Кратко о статье: Беседа с британским художником-комиксистом, автором рисунков к «Судье Дредду» и картам MTG Грегом Стэйплзом. «Одна из лучших профессий на Земле» Беседа с Грегом Стэйплзом Говорят, лучшие сценаристы комиксов родом из старушки Британии. Марк Миллар, Нил Гейман, Алан Мур — эти имена знакомы любому поклоннику фантастики. Не столь известно, что богат туманный Альбион и талантливыми художниками-комиксистами. В основном их слава не выходит за пределы Великобритании, но бывают и исключения. Одно из них — наш сегодняшний собеседник.
«Сохранять уверенность в себе» В молодости вам пришлось выбирать между образованием и карьерой художника. Тяжело ли далось это решение? Как и многие другие художники, я начал рисовать совсем ребёнком — для меня это было чем-то само собой разумеющимся. Окончив школу, попытался учиться на архитектора, но любовь к живописи оказалась слишком сильна, и я бросил университет. Можно сказать, мне повезло: уже в девятнадцать лет я получил работу в известном британском издательстве 2000AD. На протяжении восьми или девяти лет я трудился в 2000AD, рисуя такие комиксы, как Judge Dredd и Slaine, но со временем начали поступать предложения и из других компаний.  | За рисование на стенах — десять лет строгого режима («Судья Дредд»). | Что помогло вам уже в юном возрасте заинтересовать столь крупное издательство? Я потратил немало сил и времени, чтобы подготовить профессиональное портфолио, затем выбрал шесть лучших иллюстраций и отправился с ними на конвент, посвящённый комиксам. Там мне посчастливилось познакомиться со знаменитым художником Саймоном Бисли, который тут же представил меня редакторам 2000AD. Очень важно хотя бы в общих чертах представлять, в какой области живописи вы хотели бы работать, изучить потенциальных заказчиков и их требования. Это поможет составить портфолио, которое впечатлит издателей настолько, что они предложат вам сотрудничество. Чего ни в коем случае нельзя делать, так это жалобным голосом говорить «я могу рисовать и лучше», — необходимо сохранять уверенность в себе. Только не стоит путать её с наглостью.  | Плод сотрудничества Бисли и Стэйплза: первый нарисовал набросок, второй — раскрасил. | Раз уж вы начали давать советы начинающим художникам, не могли бы поделиться и какими-нибудь практическими рекомендациями? Я много лет вырабатывал собственный стиль, поэтому лучший совет, который я могу дать молодым художникам, — всегда стремиться узнать что-то новое о живописи. Чем больше вы учитесь, тем сильнее приближаетесь к званию мастера. Я, к примеру, стараюсь узнавать что-то новое каждый день! На самом деле приёмы рисования, которые я использую, в большинстве своём широко известны, и прочесть о них можно в любом учебнике по живописи. Но для меня картина сродни театральной постановке. Я рассматриваю героев не просто как нарисованные фигуры, для меня они — актёры. При таком подходе самым важным в картине становятся освещение и композиция. Научиться должным образом располагать на холсте людей и декорации — вообще самое важное для любого художника, без этого навыка вам не видать успеха. И конечно же, важно упорно трудиться и быть целеустремлённым, тогда увлечение станет делом всей вашей жизни.  | Кельты изображали свою богиню войны и смерти в виде ворона. Стэйплз взглянул на образ Морриган по-новому. | Как вы относитесь к тому, что всё больше художников-фантастов предпочитают творить с помощью компьютера, а не карандаша и кисти? Компьютер — отличный инструмент в руках художника, если только тот умеет должным образом с ним обращаться. Сейчас существует немало отличных программ для художников. Если автор знает фундаментальные законы живописи и в совершенстве освоил базовые приёмы рисования, у него и цифровые полотна будут великолепны. В противном случае никакой компьютер не поможет.  | А потом скажут, что раз рана на шее, значит — во всём виноват вампир. | Какое время суток лучше всего подходит для творчества? Я стараюсь браться за работу с самого утра — сразу после спортзала и завтрака. Порой рисую целый день, но никогда не засиживаюсь до ночи, чтобы оставалось время на семью и друзей. Сегодня творчество Стэйплза не ограничивается комиксами, но они остаются одной из главных вех в карьере художника. До сих пор ведущие издательства регулярно обращаются к Грегу с новыми заказами. Естественно, в нашем разговоре мы не могли обойти стороной тему рисованных историй. «Комиксы эволюционировали»  | В корпусе Зелёных Фонарей незаменимых нет: кольцо силы всегда найдёт себе нового хранителя. | Иллюстрация комиксов — наверняка продолжение детского увлечения ими? В детстве я очень любил комиксы — и те, которые выпускало издательство 2000AD, и американские, в особенности о Человеке-пауке. А ещё до сих пор помню, как в книжном магазине неподалёку от своего дома увидел десяток книг с иллюстрациями Фрэнка Фразетты и его подражателей на обложках. Меня просто поразила удивительная атмосфера, которую создавали эти рисунки. Я стремлюсь, чтобы мои полотна производили на зрителя схожее впечатление: погружали его в события картины, заставляли переживать настоящие эмоции. Как отразилась на вас комиксовая специализация? Работая в индустрии комиксов, необходимо рисовать очень быстро, но при этом не терять в качестве. Благодаря опыту, приобретённому в 2000AD, я до сих пор рисую с такой скоростью, что повергаю в шок клиентов. Не секрет, что многие поклонники фантастики относятся к рисованным историям, как к недолитературе. Насколько оправдано подобное мнение? Я совершенно не согласен с подобной точкой зрения. Да, сейчас я и сам не так часто читаю комиксы, как в молодости, и отдаю предпочтение литературе. Но когда представляется случай, всегда с удовольствием берусь за качественно оформленный графический роман. Британские комиксы, в особенности те, что выпускает 2000AD, затрагивают серьёзные, «взрослые» темы. Комиксы эволюционировали. Ныне их с полным основанием можно назвать одним из самых богатых источников фантастических историй. Они будут интересны даже самой начитанной аудитории. Многие считают, что главное в комиксах — «бам!» и «бу-бух!», но это не так. Суть комикса — потрясающие персонажи. Именно они, и лишь во вторую очередь экшен, привлекают к историям о супергероях такое множество читателей.  |  | Создание иллюстрации обычно отнимает у Грега от одного до трёх дней (иллюстрация для ККИ Magic The Gathering). | Как именно Джокер приобрёл свою знаменитую улыбку, остаётся загадкой. Существует не менее четырёх версий. | Обычно над оформлением комиксов работает целая команда. Насколько уютно вы себя чувствуете, сотрудничая с другими художниками? Обычно мы работаем над комиксами втроём: сценарист, текстовик и я. С другими художниками общаться не приходится, и мне это нравится. Я люблю сам заниматься обложкой, делать чёрно-белый набросок, наносить тушь, раскрашивать внутренние иллюстрации — в общем, держать в руках весь процесс. И я всегда старался работать только с лучшими сценаристами. Если предстоит полгода трудиться над проектом, то, согласитесь, необходимо, чтобы вам нравилась команда.  |  | Превратится ли Земля в Корускант? | Редкий кадр: Соломон Кейн без любимой шляпы. | С кем приятнее всего было работать? Я с большим удовольствием сотрудничал с создателем судьи Дредда Джоном Вагнером — он всегда лаконичен, но при этом создаёт удивительных персонажей. И он всегда с доверием относился к художникам, которые воплощали в жизнь его задумки. Работа в индустрии комиксов стала для Грега Стэйплза лишь первым шагом на пути к известности. Уже в 1995 году он попробовал силы на ниве концепт-дизайна, работая над видеоигрой Loaded; спустя восемь лет создал собственную компанию, специализирующуюся на разработке спецэффектов и дизайна; совсем недавно поучаствовал в работе над фильмом «Соломон Кейн». И всё это время иллюстрировал карточные и ролевые игры, которые и принесли ему славу. «Теперь я горжусь своим творчеством»  | Могучие ангелы — один из главных козырей белого цвета в Magic The Gathering. | Вы широко известны благодаря оформлению настольных игр. Вы любите играть? На самом деле, в большую часть из них я ни разу в жизни не играл: это для меня просто работа. Свободное время я предпочитаю проводить на природе. Наибольшую известность за пределами Англии вам принесло оформление карт Magic The Gathering. Как началось сотрудничество с Wizards of the Coast? Кажется, это произошло в 1997-ом. Мой хороший друг Дермонт Пауэр уже успешно сотрудничал с этой компанией и уговорил меня попробовать. Можете ли вы назвать этот момент поворотным в вашей карьере?  | Джинн Магамоти. Пожалуй, самая известная из почти двух сотен иллюстраций, нарисованных Грегом для Magic The Gathering. | На самом деле я никогда прежде не оглядывался назад, чтобы рассмотреть свою карьеру в подобном контексте. Я живу в небольшом тихом городе и просто занимаюсь тем, что мне по душе. Если задуматься, как «поворотный» я бы отметил другой эпизод. Он случился примерно через год: сравнивая свои работы с картинами других художников, я постоянно оставался недоволен и понял, что нужны перемены. Мне хотелось, чтобы моё творчество стало более самобытным. Я обзвонил всех своих редакторов и сказал, что собираюсь в корне изменить свой стиль рисования; меня интересовало, продолжат ли они мне доверять, как и прежде. И хотя многих из тех, с кем я тогда говорил, мои слова повергли в лёгкий шок, я доволен, что не побоялся риска, — ведь теперь я горжусь своим творчеством. Сильно ли оформление настольных игр, в частности Magic The Gathering, отличалось от проектов, над которыми вы работали до того? Для меня как для художника отличия даже между разнородными проектами обычно невелики, а вот конкретная иллюстрация или арт-директор могут потребовать особого подхода. Если уж выделять какую-то сторону моего творчества, то я бы отметил создание обложек для книг: тут надо не просто создать качественную иллюстрацию, но моментально привлечь к роману внимание покупателя. Что касается карточных игр, то стандартная схема работы такова. Я получаю краткое описание карты с рекомендациями, какую цветовую гамму использовать. Основываясь на этом, рисую несколько небольших набросков и отправляю их редактору. Как только он их утверждает — превращаю скетч в полноценную иллюстрацию. Я не стремлюсь рисовать много набросков. Дело тут вовсе не в лени, просто такой подход помогает работать энергично.  |  | Из карликов в мирах Dungeons & Dragons получаются едва ли не самые необычные и непредсказуемые маги. | «Умирающая Земля» послужила источником вдохновения для многих разработчиков ролевых игр, но ролевая настолка по её мотивам появилась лишь несколько лет назад. | В последние годы вы работаете преимущественно в жанре фэнтези, почти забросив фантастику. С чем это связано? Я люблю фантастику, о чём говорит хотя бы тот факт, что на протяжении многих лет я рисовал комиксы о судье Дредде. Однако мне бы не хотелось, чтобы моё творчество ограничивалось лишь этим. В будущем я хотел бы снова заняться каким-нибудь фантастическим проектом. Что вам больше всего нравится в работе художника? По-моему, это одна из лучших профессий, существующих на Земле. Словами не передать, как я счастлив, что могу рисовать, а мне за это ещё и платят.  | Из такой пушки сможет стрелять лишь гоблин. В других руках она явно станет просто куском дерева (иллюстрация дл Magic The Gathering). | Найти для себя такое занятие, которое будет приносить не только деньги, но и удовольствие, станет делом всей жизни, — редкая удача. Но именно те, кому она улыбается, достигают наибольших высот. Творческий путь Грега Стэйплза полностью подтверждает эту прописную истину. Досье: Грег Стэйплз | Грег Стэйплз родился в 1970 году в английском городе Шеффилде. Будущий художник с детства увлекался рисованием и обожал комиксы. Ещё школьные учителя отмечали талант Грега, однако не советовали ему связывать судьбу с живописью, утверждая, что он никогда не сможет заработать на жизнь рисованием. Прислушавшись к этой рекомендации, после окончания школы Стэйплз начал учиться на архитектора, но через три года забросил учёбу. Полтора года Грег потратил на составление портфолио, и его усилия не пропали втуне — талантливого юношу заметили в издательстве комиксов 2000AD. Уже через неделю он получил тестовое задание: проиллюстрировать комикс Judge Dredd. Так началась его профессиональная карьера. Впоследствии Грег не раз работал над комиксами, в частности о Бэтмене и Человеке-пауке, но наибольшую известность Стэйплзу принесла индустрия настольных игр, в первую очередь — оформление ККИ Magic The Gathering. Официальный сайт художника располагается по адресу gregstaples.co.uk | |