Google+
Code Geass БЕСТИАРИЙ. МАЛЕНЬКИЕ ЗЕЛЁНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ галактические империи АНИМЕ. TENGEN TOPPA GURREN LAGANN
Версия для печатиМиры: Миры. «Звёздные войны». Эпоха Старой Республики
Кратко о статье: Самая продолжительная и таинственная эпоха «Звёздных войн» в комиксах, книгах и играх.

Преданья старины глубокой

Эпоха Старой Республики

На протяжении более чем тысячи поколений рыцари джедаи были защитниками мира и гарантами справедливости в Старой Республике. До тёмных времён. До Империи.

Оби-Ван Кеноби

Расширенную вселенную «Звёздных войн» можно смело назвать самым масштабным мультимедийным проектом конца двадцатого — начала двадцать первого века. Более сотни романов, порядка тысячи комиксов, десятки игр, два мультсериала — вот далеко не полный перечень продукции, выпущенной за последние два десятилетия под брендом Star Wars. И почти все они повествуют о том небольшом отрезке хронологии далёкой галактики — меньше века! — который начался с рождения Энакина Скайуокера и продолжился бесконечными приключениями его детей и их друзей. А что же осталось на долю всей предшествующей эпохи?

Золотая эра

Улик и Номи не всегда сражались плечом к плечу.

Сейчас в это сложно поверить, но двадцать лет назад в Lucasfilm были готовы поставить крест на далёкой галактике: новых фильмов не ожидалось, выходившие в восьмидесятых годах книги походили на фанатское творчество среднего пошиба, а успешная поначалу серия комиксов Marvel уверенно катилась под откос. Когда один из сценаристов Том Вейтч предложил новое направление развития Саги — он хотел перенести события на несколько тысячелетий в прошлое, чтобы сюжеты, наконец, перестали крутиться вокруг неразлучной троицы Люка, Хэна и Леи, — издатели только покрутили пальцем у виска, заявив Тому, что «Звёздные войны» мертвы.

Однако уже в 1991 году «Трилогия Трауна» Тимоти Зана и мини-серия того же Вейтча «Тёмная Империя» убедительно доказали обратное. Фактически они заложили основу Расширенной вселенной, развитие которой с тех пор не прекращалось ни на минуту. После этого Вейтч вновь начал носиться со своей идеей и на этот раз сумел прорваться к самому Лукасу, которому задумка пришлась по душе. Получив благословение мэтра, лично приглядывавшего за его работой, Том начал трудиться над сценарием серии, которая позже получит название Star Wars: Tales of the Jedi.

Первые две истории, придуманные Вейтчем, рассказывали о суровых буднях джедаев Старой Республики. В первом сюжете группа джедаев, в числе которой был талантливый юноша Улик Кел-Дрома, отправлялась на планеты Ондерон, где некогда правили ситхи, чтобы навести порядок. Главной героиней второй главы Tales of the Jedi стала девушка по имени Номи Санрайдер — потеряв мужа-джедая, она сама начала постигать секреты Силы и бороться с погубившими его бандитами.

Световой меч — не лучшее оружие против космических кораблей.

Вскоре к работе над Tales of the Jedi присоединился Кевин Андерсон — тот самый писатель, что ныне издевается над «Дюной». В своё время он успел немало наследить и в далёкой галактике, причём на ниве комиксов даже преуспел. С его приходом серия моментально обрела поистине эпический размах: героям пришлось разбираться уже с серьёзными проблемами вроде разбушевавшихся призраков тёмных лордов прошлого и Великой войны ситхов.

В комиксах нашлось место и масштабным космическим сражениям, и переходу героев на тёмную сторону Силы, и сражениям с участием десятков рыцарей — пусть Tales of the Jedi не блистали оригинальностью, зато в них окончательно поселился дух тех самых «Звёздных войн».

Работал над завершением магистральной сюжетной линии серии и разгребал её последствия Андерсон уже в одиночку — Вейтчу рамки набиравшей обороты Расширенной вселенной показались слишком тесными. Кевин же придерживался иного мнения и немногим позднее решил рассказать о ещё более древних ситхах — тех, что жили за пять тысячелетий до фильмов. В те времена их Империя и Республика даже не догадывались о существовании друг друга, пока пара молодых космических исследователей не свалилась, как снег на голову, тёмному лорду по имени Нага Сэдоу.

На протяжении полутора лет Кевин Андерсон рассказывал о начатой Сэдоу Великой гиперпространственной войне, которая для Империи ситхов окончилась крушением, а сам несостоявшийся завоеватель был вынужден позорно бежать и скрываться от джедаев.

Первые тёмные джедаи поработили расу ситхов — так и появился знаменитый титул.

Нага Сэдоу привёл Империю ситхов к краху и, как считается, погиб от руки собственного ученика.

Как известно, прогресс в «Звёздных войнах» движется вперёд микроскопическими шагами. Световые мечи, бластеры и комические корабли за тысячелетия, разделяющие истории, рассказанные на страницах комиксов, и события фильмов Джорджа Лукаса, претерпели минимум изменений. На общем фоне ярко выделяются лишь главы Tales of the Jedi, посвящённые эпохе Нага Сэдоу: в них герои щеголяют костюмами, которые больше подошли бы обитателям Древнего Египта, нежели людям, освоившим космические путешествия.

Гости из прошлого

В последние годы писатели и сценаристы, работающие над «Звёздными войнами», полюбили использовать в «современных» историях о далёкой галактике персонажей из эпохи Старой Республики. Первой ласточкой стала мини-серия комиксов «Вектор»: джедай Селеста Морн, родившаяся во времена Ревана, завладела артефактом, который позволил ей прожить более четырёх тысяч лет. На протяжении всего этого времени она боролась с заключённым в древней побрякушке духом ситха, а заодно успела померяться силами с Дартом Вейдером и Люком Скайуокером (оба поединка закончились вничью). Их потомок Кейд Скайуокер оказался удачливее и прервал затянувшееся существование Селесты, а заодно уничтожил и тёмный артефакт.

В романе Crosscurrent, выход которого намечен на январь будущего года, одному из выпускников Академии Люка предстоит столкнуться с целой группой древних ситхов, чей корабль неведомым образом перенёсся в «наше время».

А уж призраки древних ситхов, которые пытались возродиться или сбивали молодых джедаев со светлого пути, и вовсе с трудом поддаются подсчёту.

Бесконечное противостояние

Серия Tales of the Jedi завершилась в 1998 году и на протяжении нескольких последующих лет об эпохе древней Старой Республики авторы Саги не вспоминали — с выходом «Призрачной угрозы» и стартом книжной серии «Новый орден джедаев» появились темы поинтереснее.

Мандалорские кланы более пятнадцати лет разоряли Республику, пока их не остановили Реван и Малак.

Так могло бы продолжаться и по сей день, если бы компании BioWare, занимавшейся разработкой ролевой игры по «Звёздным войнам», не понадобилась эпоха, свободная от жёстких оков канона. После некоторых раздумий они решили, что события их игры развернутся через несколько десятков лет после окончания Великой войны ситхов — сценаристы посчитали, что этого времени далёкой галактике хватит, чтобы залечить старые раны и приготовиться к отражению новой угрозы.

Началось всё с того, что воинственные мандалоры решили проверить на крепость государственное устройство Республики и начали против неё свой крестовый поход. Орден джедаев сделал вид, что его конфликт не касается, и лишь некоторые из них во главе с молодым рыцарем по имени Реван на свой страх и риск взялись за оружие. Не секрет, что агрессия не доводит джедаев до добра, — так произошло и на сей раз: к победе в войне Реван Республику привёл, но вскоре сам вместе со своим другом и учеником Малаком провозгласил себя ситхом и, как водится, попытался захватить галактику.

Такова завязка сюжета ролевой игры Star Wars: Knights of the Old Republic, главным героем которой стал сам Реван. Во время одного из сражений он лишился памяти, и джедаи решили дать ему второй шанс — или, иными словами, предпочли разделаться с очередной Империей ситхов руками того, кто её и создал. В творении BioWare было всё, за что мы любим «Звёздные войны»: яркие персонажи, лихие повороты сюжета, кэмпбелловское путешествие героя и даже финальная битва возле гигантской космической станции. А венчал картину потрясающий игровой процесс. Без сомнения, игра Knights of the Old Republic стала одной из самых впечатляющих страниц в истории Расширенной вселенной.

Узнаваемые образы из классической трилогии встречаются в Knights of the Old Republic на каждом шагу.

Сиквелом занималась уже не BioWare. Поэтому, хотя Knights of the Old Republic 2: The Sith Lords обладала потенциалом даже большим, чем оригинал, игра оказалась куда слабее. На этот раз сюжет вращался вокруг таинственного Изгнанника — ближайшего помощника Ревана во время войны с мандалорами, по окончании которой этот безымянный джедай был изгнан из Ордена. Теперь Орден оказался уничтожен, а Изгнанник стал одним из последних рыцарей в галактике, которую уже начал делить между собой триумвират ситхов. Забыв былые обиды, приходилось спасать Орден, попутно раскрывая секреты прошлого, — правда, новых вопросов игра оставляла ещё больше, а прямого продолжения, которое бы на них ответило, так и не последовало.

Поскольку обе части Knights of the Old Republic допускали как светлый, так и тёмный финалы, а главные герои обеих игр могли принадлежать к любому полу, вскоре встал вопрос, какую же из версий считать канонической. Все вопросы были сняты последующими публикациями: в обоих случаях «правильными» считаются светлые концовки, но если Реван был мужчиной, то Изгнанника предпочли сделать женщиной.

Успех двух частей Knights of the Old Republic придал мощнейший импульс развитию всей эры Старой Республики. И уже вскоре проекты по этой эпохе «Звёздных войн» превратились из редкости в обыденное явление. Для начала издательство Dark Horse запустило серию Knights of the Old Republic, события которой разворачиваются за восемь лет до начала одноимённой игры.

Учительница Ревана и сама не устояла перед соблазнами тёмной стороны.

Одолев Малака, Реван отправился в Неизведанные регионы. Его дальнейшая судьба окутана пеленой тайны.

В серии Knights of the Old Republic не нашлось места ситхам, но Зейну и без них проблем хватает.

Знакомые герои появляются на страницах комиксов в роли «приглашённых звёзд», а первую скрипку играет молодой незадачливый падаван Зейн Кэррик, которого ни с того ни с сего в первом же номере попытались убить собственные учителя. Столь неожиданно начавшаяся серия и по сей день продолжает радовать читателей непредсказуемыми поворотами сюжета и блестящим юмором, а также рассказывает подробности о конфликте Республики с мандалорами.

В прошлом году студия BioWare объявила о своём возвращении в далёкую галактику с новой игрой об эпохе Старой Республики. Действие многопользовательской ролевой игры Star Wars: The Old Republic начинается спустя три века после похождений Ревана и Изгнанника. Причём, по словам разработчиков, размах истории превзойдёт всё, что мы прежде видели в играх по мотивам «Звёздных войн».

Оказывается, один из ситхов Сэдоу, а возможно, даже он сам, скрылся в Неизведанных регионах и создал там новое тоталитарное государство, которое спустя тысячу с лишним лет поставило Старую Республику и Орден джедаев на грань гибели. К началу игры между двумя враждующими сторонами установилось хрупкое перемирие, но новый конфликт неизбежен, а чем он закончится, зависит и от нас с вами. Но уже сейчас можно не сомневаться, что в хронологию Саги будет вписана новая значительная глава.

Легко заметить, что львиная доля конфликтов в эпоху Старой Республики начинается одинаково: подобно чёртикам из табакерки появляется очередная поросль ситхов, которая пытается устроить джихад против Республики и особенно джедаев. Но этому не стоит удивляться, ведь в древности адептов тёмной стороны в далёкой галактике было едва ли не больше, чем песчинок на Татуине.

В эпоху Скайуокеров о сражениях джедаев с ситхами стенка на стенку не приходится и мечтать.

Вейдер был далеко не первым ситхом, устроившим в Храме джедаев резню.

Предтечи

Задолго до того, как человек стал доминирующей расой в далёкой галактике, последняя принадлежала совсем иным народам. За пять тысяч лет до образования Старой Республики раса раката, представители которой напоминают помесь человека с рыбой-молотом, создали Вечную империю, поработившую с помощью тёмной стороны Силы и продвинутых технологий более пяти сотен миров. На вершине своего могущества ракаты построили гигантскую космическую станцию Звёздную кузницу, способную штамповать космические корабли, как пирожки. Впоследствии она обеспечит Империю Ревана и Малака флотом.

Почти десять тысяч лет продолжалась тирания ракат. Но гражданские войны, эпидемии и восстания рабов в конце концов погубили Империю и превратили некогда величественный народ в отсталую расу, ютящуюся на заброшенной планете. Спустя всего полтора века освободившиеся из-под гнёта ракат люди основали Старую Республику. До битвы при Явине оставалось чуть более двадцати пяти тысяч лет.

Правило двух

О событиях, которые происходили в далёкой галактике в последующие два с половиной тысячелетия, мы практически ничего не знаем — возможно, они обеспечат работой ещё не одно поколение писателей и сценаристов. А вот конфликт, из-за которого Орден ситхов стал эксклюзивным клубом только для двух членов, освещён весьма подробно. Дело было за тысячу лет до битвы при Явине.

Джедаи почти тысячу лет верили, что в битве на Руусане окончательно стёрли ситхов с лица галактики.

Творцом «правила двух» стал ситх, придуманный самим Лукасом, — Дарт Бейн, впервые упомянутый на страницах новеллизации «Призрачной угрозы». О том, как Бейн остался последним ситхом в далёкой галактики, решили рассказать авторы мини-серии Jedi vs. Sith, опубликованной в 2001 году. История умалчивает, кому пришла в голову мысль превратить последний масштабный конфликт между джедаями и ситхами в сказку для младшего школьного возраста, но написанного уже не исправишь. Тысячи джедаев из Армии Света и сопоставимое число ситхов из Братства Тьмы в очередной раз решали в жаркой схватке, на чьей стороне Сила. В комиксах столь значительный для «Звёздных войн» эпизод стал лишь фоном для примитивных приключений трёх тинэйджеров, а дизайнерские изыски художников серии превратили джедаев этой эпохи в карикатуру на средневековых рыцарей.

Спустя пять лет за дело взялся один из сценаристов Knights of the Old Republic — Дрю Карпишин, делавший первые шаги на ниве писательства. Он сочинил роман Darth Bane: Path of Destruction, посвящённый уже непосредственно Бейну. Хотя Карпишин — литератор не слишком выдающийся, он сумел повернуть историю в правильное русло: сместил акцент на самого Бейна, а уже знакомые поклонникам Саги события изобразил в гораздо более мрачных тонах.

Но самое главное, Дрю первым рискнул на страницах книг воспеть философию тёмной стороны Силы, пусть даже в упрощённом виде, и выставил джедаев полными идиотами, чем заслужил неувядающую любовь поклонников «Звёздных войн». Карпишин тут же принялся разрабатывать приглянувшуюся читателям тему, и в декабре текущего года свет увидит уже третий роман о Дарте Бейне. Пока Дрю — единственный писатель, который разрабатывает тему Старой Республики, но в уже в скором времени эта ситуация изменится.

Пока ученица готовится предать Бейна, тёмный лорд пытается раскрыть тайну бессмертия.

Ситх старой Империи против джедая нового Ордена.

***

В последние годы многочисленные «белые пятна» в обширной истории Старой Республики интенсивно заполняются. Грядущая многопользовательская игра The Force Unleashed станет основой для масштабного мультимедийного проекта — уже выходят онлайн-комиксы, ближе к релизу игры появятся новеллизации и, без сомнения, множество иной «побочной продукции». Серия комиксов Knights of the Old Republic с каждым годом становится всё интереснее и популярнее. Новичок далёкой галактики Алекс Ирвин пишет роман о Номи Санрайдер, а Дрю Карпишин, похоже, готов поставить производство романов о Дарте Бейне на поток. Но даже с учётом всего вышеперечисленного потенциал Старой Республики не раскрыт и наполовину. Вечно придумывать новые приключения для Люка сотоварищи невозможно: рано или поздно авторам придётся отправить старых во всех смыслах героев на давно заслуженный покой. Так что будущее далёкой-далёкой галактики, как ни странно — за её же прошлым.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Spy Fox
№ 1
05.01.2010, 17:19
Неплохая и обстаятельная статья. Даже захотелось прочитать некоторые эти книги. Тем более, что прошлое этой Вселенной во многом интереснее того будущего, которое некоторые авторы напророчили Люку, Хану и Лее.
gigrey
№ 2
09.01.2010, 00:56
- Да-а... (цитата из "Ну, погоди!", серия про пароход, Заяц и Волк только что вместе заткнули пробоину и откачали воду из трюма; реплика Зайца)

Не, серьезно, вот именно так себя и ощущаю - только что перед глазами прошла ГРОМАДА.

Тыщи лет туда-сюда - как раз плюнуть... То ли я шибко юн, то ли действительно - веха не только в фантастике, но и в мифологии как таковой.

Жаль, нет рейтинга статьи - поставил бы 11 из 10
Chuzhack
№ 3
07.09.2011, 12:52
маразм! тут 10! ствтатей про долбаные звездные войны и не одной скажем про Темный мир (я про цикл)
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться