает огромным влиянием на соседние с Теш области благодаря странным, непостижимым для кробюзонцев магическим способностям. Заклинания — аналоги цветовых бомб, а также умение искривлять пространство — это далеко не самое опасные из знаний тешан. Их сложная многоступенчатая атака на Нью-Кробюзон, последствия которой стали сказываться ещё до её начала, едва не увенчалась успехом.

Старик, которого считали безобидным городским сумасшедшим, несколько месяцев рисовал в случайных местах спирали. Граффити долго казались бессистемными, хотя на самом деле были частью масштабного и сложного узора, покрывшего весь город. В небе появлялись огромные глаза, в людных местах возникали гигантские призрачные лампы и фантомные насекомые выше человеческого роста. Оказавшиеся поблизости прохожие умирали, но все считали сверхъестественые явления не связанными между собой происками вражеских магов. Финальным аккордом должен был стать вызов бога-убийцы из другой реальности, но старичку-дипломагу не повезло — нашёлся противник, сведущий в магии Теш.

Принято считать, что причиной войны с Теш стали пиратские корабли этого города-государства. Пираты нападали на суда Нью-Кробюзона в проливе Огненная Вода, мешая торговать с богатыми городами на дальней оконечности континента. Ответные боевые действия испортили репутацию Нью-Кробюзона на мировом рынке. В городе наступил экономический коллапс и начались бунты.

ИСЧЕЗНУВШАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Всёмогущий меч Утера Доула — наследие призрачников

«Имперский канон», литературный памятник культуры призрачников, описывает что-то вроде космического путешествия этой расы перед прибытием на континент Беред-Кай-Нев. Родной мир призрачников напоминает поверхность Меркурия — испепеляющая жара сменяется безграничным холодом в течение одних суток. Естественно, что магические и научные познания существ, способных выжить в таких условиях, качественно отличались от бас-лаговских. Призрачники широко практиковали магию вероятности, что делало их почти непобедимыми. В незапамятные времена пришельцы основали своё государство на восточном континенте по соседству с родными краями жукоголовых хепри. По обрывочным сведениям, эти расы даже сотрудничали. Остальным же странам Империя диктовала свою непреклонную волю. Коренные обитатели Бас-Лага долго и героически воевали с Империей, пока не вынудили призрачников покинуть этот мир.

Наследие Империи немногочисленно. Один из самых известных артефактов — вероятностный меч, принадлежащий наёмнику Утеру Доулу. Для использования этого оружия в руку владельца были вживлены заклёпки с пучком проводов, ведущих к маленькой коробочке в поясной кобуре. На эфесе есть металлическая полоса, которая соприкасается с заклёпками, когда меч находится в руке, а сам клинок сделан из негнущейся керамики, способной перерубить кость. В бою этот меч словно существует в тысячах вариантов, одновременно нанося все возможные удары и парируя атаки.

ОСТРОВА В ОКЕАНЕ

Дипломаг и посол Теш успешно прикидывался безобидным психом

Имперские амбиции никак не реализовать без хотя бы одной колонии. На далёком восточном континенте Беред-Кай-Нев, опустевшем после войн и эпидемий, был основан город Нова-Эсперум. По замыслу кробюзонского правительства, оттуда можно было бы рассылать экспедиции геологов на поиск новых месторождений. Однако из-за удалённости поселения и нерегулярного сообщения с метрополией полноправные граждане, не говоря уже об учёных, едут туда неохотно. А вот переделанных преступников никто не спрашивает — новую партию рабов завозят каждый год. И если гражданин может вернуться, когда закончится его контракт, то у преступников нет ни малейшего шанса.

На пути в Нова-Эсперум корабли останавливаются в городе креев Салкрикалторе. Здания из стекла, бетона и кораллов, предназначенные для сухопутных обитателей, возвышаются над океаном примерно на тридцать метров. Часть построек укреплена на дрейфующих платформах, соединённых мостками с неподвижными башнями. Большая часть поселения, предназначенная для креев, расположена под водой. Там же проводят переговоры с представителями Нью-Кробюзона: подводные жители присматривают за морскими буровыми платформами города. Не бесплатно, разумеется.

Во всех зданиях Салкрикалтора есть входы с пандусами, спускающимися в воду

Песок и камни Машинного берега — это миллионы ржавых шестерёнок и деталей механизмов

Репутация острова анофелесов — мрачнее некуда

Далеко на юге, на острове Гнурр-Кетт, расположен Кеттай. Это закрытое высокоразвитое государство неохотно ведёт дела с Нью-Кробюзоном, предпочитая сотрудничать с кактами. Кеттайцы превратили свою столицу Кохнид в интеллектуальный центр региона, колыбель передовых идей. Философские трактаты и изящные искусства стали их визитной карточкой (пусть авторство некоторых работ и присвоено). Сотрудничество интеллектуальной элиты Гнурр-Кетта с анофелесами не держится в секрете, но и не афишируется.

Остров анофелесов, также известный как Машинный берег, полностью изолирован от контактов с внешним миром со времён Малярийного женоцарства. Тогда, за две с лишним тысячи лет до событий романа «Шрам», люди-комары наводили ужас на южные земли. Культура анофелесов-мужчин переживала небывалый подъём: писались возвышенные философские трактаты, разрабатывались передовые технологии. А женщины-комарихи в это время обескровливали людей сотнями. В настоящее время на острове действует маленькая кактская миссия. Для вечно голодных женщин самхерские наёмники привозят скот, а для мужчин — задачи и рукописи на перевод. Анофелесам дозволено изучать только кеттайский язык, чтобы у них не возникало даже мыслей о побеге.

Должным образом оборудованная мастерская — счастье для учёного и инженера

Обитатели квартала Джхур умеют строить самые разные летательные аппараты

В Армаде есть рынки, кабаки, мастерские и даже свой лесопарк. Без аттракционов

НЕЧТО ИЗ НИЧЕГО

Големов м ожно делать из любых подручных материалов. Совершенно любых

После того, как механические устройства из-за вируса обрели разум и потребовали себе места под солнцем, люди и антропоморфы-ксении ещё долго дули на воду. Конструкции-интеллектуалы были уничтожены, а все прочие на всякий случай запрещены. А поскольку самим горожанам работать не хотелось, в обиход вошли големы. Специалисты создавали их из любых материалов — в зависимости от пожеланий заказчика или собственных капризов. Любители азартных игр устраивали публичные бои до уничтожения одного из големов-соперников. Милиция с радостью взяла на вооружение летающих созданий из кожи и металла, а также массивные «танки» из камня.

И только лучший из лучших, мастер Иуда Лёв, постиг саму суть искусства. Благодаря глубокому пониманию процесса он смог создавать големов из звуков, воздуха или теней. А методы управления этой искусственно организованной материей мастер научился применять и к другим явлениям. Не просто маг — волшебник!

ПИРАТСКАЯ ВОЛЬНИЦА

Легендарные морские бродяги Армады не привязаны к какому-нибудь одному острову, где их можно было бы блокировать и уничтожить. Их город-государство состоит из тысяч переоборудованных и соединённых между собой кораблей всех времён и народов. При необходимости мощные буксиры перетаскивают всю громаду в другую часть океана. Жители выращивают овощи и скот для пропитания, ловят рыбу и опресняют воду, не нуждаясь в какой-либо базе на суше. У Армады есть манёвренный боевой флот, дирижабли-разведчики и отличные бойцы. Управляет городом-государством Совет кварталов.

Правители самого влиятельного квартала, Саргановых Вод, навязывают свои интересы всем остальным. Сопротивляться им пытается разве что гетто вампиров, которые здесь очень сильны, в отличие от своих кромлехских собратьев. Кровососущим армадцам нет нужды выпрашивать себе пропитание — обитатели подопечного им квартала Сухая Осень регулярно сдают «гемоглобиновый» налог. Хепри из Зубца Часовой Башни опекают городскую библиотеку, пополняемую книгами и рукописями, которые изымают с захваченных кораблей.

Армадцы нападают на определённые суда, чтобы сделать пассажиров — учёных и инженеров — своими гражданами и идти в ногу с техническим прогрессом. Механиков так вообще принимают с распростёртыми объятиями. А ещё пираты Армады похитили одну из плавучих буровых платформ Нью-Кробюзона, чтобы без помех добывать ценное ископаемое под названием «горное молоко».

Впрочем, будущее пиратского государства туманно. Армада смогла пережить атаку нью-кробюзонского флота, нападение гриндилоу и бунт вампиров, но неизвестно, что с ней случится у разлома в реальности на краю земли, где она оказалась в финале романа «Шрам».

***

Жители Армады призвали гигантскую рыбу-аванка, чтобы та буксировала их корабли

Нью-Кробюзон, подобно Британской империи, протянул свои щупальца по всему миру. Даже формально независимые государства всё равно действуют с оглядкой на возможную реакцию с его стороны. Львиная доля мировой экономики основана на торговле — в частности, с этим городом. Даже исследователи-землепроходцы ищут в первую очередь новые рынки сбыта. В то же время в Бас-Лаге хватает независимых и сильных людей, которые занимаются наукой, ходят в экспедиции и творят шедевры без оглядки на выгоду или одобрение правительства. Возможно, мир ещё не полетел в тартарары только благодаря их стараниям.

Армада на марше производит неизгладимое впечатление

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться