Google+
Григорий Распутин MASS EFFECT ЕСЛИ БЫ. ВАРИАНТЫ КОНЦА СВЕТА экранизации булгакова
Версия для печатиМашина времени: Фантастика 1990-х годов
Кратко о статье: История фантастики 1990-х годов — времени, изменившего облик индустрии развлечений.

На рубеже эпох

Фантастика 1990-х годов

Мы очень озабочены технологиями, хотя единственное, чего мы хотим, — это штуку, которая бы работала!

Дуглас Адамс «Лосось сомнения»

1990-е. Время, о котором большинство из нас может судить по собственному жизненному опыту. Это не дремучие годы, когда фантастика была чёрно-белой, а бравые герои в трико покоряли космос на фанерных ракетах. Период с 1991 по 2000 год мы с вами хорошо помним. Именно в это время многие наши читатели окончательно сформировали свои вкусы и предпочтения.

1991

Он вернулся!

Помните, Сергей Шнуров пел: «Я совсем один, я как Терминатор»? Так вот, это фактически неверно. На момент выхода песни «Терминаторов» было уже два, причём вторая часть единогласно была признана на голову лучше первой и дефицитом зрительского внимания не страдала. К началу десятилетия это был, пожалуй, самый яркий фантастический боевик Голливуда. Кэмерон прыгнул выше головы, сняв зрелище года и сорвав куш в виде четырёх «Оскаров». Именно благодаря второму, а не первому фильму «Терминаторы» обрели бешеную популярность.

Верхом на метле

12 августа 1991 года современная музыка изменилась. Вокально-инструментальный ансамбль Metallica выпустил пятый — «чёрный» — альбом со скромным и доходчивым названием Metallica. Самый успешный диск за всю историю группы с самыми известными её песнями: Enter Sandman, Sad but True, Don’t Thread on Me, а также самыми востребованными «медляками» постсоветских студенческих дискотек — The Unforgiven и Nothing Else Matters. Диск разошёлся тиражом в 15 миллионов экземпляров, став самым продаваемым за всю историю группы — и «металлической» музыки.

Маска, я вас знаю!

Кровососущего полку прибыло: в 1991 году компания White Wolf издала свою первую и самую популярную ролевую игру Vampire: The Masquerade. От других ролевых игр того времени она отличалась детально проработанным «современно-магическим» миром, атмосферой безнадёжности, акцентом на сюжете. Игроку предлагалось выжить в хитросплетениях вампирской политики, балансируя при этом на грани морали и человечности.

День рождения дракона

В 1990-м под Красноярском прошли первые «Хоббитские игрища», и теперь среди любителей фантастики становится всё больше ролевиков. Намеченные на ноябрьские праздники «Толкиновские дни в Казани» призваны объединить нарождающийся фэндом. Со следующего года фестиваль получит имя «Зиланткон» в честь змея из местной легенды, а со временем обзаведётся собственной литературной премией и статусом крупнейшего фантастического конвента в стране.

Neverwinter Nights Первая многопользовательская ролевая онлайн-игра.

«Цивилизация» Сида Мейера

Sonic the Hedgehog Первый платформер про синего ежа.

Роджер Желязны «Принц Хаоса» Последняя книга «Хроник Амбера».

Клайв Баркер «Имаджика»

1992

Fight!

В 1992 году на рынке виртуального морд обоя произошла бархатная революция: Midway выпустила Mortal Kombat. Проект стал весомым ответом «Уличному бойцу 2». Система управления была совсем иной, игра выглядела более зрелищно. Система добивающих ударов-fatality вызвала бурю негодования у моралистов. Также это был первый файтинг с секретным персонажем. «Смертельная битва» стала самым популярным симулятором рукомашества и ногоприкладства конца 20 — начала 21 века.

Игра со специями

Студия Westwood сделала игру Dune 2 по мотивам известной книги Фрэнка Герберта. Это была не первая стратегия в реальном времени, однако именно она заложила основы жанра. Игроку доступны 3 противоборствующие стороны, их взаимоотношения составляют некое подобие сюжета. Управление мышью, ресурсы и постройки, межмиссионная карта, «дерево» технологий... Все это сегодня считается нормой, а тогда казалось откровением свыше. Из Dune 2 «растут ноги» таких знаменитых серий, как Command & Conquer и Warcraft.

Нас мало, но мы в матросках

В истории японской анимации «Сэйлормун» занимает не самое важное место. История школьниц, в прошлой жизни бывших стражами лунного королевства, положила начало новому поколению аниме о девочках-волшебницах (махо-сёдзё), но много ли этот полудетский жанр значит для «большой» фантастики? Зато в России сериал сыграл судьбоносную роль. В 1996-м его показали по телеканалу «2х2» и он собрал первый в стране крупный аниме-фэндом — причём состоящий далеко не из одних школьниц.

Разрушить токийскую телебашню

В журнале Asuka выходит первая глава манги X/1999 — сильнейшего из творений арт-группы CLAMP. В этой страшной, трагичной и болезненно-прекрасной истории семеро Драконов Неба противостоят семи Драконам Земли. Несмотря на две экранизации (полнометражный фильм и сериал), подлинной концовки истории до сих пор не знает никто, кроме самих художниц: по неизвестной причине ни одно издательство не желает публиковать её.

«Бэтмен возвращается»

«Алладин» Самая кассовая лента 1992 года.

Сергей Лукьяненко «Атомный сон» Первый же сборник фантаста принёс ему премию «Старт».

Кир Булычёв «Река Хронос»

Вернор Виндж «Пламя над бездной»

1993

Вавилонское столпотворение

22 февраля 1993 года в эфир вышла пилотная серия «Вавилона 5» — высококачественной космической оперы и самого популярного фантастического сериала 1990-х. Действие телешоу разворачивалось преимущественно на гигантской космической станции «Вавилон 5», что накладывало серьёзные ограничения на зрелищность, но усиливало требования к игре актёров и труду сценаристов. Неудивительно, что сериал был удостоен двух премий «Хьюго» за лучшую драматическую постановку.

Ловкость рук и никакой магии

Два года назад американский профессор математики начал придумывать идеальную настолку для конвентов: компактную и быструю. 5 августа 1993-го результат его трудов вышел под названием Magic: The Gathering и стал первой в мире коллекционной карточной игрой. Благодаря «Магии» мировая фантастика обогатилась целой вереницей красочных вымышленных миров, сотни талантливых художников нарисовали тысячи потрясающих иллюстраций, а в игровой индустрии произошёл настоящий бум ККИ.

Мистер и миссис Икс

Истина где-то рядом, но верить нельзя никому. «Секретные материалы», стартовавшие 10 сентября 1993 года, оказались одним из лучших фантсериалов всех времён. Проект, рассказывающий нам всю правду о правительственном сговоре с инопланетянами и о тандеме чудаковатого Фокса Малдера со скептичной Даной Скалли, собрал 61 награду, став по-настоящему культовым. Сейчас он уже порядком подзабыт, но Крис Картер не исключает того, что сериал будет продолжен и расскажет о вторжении инопланетян в 2012 году.

Ник — это имя, а не ник

Подражание — не признак мастерства, но первая ступенька к нему. В 1993 году издательство «Северо-запад» выпустило первую книгу микробиолога Ника Перумова, задумавшего цикл «Кольцо Тьмы», фанфик по «Властелину Колец». Некоторые детали мира были изменены, добро и зло превратились из абсолютных величин в относительные, а на Средиземье через 300 лет после Войны Кольца вновь спустилась Тьма. Выход «Кольца Тьмы» стал началом очень серьёзной литературной карьеры Ника Перумова — пожалуй, самого успешного российского автора фэнтези.

«Парк Юрского периода» Самый кассовый фильм Спилберга.

«Манускрипт ниндзя»

Вячеслав Рыбаков «Гравилёт «Цесаревич»

Елена Хаецкая (Мэделайн Симонс) «Меч и Радуга»

1994

Ремесло войны

В 1994 году королевство Азерот подверглось нашествию полчищ орков. Играя в Warcraft за людей, можно отбросить зеленокожих назад в их измерение. А приняв сторону орков, мы завоёвываем лидерство в Орде и побеждаем людей. Этот проект мало чем отличался от Dune, разница между людьми и орками была лишь в заклинаниях. Через год появилась вторая часть игры, где в управление была введена важнейшая функция, определившая будущее стратегий в реальном времени: возможность выделять несколько юнитов рамочкой. Много лет спустя «Ремесло войны» превратилось в самую популярную многопользовательскую вселенную.

Отворяй ворота

28 октября 1994 года группа археологов отрыла в Египте огромное кольцо с символами. Дэниел Джексон попадает на секретную военную базу, разгадывает код механизма и помогает воякам запустить Звёздные врата, открывающие путь во вселенную. Сочное фантастическое зрелище Роланда Эммериха оказалось не просто блокбастером-однодневкой. По мотивам фильма был снят сериал «Звёздные врата SG-1» — самый долгоживущий фантастический телепроект в США.

Ядовитая влага далайна

Ни драконов и заколдованных принцесс, ни бравых космолётчиков, ни посконно-домотканных дружинников. Только далайн — небольшой кусок мира, обнесённый стеной, а внутри в ядовитой жидкости плавают каменные острова-оройхоны. Создан далайн был творцом Тэнгэром специально для местного Зла с большой буквы — Ёроол-Гуя, просто чтобы тот отвязался и не мешал думать о вечном. А человек — изначально жертва Многорукому... «Многорукий бог далайна» Станислава Логинова — роман, не имеющий близких аналогов как в российской фантастике, так и в мировой. Ни до выхода, ни после.

«Маска» Зенит комедийной карьеры Джима Керри.

«Король-лев» Самый кассовый фильм за всю историю традиционной анимации.

«Джонни Мнемоник» Один из главных шагов Кеану Ривза к «Матрице».

Василий Головачёв «Смерш-2»

Терри Гудкайнд «Первое правило волшебника»

Лоис Макмастер Буджолд «Танец отражений»

2
1 2
Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Spy Fox
№ 1
13.12.2009, 12:43
"Вавилон 5", "Скользящие", "Звездные Врата", "Секретные материалы", "Квантовый скачок", Warcraft, Wolfenstein, Цивилизация 1 и 2, "Терминатор 2". Действительно это было очень богатое на интересные фантастические произведения время. Кроме того, для многих это пора беззаботного детства. О котором (отдельных моментах) бывает приятно вспомнить.
Жаль, что сейчас 90-е ассоциируют в основном с бандюками и кризисами, а также продажными политиками. Хотя, это действительно имело место быть... только ведь никуда же не делось!
Хотя, технологии сильно шагнули вперед. Особенно компьютерные и мобильной связи. Хотя, современным многим играм далеко до шедевров 90-х.
Gligarr
№ 2
13.12.2009, 14:58
Жаль квестам в этой статье не уделили внимания. Упустили и творения LucasArts (Loom, The Dig, Monkey Island, Day of Tentacle) и работы Sierr'ы (Space Quest, Gabriel Knight, Larry) да сторонние разработки (Broken Sword, Neverhood). Хотя понимаю, статья не резиновая... Но девяностые всем геймерам известны именно как "Золотой век Квестов". Отмечу - не шутеров, не стратегий, а именно адвенчур! По хорошему бы было еще пару-тройку страниц добавить к статье. Все таки девяностые были очень богаты на фантастические произведения...
Spy Fox
№ 3
13.12.2009, 15:41
Цитата:
Сообщение от Gligarr Посмотреть сообщение
Жаль квестам в этой статье не уделили внимания.
Мне тоже. Если не ошибаюсь, все самые выдающиеся творения Humongous (Pajama Sam, Spy Fox, Freddi Fish) тоже появились в девяностые.

Цитата:
Сообщение от Gligarr Посмотреть сообщение
адвенчур
Не люблю это слово. Прости, но звучит топорно. Может лучше будем говорить приключений?

Цитата:
Сообщение от Gligarr Посмотреть сообщение
Space Quest
Насколько я понял, он все же в большей степени относится к восьмидесятым. Но в остальном ты прав - упомянуть стоило.
Sledge
№ 4
14.12.2009, 19:07
Не помню адвенчур... Помню стратегии... Приключалово было в загоне, ибо мало кто, кроме хардохщиков, знал аглицкий... Ещё мочилово было. Как правильно на "геймерском", "файтинги"?
Билли Бонс
№ 5
17.12.2009, 17:03
Счастливое время было, подарившее очень много шедевров мировой фантастики и фэнтази. Во многом благодаря произведениям того времени во мне сформировалась и укрепилась любовь к этим жанрам. Действительно жаль, что для большинства 90-е ассоциируются с "бандюками и кризисами", тут я полностью согласен с spyfox, а все хорошее того периода уходит на второй план.
Каждый раз с большим удовольствием возвращаюсь к своим любимым произведениям 90-х и перечитываю их, с удовольствием пересматриваю фильмы, да и что там говорить, правда, очень редко, но поигрываю в Heroes of Might and Magic.
Spy Fox
№ 6
17.12.2009, 20:09
Цитата:
Сообщение от Sledge Посмотреть сообщение
Приключалово было в загоне, ибо мало кто, кроме хардохщиков, знал аглицкий
Неправда, кстати) Многие квесты в девяностых были уже переведены на русский. В частности тот милый джентельмен, в честь которого я взял имя и образ.
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться