Google+
Мифология Средиземья 10 шестеренок стимпанка Творчество Филипа Хосе Фармера Макс фон Сюдов
Версия для печатиБестиарий: Бестиарий: Произведения Ника Перумова
Кратко о статье: Путеводитель по самым необычным существам, населяющим миры мастера отечественного фэнтези.

Разношерстная компания

Необычные создания из миров Ника Перумова

Уже дебютные романы Перумова, написанные если не в духе, то по крайней мере в декорациях толкиновского «Властелина Колец», наглядно продемонстрировали, что Нику тесно в рамках классического высокого фэнтези. Автор «Кольца тьмы» стал постепенно расширять рамки Средиземья, вызвав ярость у многих поклонников первоисточника. Однако уже вскоре Перумов начал творить собственные миры и, продемонстрировав нешуточный талант демиурга, населил их множеством причудливых созданий.

 

Конечно, связав своё творчество с эпическим фэнтези, Перумов не мог обойти вниманием традиционные для жанра расы и монстров — миры Ника населяют и эльфы с гномами, и драконы с нежитью (хотя подчас совершенно необычные). Но соседствуют с ними такие существа, как дуотты Эвиала или Гончие Райлега, которых можно встретить лишь в книгах Перумова. Возьмись мы составить полный перечень оригинальных народов и чудовищ, придуманных Ником, с их подробными описаниями, — вероятно, получился бы солидный том, не уступающий объёмом официальным бестиариям D&D. Поэтому наш сегодняшний рассказ — лишь о самых необычных и важных обитателях миров Ника Перумова.

ДЕТИ ВОЛШЕБСТВА

Название: Истинные маги

Мир: Хъёрвард

Первое появление: «Гибель богов» (1995)

Наиболее масштабный и проработанный мир Перумова — вернее, целая вселенная, в которую входят множество реальностей, в том числе и наша с вами, — это Упорядоченное. Магическая энергия пронизывает большую часть миров Упорядоченного — хотя изредка и встречаются исключения вроде нашей с вами Земли. Живым и разумным воплощением этих сил стала раса Истинных магов — существ, настолько же превосходящих смертных магов, насколько те сами не ровня простым людям.

Собственно, если не считать надмировых сущностей вроде Духа познания или богов, Истинные маги по праву могут считаться самыми могущественными существами Упорядоченного. Их способностей вполне достаточно, чтобы творить собственные миры, но при этом выглядеть они в большинстве своём предпочитают как обыкновенные люди и не лишены всех присущих тем пороков, а уж друг с другом и вовсе подчас уживаются с большим трудом.

К счастью, разрушительный потенциал Истинных магов ограничен строгими законами. В частности, им было запрещено убивать друг друга — и даже конфликтуя между собой, Истинные маги неукоснительно соблюдали этот закон. Столь же естественно для них было брать себе учеников-смертных и достигать поставленных целей с их помощью.

Впрочем, все эти ограничения не помешали сначала тёмному магу Ракоту, а затем и его другу Хедину восставать не только против своих собратьев, но и бросить вызов верховным владыкам Упорядоченного — Молодым богам. Вторая попытка оказалась более удачной и недавние бунтари сами заняли вакантные божественные престолы.

Истинные маги практически бессмертны, но число их крайне ограничено — не больше пары десятков в одном Поколении. С другой стороны, стоит хоть кому-то из Истинных магов обзавестись чистокровным потомством — и это неминуемо приведёт к рождению нового Поколения и уходу старого. Именно это произошло во время восстания Хедина и Ракота. Новоявленным богам это, разумеется, угрожать уже не могло, а вот их собратья внезапно оказались на грани небытия.

Пришлось магам Последнего поколения, отчаянно цеплявшимся за жизнь, идти на поклон к силам Хаоса, для которых Упорядоченное всегда было желанной добычей, да вот только мало кто даже в обмен на могущество соглашался служить такому господину. Истинные маги не побрезговали — и стали настоящими чудовищами. Лишь бывший глава поколения Мерлин — заклятый враг Хедина — впоследствии раскаялся и променял рабскую долю на заключение в рядовом мирке под названием Мельин.

Четверо Истинных магов одного из ранних Поколений основали в Межреальности анклав, названный Долиной, куда из разных уголков Упорядоченного собрали самых талантливых смертных волшебников, которым передали свои знания и умения — насколько это было возможно.

Мироздание не терпит пустоты и на смену Поколению Хедина и Ракота пришли Новые маги — однако они, в отличие от своих предшественников, не прошли должного посвящения и обучения, оказавшись предоставлены сами себе. Естественно, обладая уникальными природными дарованиями, они остались силой, с которой необходимо считаться, — но столь значимой роли в судьбе Упорядоченного, как их старшие собратья, Новые маги пока не играли.

РАБЫ НЕНАЗЫВАЕМОГО

Название: Созидатели пути

Мир: Междумирье

Первое появление: «Алмазный меч, деревянный меч» (1998)

В Упорядоченном встречается немало совершенно чуждых человеку и весьма агрессивных народов и чудовищ. В некоторых уголках мультивселенной вроде Дна Миров концентрация этой жути настолько велика, что выжить там есть шанс лишь у самых сильных чародеев. Впрочем, подобная нечисть представляет угрозу лишь тем, кто по неосторожности или глупости завалится к ней в гости. Другое дело эмиссары главного, пусть даже незримого, врага всего Упорядоченного — эти приходят сами без всякого приглашения.

Как ни удивительно, погубил жуткого Хозяина Ливня альтруизм.

Долгое время сущность, известная как Неназываемый, представляла для обитателей Упорядоченного — да и то лишь для самых осведомлённых из них — лишь академический интерес. Хотя древние маги установили, что при случае Неназываемый обладал и способностью и желанием поглотить всё Упорядоченное, до поры он был надёжно изолирован за границами не только материальных миров, но и Хаоса.

К несчастью, тёмный маг Ракот зашёл в своих изысканиях слишком далеко и нашёл способ открыть Неназываемому путь в Упорядоченное. А в момент отчаяния, когда показалось, что ему и его другу Хедину, посмевшим бросить вызов Молодым богам, грозит окончательное поражение и гибель, Ракот пустил в ход свой последний довод.

Даже казавшиеся непобедимыми Молодые боги не рискнули связывать с Неназываемым — а вот восставшие маги сумели, по крайней мере, отчасти исправить оплошность Ракота и, заняв место своих перетрусивших противников, остановили прожорливого монстра. Заняв ставшие вакантными божественные престолы, Хедин и Ракот начали творить и «скармливать» Неназываемому пустые миры-того, увы, такая диета совершенно не устроила, и он начал искать иные пути, чтобы пробить себе путь на волю.

Инструментом для удовлетворения гастрономических предпочтений Неназываемого выступили существа, прозванные за свою самую характерную внешнюю особенность козлоногими, — или, как они сами себя называют, Созидатели пути. Именуют себя так они, естественно, неспроста: единственная цель их существования — проложить Неназываемому тропинку в обход выстроенного Хединым и Ракотом магического барьера.

На первый взгляд может показаться, что эти звероподобные и несколько несуразные твари только и способны, что служить «пушечным мясом» в какой-нибудь очередной армии Тьмы и уничтожать всё, что попадается им на пути. Отчасти это впечатление справедливо — львиная доля козлоногих действительно не может похвастаться сколько-нибудь заметными умственными способностями и способна лишь умирать в бою во славу своего безымянного творца.

Козлоногие отличаются недюжинной силой и изрядной живучестью, а их клыки и когти могут служить прекрасным оружием. Однако в большинстве своём они совершенно не заботятся о собственном выживании и в качестве солдат не слишком эффективны. Даже организованное войско простых смертных — не говоря уж об опытных боевых чародеях — они в лучшем случае сумеют задавить числом, которое, по словам самих Созидателей пути, никогда не уменьшается.

Впрочем, за примитивных монстров могут сойти лишь «рядовые» козлоногие, но среди них встречаются весьма разумные и невероятно хитрые бестии. Когда требуют обстоятельства, Созидатели пути не чураются ни дипломатии, ни интриг. Готовясь к атаке на Мельин, козлоногие сумели убедить обитателей Долины убраться с их дороги. А чтобы нейтрализовать местных магов, подстегнули Императора на восстание против их власти, подарив молодому правителю могущественный артефакт.

Козлоногий, который передал Фессу пресловутую латную перчатку для Императора, сам должен был стать главным героем четвёртого романа из «Хроник Хьёрварда». Эта ненаписанная книга, по первоначальной задумке Перумова, должна была рассказать историю правителя, который, потеряв всё, что имел, прибегал к помощи Неназываемого и превращался в покорного исполнителя его воли. Долгое время считалось, что роман «Раб Неназываемого» так и не будет закончен, но сейчас Ник передумал и планирует дописать книгу — правда, нам пока остаётся только гадать, насколько близок будет финальный текст к озвученному прежде автором синопсису.

ДОЖДЬ В НАСЛЕДСТВО

Хозяин Ливня бродил по Мельину в образе жуткого рыцаря в ржавых доспехах и рогатом шлеме лишь в сезон Ливня, но время от времени маг-отступник расставался с образом рыцаря смерти и возвращал себе человеческий облик. В этой ипостаси он изредка обучал магии талантливых детей, избежавших тенет Радуги, да и сам оставил потомство — не подозревая, что его избранница сама принадлежит к Арку, а родившаяся от этого союза девочка станет последним уцелевшим членом ордена.

Завладев после уничтожения Арка отцовским фламбергом, юная Сильвия вскоре доказала — она более чем достойна такого наследия. Уже покинув родной мир, чародейка упивалась силой злобного артефакта, который попал ей в руки и позволил на равных бороться с куда более опытными магами и побеждать целые армии. Идя на поводу у своих амбиций, Сильвия бросалась едва ли не в каждый бой, не особенно разбираясь в причинах и возможных последствиях: если Хозяин Ливня сдерживал мощь и жажду смерти, сокрытые в чёрном мече, то его дочь пустила их в ход без остатка. Расплата не заставила себя долго ждать — девушка утратила человеческий облик и начала стремительно превращаться в нежить.

И всё же Сильвии удалось сохранить себя — после долгих метаний она встала на защиту Эвиала и Мельина и, до дна исчерпав разрушительную силу Смертного Ливня, перестала быть его Хозяйкой. Одним чудовищем на просторах Упорядоченного стало меньше.

ВОТ ВЕДЬ ЗАРАЗА!

Но, в конце концов, и стремительные Гончие, и могучие големы — лишь инструменты в руках магов Некрополиса и Державы Навсинай, оспаривающих власть над миром Семи зверей. А по-настоящему он страдает от таинственной Гнили. Странная напасть, обрушившаяся на Райлег, проявляется то роями прожорливых многоножек, пожирающих всё на своём пути, — пока не умрут на закате, то рождением чудовищных детей-мутантов. Почти все Дети Гнили умирают вскоре после рождения, но когда одному из них-девочке по имени Мелли — удалось выжить, она превратилась в угрозу, с которой приходится считаться не только самым могущественным магам Райлега, но и целым странам.

Откуда пошла Гниль, что вызывает её всё учащающиеся прорывы и как положить конец не симптомам, а самой болезни, ломают голову виднейшие умы Райлега — пока безуспешно. А простой люд полагает, что буйство этой заразы предвещает скорый конец света.

«Рядовых» козлоногих можно одолеть с помощью простой солдатской стали.

ЧЕЛОВЕК ДОЖДЯ

Название: Хозяин Ливня

Мир: Мельин

Первое появление: «Алмазный меч, деревянный меч» (1998)

На протяжении десятилетий на северные земли Мельинской империи обрушивался Смертный Ливень, струи которого целый месяц несли погибель всем, кто не успел убраться с его пути или укрыться в надёжном убежище. Естественно, сама по себе такая напасть не могла обрушиться на земли, отвоёванные легионам и чародеями у гордых рас нелюдей.

Вовсе не слепая стихия собирала кровавую жатву с обширной человеческой империи — за Смертным Ливнем стоял разум, некогда бывший человеческим. Мельинские маги из семи орденов, прозванных Радугой, никогда не брезговали даже самыми чёрными средствами, когда того требовали их цели. Один из них в поисках бессмертия зашёл слишком далеко — способ-то он отыскал, но цена оказалась непомерна.

Доподлинно неизвестно,, откуда появился брат Алмазного меча гномов и Деревянного народа дану — чёрный фламберг людей, но завладел им маг из красного ордена Арк. Чёрный меч буквально воплощал собой разрушение и ненависть — он превратил своего обладателя в бессмертное создание, питающееся душами разумных существ, которых убили ядовитые капли Смертного Ливня.

Но вся сила, набранная у тысяч мёртвых, не спасла Хозяина Ливня, когда он угодил в ловушку своего бывшего ордена. Свою не-жизнь, впрочем, повелитель Смертного Ливня продал дорого — вместе с ним в небытие отправился весь Арк, за исключением одной юной девушки.

МЕСТЬ НЕКРОМАНТОВ

Название: Дуотты

Мир: Эвиал

Первое появление: «Рождение мага» (1999)

Практикующие чёрную магию гуманоидные рептилии дуотты не были первыми хозяевами мира под названием Эвиал, но безраздельно правили в нём, когда на его земли впервые вступили люди с эльфами и гномами. Делиться с пришельцами жизненным пространством старожилы Эвиала посчитали ниже своего достоинства — последовали жестокие и разрушительные войны, и лишь беспощадная магия крови позволила людям одержать окончательную победу.

Конечно, не все дуотты погибли. Один из выживших, некромант по имени Даэнур, попытался приспособиться к изменившемуся миропорядку и пошёл на мировую с новыми хозяевами мира, став преподавателем в Академии Высокого Волшебства. Но прочие его уцелевшие сородичи оказались не столь покладисты и, укрывшись в безлюдных уголках Эвиала, начали вынашивать планы мести.

Злопамятные, хладнокровные и долгоживущие дуотты столетиями готовились нанести ответный удар. Первая оказия подвернулась, когда их отыскал молодой чародей из рода людей, мечтавший постичь секреты тёмной магии, — незваного гостя приняли с необычным для дуоттов и, разумеется, исключительно показным гостеприимством. На деле человек нужен был им лишь в качестве донора крови для соответствующей магии, с помощью которой змееголовые чародеи надеялись обрушить на Эвиал зверя Хаоса. Чтобы исправить свою ошибку и защитить родной мир, — хотя бы на время — некроманту пришлось заключить сделку с одной из сил из-за границ Упорядоченного, а самому превратиться в гротескного тёмного властелина.

Когда первый план пошёл прахом, дуотты и не думали отчаиваться, а начали сколачивать на западной окраине Эвиала новую Империю, основой государственности в которой стала некромантия.

Идея государства, созданного тёмными магами, настолько заинтересовала Перумова, что он развил её в своём последующем цикле — «Семь зверей Райлега». Но если в Эвиале у Ника получилась достаточно тривиальная «Империя зла», то некроманты мира Семи зверей выстроили страну, в которой нашлось место не только безмозглой нежити и её жадным до власти творцам.

НА СТЕРОИДАХ

Название: Гончие Некрополиса

Мир: Райлег

Первое появление: «Тёрн» (2007)

Некроманты Райлега отличаются от своих коллег из большинства прочих фэнтезийных миров. Дело даже не в том, что практикующим магию смерти чародеям удалось найти друг с дружкой общий язык и основать одну из самых могущественных держав мира Семи зверей, — а в том прагматизме, с которым они подходят к своим немёртвым творениям.

Фесс осваивает азы некромантии под чутким руководством дуотта Даэнура.

Послушные, не ведающие ни страха, ни усталости зомби не только составляют костяк армии Некрополиса, но и освоили «мирные профессии» и успешно подменяют живых там, где нужен малоквалифицированный и тяжёлый труд. Разумеется, даже самый качественный зомби годится не для всякой работы — там, где нужны ловкость, выдумка, инициатива, Мастерам Смерти приходится использовать иные, более тонкие инструменты. И в таковых повелители Некрополиса недостатка не испытывают.

Когда Мастерам Смерти требуется нанести врагам не сокрушительный удар, а точечный укол, они прибегают к помощи Гончих — лучший шпионов и убийц Райлега. В качестве заготовки для будущей Гончей сгодится любая девочка или девушка, в которой достаточно злобы и целеустремлённости, чтобы беспрекословно подчиняться даже самым жестоким приказам. Кандидаток подвергают самому пристальному отбору, а под конец и заставляют драться друг с дружкой насмерть, чтобы остались лишь самые стойкие и упорные.

Из них-то и куют Мастера Смерти свои самые надёжные клинки. С помощью разнообразных алхимических сывороток организм Гончих подвергается фундаментальной перестройке, помогающей полностью раскрыть потенциал человеческого тела. Прошедшая подобную трансформацию девушка настолько сильнее и быстрее простых людей, что с лёгкостью расправится с десятком-другим даже опытных воинов. Но это-только в случае крайней необходимости: действовать с помощью грубой силы всё-таки не в стиле Гончих. Они предпочитают тайно подобраться к врагу, выведать нужную информацию или нанести удар, и убраться прежде, чем противник поймёт, что же произошло.

Конечно, прагматики-некроманты не стали бы давать в чьи-то руки подобную силу, не удостоверившись, что Гончие внезапно не выйдут из подчинения, обратив свои способности против собственных хозяев. Употребляя разнообразные алхимические растворы, Гончие на время обретают новые способности — скажем, обходиться без воздуха. Но эти эликсиры вызывают привыкание сродни наркотическому, и без новых порций отравы большинство Гончих попросту не выживет.

Правда, вывести яд из организма Гончих и вернуть их к более-менее нормальной жизни хоть и сложно, но всё же возможно. А самые сильные и опытные посланницы Некрополиса переживают настолько серьёзные метаморфозы, что новые дозы им уже не нужны — в их жилах и так текут концентрированные алхимические зелья.

Имея в своём распоряжении бесчисленные армии зомби и почти непобедимых Гончих, Некрополис вполне мог бы распространить свою власть на весь Райлег — если бы у Мастеров Смерти не нашлось достойных противников в лице чародеев Державы Навсинай. Подобно своим коллегам-соперникам, последние, когда дело доходит до боевых действий, полагаются в первую очередь на магических слуг. Только в этом качестве используют не зомби, а големов — фактически человекоподобных боевых роботов, которые созданы с помощью волшебства и оснащены не только обычными клинками или самострелами, но и огнестрельным, а также механическим оружием.

ИММУННАЯ СИСТЕМА ВСЕЛЕННОЙ

Название: биоморфы

Мир: вселенная дилогии «Империя превыше всего»

Первое появление: «Череп на рукаве» (2002)

В романах Перумова часто встречаются неисчислимые орды всевозможных монстров, ведомых одной лишь жаждой — уничтожать. Подобные армии нечисти встречаются и в сериале об Упорядоченном, и в неоконченном цикле «Техномагия», и в научно- фантастической дилогии «Империя превыше всего». Именно в ней Ник создал свою самую логичную и изящную интерпретацию этого часто встречающегося на страницах фантастических и фэнтезийных книг образа.

Человечество, насильно объединённое под стягами Четвёртого рейха, вышло в космос и встретило чужих, но до поры братья по разуму уживались более- менее мирно — по большей части игнорируя соседей. Тем более растущей звёздной Империи и внутренних проблем хватало — в частности, русские колонисты так и не смерились с утратой свободы.

Относительному покою Империи пришёл конец, когда на её планеты обрушились сначала Тучи — полчища разномастных инопланетных тварей-биоморфов. А затем их примеру последовали и мирные до поры разумные инопланетяне, которые оказались родственны Туче. И тех, и других гнал в атаку на человечество слепой инстинкт, заложенный где-то на генном уровне. Род homo sapiens воспринимался ими как нечто чуждое вселенной — словно вирус для организма — а, значит, подлежащее уничтожению. Впрочем, даже когда встал вопрос о выживании человечества, нашлись те, кто попытался воспользоваться биоморфами ради достижения собственных целей.

***

По основной профессии Ник Перумов — микробиолог, так что инопланетную биологическую угрозу описывал не только с изрядной фантазией, но и со знанием дела. Но примечательно, что с такой же почти научной строгостью и скрупулёзностью мэтр отечественной фантастики создаёт и свои фэнтезийные миры, их магические системы и обитателей — и в этом кроется один из главных козырей Перумова-творца.

КЛИН КЛИНОМ ВЫБИВАЮТ

Придя к власти, Хедин и Ракот оказались перед лицом бесчисленных забот и не всегда могли, подобно Молодым богам, наводить в подвластной им вселенной порядок по собственному усмотрению. Вот и нашествие на Северный Хъёрвард полчищ всевозможной нечисти, прозванной Ордой, Новые боги не то чтобы совсем прозевали, но вынужденно оставили проблему без должного внимания.

Впрочем, жители северных хуторов привыкли жить и с такой угрозой под боком. Тем более что нашлась и подмога — как ни странно, в лице других чудовищ. Одновременно с возникновением Орды появились и Защитники: огромные шестилапые монстры с толстой шкурой, острыми клешнями и длинными щупальцами, невероятным чутьём и сообразительностью. Мохнатые гиганты, способные уничтожать тварей Орды десятками, были словно созданы для того, чтобы противостоять этой напасти, и только они помогли северянам выживать, несмотря на постоянные набеги безмозглой нечисти.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться