 | Нелёгкая профессия: ведьма
Цикл о Вольхе Редной Ольгу Громыко иногда называют родоначальницей русского «женского» юмористического фэнтези. И, хотя определение это далеко не исчерпывает всего творческого пространства писательницы, оно не лишено справедливости: мало кто из любителей отечественной фантастики не слышал о рыжей ведьме из Белории Вольхе Редной. В некотором царстве Герои фантастических произведений о школах юных волшебников обычно поднимаются до вершин славы и осуществляют самые сокровенные мечты. Возможно, персонажей этих фантасты списывают с самих себя, воплощая, наконец, если не в жизни, так хоть в книгах свои нереализованные детские и юношеские грёзы. Так, по крайней мере, кажется при знакомстве с книгами белорусской писательницы Ольги Громыко. Заслуженную славу ей принес цикл о приключениях юной ведьмы Вольхи Редной, куда входят романы «Профессия: ведьма», «Ведьма-хранительница», «Верховная ведьма» и несколько повестей, объединённых в сборник «Ведьмины байки».  | Ольга Громыко, профессиональный ведьмолог. | На первый взгляд, перед нами классическое фэнтези со всеми непременными атрибутами: магами, ведьмами, заколдованными замками, огнедышащими драконами, странствующими рыцарями, всевозможными эльфами, орками, троллями, гоблинами, вампирами. Однако чем дальше вчитываешься в громыкинские тексты, тем больше чувствуешь, что тебе морочат голову. Перечитаешь сцену или диалог и удивлённо воскликнешь: «Позвольте, но это же не средневековье! Помилуйте, да ведь это прямое отступление от традиций!» Да уж, такова она, Белория. Мир, созданный Громыко, оригинален и самобытен. До мелочей продуманы его география, политическое и социальное устройство, особенности религиозного мировоззрения. В то же время за условно-прозрачными географическими названиями угадываются родная автору Беларусь, соседствующие ей Россия и Украина. Своеобразное сказочно-фантастическое СНГ, только идеализированное. Нет, конечно, и здесь происходят конфликты вроде территориальных споров или урегулирования таможенных пошлин. И всё же многие проблемы в выдуманном писательницей мире уже давно и успешно решены. Почти изжита ксенофобия, практически открыты границы, существует взаимное признание вузовских дипломов… Рай земной, да и только. .  | Белория — сказочное СНГ. | Наблюдая за жизнью, кипящей в этом вымышленном пространстве, где смешались двунадесять языков, отчего-то не ощущаешь «чужеродности» представителей различных волшебных рас. Что-то своё, родное чувствуется во всех этих эльфах, троллях и вампирах. С чего бы это? Думается, что в немалой степени данный феномен объясняется тем, что под пером писательницы западные персонажи превратились едва ли не в героев национального фольклора. «Смягчению» характеров обычно злобных и кровожадных фэнтезийных монстров способствует особая иронически-юмористическая манера повествования, избранная автором. Забавно наблюдать за безбожно матерящимся на «своём» языке воякой троллем или за вампиром, сосредоточенно следящим за жалкими потугами героини обезвредить его такими «старыми и проверенными» методами, как святая вода, чеснок или серебро.  | Куда ни шагни — всюду монстры. | Главным и наиболее существенным отличием «нави» от «яви» становится присутствие в книжном мире магии — столь же полноправных современных институтов, как армия, религия, государство и право. Явления настолько всеми признанного и уважаемого, что маги успешно сотрудничают с государственной церковью. А для подготовки этих жизненно необходимых в каждом населенном пункте специалистов даже создана специальная Старминская Школа Магов, Пифий и Травниц, куда стекаются слушатели-адепты со всех концов земли. Данное учебное заведение совместило в себе черты средневековых университетов и современных отечественных вузов. То есть фундаментальное, традиционно глубокое, хотя и не лишённое консерватизма обучение, соединенное со свободой в общении школяров и преподавателей. Жизнь адептов Старминской Школы мало чем отличается от будней обычных студентов. Те же лекции и семинары, лабораторные и курсовые, зачёты и экзамены, шпаргалки и «хвосты», весёлые пирушки по случаю успешно сданной сессии. Отличие разве что в изучаемых предметах. Хотя и здесь нет ничего из ряда вон выходящего: драконология, теория магии, разумные расы, ясновидение, некромантия. И тут же вполне традиционные физическое воспитание, логика, экология, краеведение, геология, травоведение с элементами растениеводства. В общем, всё, что надобно магу-практику в повседневной деятельности.  | Профессию не выбирают. | Обретение мастерства Главная героиня, Вольха Редная, поначалу ничем не выделяется из общей массы адептов. На ней не лежит роковая печать избранницы, спасительницы мира от вселенского Зла. «Неусидчива, нетерпелива, своевольна, — читаем мы строки из её характеристики. — Любит злые шутки и неоднократно переносит их с воспитанников на воспитателей». И при этом, однако, «отличается редкими способностями к практической и теоретической магии, сильно развитой интуицией, быстро адаптируется к нестандартной ситуации». Типичная студентка закрытого учебного заведения с творческим уклоном. На протяжении всего повествования идёт процесс обретения Вольхой мастерства, профессионализма, приходящего во время её странствий и практики. Из недоучившейся колдуньи она становится сначала ведьмой-хранительницей, а затем и Верховной ведьмой.  | Весёлая компания. | Показательная черта характера Вольхи — её открытость миру. Героиня жадно впитывает всё новое, не переставая удивляться как действительно необычным явлениям, так и совершенно заурядным вещам. Восторженное восприятие юной магичкой жизни во всех её проявлениях делает существование Редной пёстрым и ярким, как калейдоскоп. В своих вояжах героиня сталкивается с различными представителями фантастического мира. Поначалу между нею и встречаемыми на пути личностями возникает некоторое отчуждение, связанное с особенностями профессии кудесницы. Но впоследствии лёд непременно тает. Ведьма раскрывается, показывая своё истинное лицо и душу. Очарованные обаянием девушки, неизменной готовностью помочь, встреченные ею превращаются в знакомых, приятелей, друзей. Так происходит с троллем Валом, вампирами Келлой и Роларом, драконихой Гередой, привидением святого Фендюлия и другими. Странствия ведьмы сотканы из великих и малых происшествий, которые закаливают характер Вольхи, наделяя её житейским опытом. Юная ведьма преимущественно занята «обычными» для мага-практика делами. То сглаз да порчу снимет, то крысолака от курятника отвадит, то безобразника лешего на чистую воду выведет. Не всегда это у Редной выходит складно да ладно, но от этого книги о ней только выигрывают. Победоносное шествие по градам и весям ведьмы, с корнем вырывающей зло, выглядело бы ненатуральным, искусственным, превратило бы цикл в подобие уныло-линейного компьютерного квеста. А так перед нами живой человек, которому сочувствуешь и сопереживаешь. Особую прелесть книгам Ольги Громыко придает мощная лирическая струя. Лиризм пронизывает всю ткань повествования, проявляясь то в пейзажных зарисовках, то в описаниях быта, но более всего в передаче интимных чувств героев. Любовная линия в произведениях становится сюжетообразующим стержнем. Можно сказать, что весь цикл — не столько рассказ о странствиях ведьмы, постепенно обретающей мастерство, сколько история любви Вольхи и вампира Лёна. Причём отчасти решённая в юмористическом ключе, что придает ей особую пикантность.  | Крылатый повелитель вампиров — мечта любой девушки. | Перипетии взаимоотношений Вольхи и Лёна воссозданы с психологической убедительностью. И ведьма, и вампир ещё достаточно молоды. Боязнь ошибиться в выборе страшит их. Поэтому они вновь и вновь испытывают свои чувства на прочность, доходя порою до крайнего шага, оказываясь на грани окончательного разрыва отношений. Это типично для реальной, а не только книжной, выдуманной жизни. Громыко говорит о необходимости взаимных уступок в любви. Чувство не должно быть эгоистичным, направленным только на удовлетворение собственных желаний. С дотошностью и обстоятельностью выписаны многие второстепенные образы цикла. Особенно удачными вышли тролль Вал, девушка-воин Орсана, пара драконов Рычарг и Гереда, призрак Тивалий-Фендюлий. Автор смело экспериментирует с речью персонажей: у каждого из героев — свой неповторимый говорок. Грубоватый и сребролюбивый наёмник Вал пересыпает речь «ненормативной» лексикой троллей. Виннечанка Орсана разговаривает на смачном южнорусском диалекте с большим вкраплением украинизмов. Святой Фендюлий, представленный в двух ипостасях — юного оруженосца и привидения, — использует высокий ораторский стиль в духе сочинений отцов церкви. Очень хорошо получаются у Громыко и образы из простонародья: хитрые и плутоватые мужички, сварливые бабы, простодушная ребятня. Люди, живущие бок о бок с нечистью и «разумными расами». Сочный деревенский колорит так и брызжет со страниц трилогии. Вообще можно заметить какую-то «нелюбовь», настороженное отношение автора к большим и шумным столичным городам. Не зря же героиня сломя голову бежит от «прелестей» старминского двора, предпочитая им романтику странствий и полуголодное существование. В романе «Верховная ведьма» все сюжетные линии цикла приходят к логическому завершению. Враги повержены, друзья вознаграждены. Здесь бы и точку поставить, но автор лукаво заменяет её жирным многоточием. История отнюдь не заканчивается весёлым пирком да свадебкой, как и сама жизнь. Уже в «Ведьминых байках» ведьма вновь пускается в странствия. И — надеемся! — не в последний раз. Профессия: ведьма (2003) | В первом романе цикла мы знакомимся с главными героями: адепткой Старминской Школы Магов, Пифий и Травниц, остроумной и находчивой рыжей ведьмой Вольхой Редной, а также с «мужчиной всей её жизни», повелителем царства вампиров Догевы, Арр’актуром тор Ордвистом (или попросту Лёном). Описываются будни адептов, их весёлые проказы, занятия, экзамены. В качестве «производственной практики» Вольха получает задание разобраться с бедой, постигшей Догеву. Во время своего путешествия юная ведьма ближе знакомится с миром Белории и её обитателями, а также постепенно влюбляется в своего белокурого попутчика. В царстве вампиров после длительных исследований и магических ритуалов рыжая практикантка сумела обнаружить монстра, сеющего раздор, и выяснить причины появления в Догеве подобного феномена. | Ведьма-хранительница (2003) |  | Вольха Редная закончила своё десятилетнее обучение в Старминской Школе Магов, Пифий и Травниц, получив квалификацию Дипломированного мага-практика. Но одно дело — именоваться волшебником на бумаге, и совсем иное — доказать свою состоятельность делом. Отказавшись от хлебного места королевского мага в столице Белории, рыжая волшебница отправляется работать ведьмой-хранительницей при Догевском дворе. Разумеется, выбор был определён чувствами девушки к прекрасному повелителю вампиров Лёну. Появляются новые друзья — воинственная девушка Орсана из Винессы, вампир Ролар. Мы продолжаем знакомиться с фэнтезийным миром Белории, расширяя представления о его географии и этнографии. Основной коллизией сюжета становится трагедия Лёна, потерявшего человеческое обличье. Вольха выясняет, что необходимо провести древний и очень опасный ритуал, чтобы вытащить Лёна из волчьей шкуры. А тут ещё опасность, нависшая над всей Белорией, Винессой и Волменией. И миссия спасительницы мира ложится на хрупкие плечи ещё практически неоперившейся рыжей чародейки. | Верховная ведьма (2004) | Вольха становится Верховной ведьмой Догевы, однако карьерный рост не делает её счастливой. Равно как и любимая профессия, в которой рыжая волшебница продолжает совершенствоваться. Даже намеревается защищать Магистерскую диссертацию третьей степени, для которой собирает материалы. Собственно, вся книга и построена в виде путевых заметок будущей диссертантки, пытающейся убежать от себя и своих мыслей о непростых взаимоотношениях с главным «работодателем», повелителем вампиров Лёном. Приключения следуют одно за другим. Вольха разбирается с конкурентами на магическом поприще, разнообразной нечистью, рыцарями и даже святыми. То с гномами-таможенниками нужно решить вопрос, то с эльфом-убийцей, то со злодеем-вампиром (как оказывается, не все кровососы такие белые и пушистые, как её возлюбленный). Куда уж тут до романтических и возвышенных чувств! Хотя куда от Судьбы денешься? Отзвуки свадебных колоколов преследуют героиню на всем пути. | Ведьмины байки (2003) | Сборник служит дополнением к трилогии о приключениях Вольхи Редной. Даже в статусе замужней дамы, хозяйки дома рыжей ведьме не сидится на месте. То элементарная скука заест, то приходится отлучаться по служебной надобности, когда ищущие защиты от зловредных тварей и чудовищ прибегают к помощи Верховной ведьмы Догевы. Основной костяк сборника составляют рассказы о выполнении Вольхой той или иной миссии: «Пивовой», «Хозяин», «Умысел и домысел», «Рой», «Верность до гроба». Что в деле с мелкой нечистью, повадившейся лазать на пивоварню, что в борьбе с «загрызнями», что в миссии по спасению рыцаря от неминучей кончины из-за гангрены, что в изучении «неправильных» пчёл во время сельской свадьбы, что в деликатном вопросе со снятием пояса верности с супруга некромантки — везде Вольха проявляет сноровку и смекалку, находя нестандартные решения проблем. | К циклу о Вольхе Редной примыкают ещё две книги: роман «Верные враги» и сборник рассказов «Белорские хроники». Сюжетно они не связаны с тетралогией, однако действие их происходит в том же мире Белории. Верные враги (2005) | Действие романа происходит в Белории и Волмении за семьдесят лет до событий, описанных в трилогии о Вольхе Редной. Сюжет строится вокруг нелёгких взаимоотношений девушки-оборотня Шелены и чародея Вереса, специализирующегося на борьбе с оборотнями. Эти извечные враги вынуждены объединиться в борьбе с общим противником. Приключения героев зачастую носят детективный характер. Им приходится распутывать одну за другой магические загадки, чтобы приблизиться к решению главной тайны. Чем правителю Выселок не угодили собаки? Отчего появившийся в окрестностях вурдалак ведёт себя нетипично для этого вида нечисти? Кому и зачем понадобился живой и хотя бы относительно невредимый оборотень? Кто и каким образом убил Правительницу Ясневого Града, похитил жизненно важный амулет у Повелителя эльфов, перессорил троллей и гномов? Что за непонятные монстры нападают на деревни? | Белорские хроники (2008) | Сборник рассказов и повестей, посвящённый миру Белории. Сама Вольха и повелитель Догевы, вампир-блондин Лён появляются эпизодически. Центральными персонажами становятся Катисса Лабская, Ксандр Перлов, королева Терилла, преподаватель Вольхи по Старминской Школе Алмит, а также её соученики Важек и Темар. Одна из повестей посвящена «верным врагам» Вересу и Шелене. Девять историй, рассказанных писательницей, весьма разнообразны по жанру и стилю. Несмотря на условно-сказочную атмосферу, чувствуется связь произведений Ольги Громыко с современностью. Так, например, рассказ «Гороскопчик» посвящён истории рыцаря, решившего составить свой гороскоп перед битвой с драконом, и явно метит во всевозможных шарлатанов — астрологов и предсказателей. Поучителен рассказ о кентавре Трие «Один к двум», утверждающий, что, несмотря на все беды и невзгоды, которые встречаются на жизненном пути, нельзя предаваться унынию. | |  |