Google+
ТОР MARVEL MASS EFFECT Игровые новеллизации в России
Версия для печатиЭволюция: Эволюция: Переплёт
Кратко о статье: Книжки сегодня нередко покупаются «по обложке». Цветные, красивые переплёты «цепляют» случайного прохожего — и заставляют раскошелиться. При этом произведение, скрывающееся за яркой картинкой, может не стоить и выеденного яйца. Но переплёты далеко не всегда служили рекламным целям...

Эволюция

Переплёт

Книжки сегодня нередко покупают «по обложке». Цветные, красивые переплёты «цепляют» случайного прохожего — и заставляют раскошелиться. При этом произведение, спрятанное за яркой картинкой, может не стоить и выеденного яйца. Но переплёты далеко не всегда служили рекламным целям…

Древнейшим носителем информации была вовсе не бумага, а глина и подобные ей материалы. Ещё древние шумеры за 2000 лет до нашей эры выводили на глиняных табличках свои клинописные тексты, после чего «страницы» обжигались и становились таким образом практически неподвластны времени. Переплёт как таковой глиняным книгам был не нужен. Чтобы собрать несколько табличек в единый текст, их укладывали в ящик, который снабжался глиняным же ярлыком или печатью с информацией о том, что содержится внутри.

 

Первой формой бумажных (а также папирусных, пергаментных и сделанных из дублёной кожи) носителей информации стали свитки. В отличие от глины, папирус и пергамент серьёзно портились от времени и вообще отличались хрупкостью. Складирование их в ящики проблемы не решало. Так появились свитки как наиболее простой способ сохранить текст в неприкосновенности. Отсутствие складок в результате скручивания позволяло избежать истирания по линиям сгибов. В качестве «переплётов» свиткам служили цилиндрические футляры — деревянные, металлические, кожаные. Свитки, которые нужно было объединить, укладывались в один футляр, либо их футляры располагались по соседству в хранилище.


Книги, сделанные по принципу скрепления страниц, появились в районе III-II вв. до н.э. в Римской республике. Воловьими жилами скрепляли, например, восковые таблички для обучающихся грамоте, а порой и бумажные листы. Впрочем, эта методика встречалась в те времена эпизодически, а понятия «переплёт» толком не существовало: для защиты от окружающей среды книги по-прежнему укладывались в футляры и ящики.


Вплоть до X-XI века искусство переплёта топталось на месте — и в Европе, и на Востоке. Эпизодическое использование прошивки не способствовало развитию переплётного дела. Впрочем, первые переплёты, подобные современным, уже появились — в основном на религиозных книгах (как на Библии, так и на Коране). Обложками служили две деревянные дощечки, украшенные резьбой и раскрашенные вручную. Использовалась также инкрустация драгоценными камнями, слоновой костью, минералами. Таблички скреплялись между собой кожаными ремешками, а сама рукописная книга к переплёту обычно не прикреплялась вовсе — то есть он попрежнему служил аналогом шумерского ящика.


Позволим себе перескочить через несколько столетий. Вплоть до XV века переплёты не были массовым явлением и тем более не являлись искусством. Множество рукописей хранилось как попало, никакой системы стилей в переплётном деле не было. Но в XV веке зарождается книгопечатание и книга становится массовым явлением. Книги значительно падают в цене, монастырские переписчики теряют работу, а переплётное дело расцветает. Связано это с тем, что богатые люди начинают более или менее массово покупать книги, собирать библиотеки — и заказывать для каждого издания уникальный переплёт.

 

В Европе основой для переплёта по-прежнему служит дерево. Но теперь его обтягивают отделочным материалом. Наибольшей популярностью служит телячья кожа, поскольку она позволяет украшать книгу практически как угодно. Самый распространённый метод — блинтовое (слепое) тиснение, то есть тиснёный нераскрашенный узор. В общем и целом переплётчики работают кто во что горазд, следуя требованиям заказчика. В XVI веке формируются стили переплётов, организовываются переплётные цеха и гильдии.

 

Вскоре с Востока приходит новая методика — использование в качестве основы не дерева, а картона. Ввиду его невысокой массы и толщины такой способ оказывается значительно удобнее как для переплётчиков (проще заворачивать внутренние края кожи под переплёт), так и для покупателей книг. Дерево используется только в церковных книгах и для редких работ по желанию заказчика. Начинается переплётный бум.

 

С XVI по XVIII век формируются все основные стили переплётов — восточный, готический, арабский, персидский, Альдов, Жоффруа Тори, Генриха II, а ля фанфар, ле гаскон, Гролье и так далее. Многие стили получают название в честь своих изобретателей. Кстати, разрабатывали новые стили чаще всего не члены цехов, а энтузиастылюбители, не ограниченные цеховыми законами. Например, великий французский переплётчик Жан Гролье изобрёл штемпели с внутренней штриховкой (ранее тиснение осуществляли только сплошными штемпелями) и создал несколько стилей, главный из которых получил в итоге его имя. За статус «переплётного центра» некоторое время «спорят» Италия, Германия и Франция, но в итоге французы побеждают. К XVI веку Париж становится законодателем переплётных мод и стилей. В XVI-XVII веке каждый уважающий себя дворянин имеет огромную библиотеку и личного переплётчика, разрабатывающего единый стиль для всей коллекции. К примеру, прославленный придворный переплётчик Генриха II Николя Эв создал для короля стиль а ля фанфар с узорами из пальмовых и лавровых листьев. Стоит отметить, что большинство названий стили получили гораздо позже, в XIX веке, когда была произведена их классификация.


Золотое тиснение

Золотое тиснение пришло в Европу с востока: его завёз и начал использовать венецианский книготорговец Альдус Минутиус в конце XV века. Именно в его честь и получил название стиль Альдов, ставший одним из наиболее распространённых в переплётном деле XVI-XVII столетий.

С конца XVIII века искусство украшения переплёта приходит в упадок, разве что появились оригинальные кружевные узоры по краям. В XIX веке новых стилей и элементов переплётов не возникало, а к началу XX столетия большинство книг уже переплетались в стандартные переплёты прямо в типографии. Снова вернулось примитивное блинтовое тиснение, которое было легко осуществить машинным способом. Основной задачей переплёта стало не украшение книжной полки, а информация о том, что за книга содержится внутри.


Сегодня переплёт — явление массовое, «типографское». Высочайшее развитие технологий позволяет получить переплёт любой сложности, использовать любое количество цветов. Но существуют и элитные переплётные мастерские, где книгу по-прежнему можно переплести в кожу с богатой инкрустацией перламутром, костью и драгоценными камнями — вот только стоить это будет очень дорого.

6600

книг и манускриптов собрал французский государственный деятель Жак Огюст де Ту в своей библиотеке. Все они были под заказ переплетены в фанфарном стиле; в 1778 году, спустя век после смерти де Ту коллекция была распродана по частям и сейчас разбросана
по всему миру.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться