Google+
Ниндзя Фантастика 1960-х годов МИРЫ. MIGHT & MAGIC BADASS
Версия для печатиИнтервью: Стивен Браст, писатель
Кратко о статье: Интервью с американским писателем Стивеном Брастом, автором цикла авантюрного фэнтези о Владе Талтоше.

«Не позволить себе расслабиться»

Беседа со Стивеном Брастом

Воры, мошенники, убийцы... В повседневной жизни любой из нас предпочтёт избежать близкого знакомства с представителями этих, с позволения сказать, «профессий». Но то, что ужасает нас в реальности, обретает неуловимое очарование на страницах талантливо написанных книг, и потому среди популярных литературных персонажей так много живущих «по ту сторону закона». Сегодня мы побеседуем с создателем одного из самых обаятельных фэнтезийных преступников — наёмного убийцы и криминального «авторитета» Владимира Талтоша. Итак, знакомьтесь: Стивен Браст.

«Читатели совершенно правы»

Прежде чем заняться литературой, вы работали программистом. В те годы набирал популярность киберпанк, а компьютерная тематика была вам близка, почему же вы решили работать в жанре фэнтези?

Не уверен, что я когда-либо принимал осмысленное решение писать именно фэнтези. Я просто сел и написал историю, которую мне всегда хотелось прочесть, но почему-то никто до меня не удосужился её сочинить. И я до сих пор продолжаю этим заниматься — так уж сложилось, что термин «фэнтези» лучше всего описывает то направление, в котором я работаю. Впрочем, поклонники отмечают, что во многих моих книгах присутствуют элементы научной фантастики и, по-моему, читатели совершенно правы.

Как вы считаете, что делает преступников всех мастей столь популярными литературными персонажами?

Хотел бы я знать. Если выясните, обязательно сообщите мне, ладно? Впрочем, с полной уверенностью могу сказать, что преступники, о которых мы читаем на страницах книг, совершенно не похожи на тех, что существуют в действительности.

А какое качество, на ваш взгляд, выделяет вашего героя на фоне прочих фэнтезийных преступников?

Полагаю, всё дело в Лойоше*. Влад не был бы Владом, если бы рядом с ним постоянно не ошивался Лойош, всегда готовый опустить его с небес на землю.

*Лойоше - бессменный спутник Влада Талтоша — разумный дракончик размером с кошку.

Романы о Владе на русском — вразнобой и в разных сериях.

В первой же написанной вами книге Влад отправляется в страну мёртвых и сталкивается с богоподобными созданиями. Обычно в фэнтези такое случается под конец цикла, почему вы решили начать со столь эпического приключения?

Убийца и дракончик — друзья на века и девятнадцать романов.

Просто в тот момент, когда я начал писать, мне хотелось рассказать читателю именно такую историю. Я не придерживаюсь строгой хронологической последовательности, а берусь за тот сюжет, который в настоящий момент кажется мне наиболее интересным.

Вы говорили, что завершите цикл о Владе на девятнадцатом романе. А чем именно закончатся его похождения, вы уже придумали?

У меня есть некоторые отличные задумки на этот счёт. Но до финала цикла ещё далеко, и я вполне могу в последний момент повернуть сюжет в ином направлении.

То есть, сочиняя книги, вы в основном импровизируете, не придерживаясь какого-то строгого плана?

Обычно, работая над романами, я подробнейшим образом составлял план будущей книги и тщательно его придерживался. Хотя бывали случаи, когда я садился писать, не представляя, что произойдёт с моими героями в следующем параграфе. Иногда я начинаю писать книгу, просто придумав классное вступительное предложение. За ним следует второе, потом ещё одно... И вот уже начинает рождаться роман.

Впрочем, это крайности, а чаще всего имеет место некая «золотая середина». Но, признаюсь, чем меньше я знаю о событиях, которые предстоит пережить героям романа, тем больше удовольствия я получаю, работая над ним.

Вы пишете о Владе уже более двадцати пяти лет. Что самое сложное в столь продолжительной работе над одним циклом?

Когда я пишу очередной роман, всегда важно не поддаться лени, не позволить себе расслабиться и пойти по лёгкому пути. Только так можно написать текст, за который будет не стыдно. Но это справедливо по отношению к любой находящейся в работе книге, и я бы не сказал, что новые романы о Владе писать сложнее, чем любые другие.

По большому счёту, я рассматриваю каждый свой роман как отдельное произведение. Хотя, конечно, не исключено, что я просто занимаюсь самообманом — со мной это порой бывает.

Романы Браста невелики по объёму, и даже три из них с лёгкостью умещаются под обложкой одного тома.

Подобно фениксу, Влад всегда выживает и возвращается.

Стивен Браст не раз заявлял, что о приключениях Влада Талтоша он напишет девятнадцать книг — в соответствии с числом великих Домов, существующих в мире знаменитого убийцы. В настоящий момент закончено одиннадцать романов (девять из них изданы на русском языке) и писатель уже трудится над двенадцатым. Однако, несмотря на всю проделанную Брастом за четверть века работу, цикл ещё далёк от завершения.

«У коммунистических идей есть будущее»

Вместе с Эммой Булл Браст не только писал романы и состоял в литературном клубе, но и выступал в музыкальной группе.

Приходилось ли вам держать в руках российские издания ваших книг?

Я просто счастлив, что такие издания вообще существуют! Жаль только, что мой отец, который изучал русский язык, не дожил до этого момента. Сам я русским языком не владею, и поэтому не могу судить о качестве перевода, но радует уже сам факт, что мои романы были выпущены в России.

Многие ваши романы написаны от первого лица. Что побуждает вас столь часто использовать этот приём?

Мне нравится рассказывать историю с точки зрения протагониста, который многого не знает, а значит, и читатель до поры до времени остаётся в неведении. Когда герой врёт, ошибается или совершает глупость, это всегда добавляет в сюжет остроты и позволяет автору неожиданным образом обыграть даже тривиальный сюжетный ход. К сожалению, не каждую историю в принципе возможно рассказать подобным образом.

Дилогия «Гвардия Феникса» и «Пятьсот лет спустя» — это фэнтезийная версия «Трёх мушкетёров» и его продолжения. Что побудило вас в корне изменить свой писательский стиль и написать два романа в духе Дюма?

Одна из моих любимых составляющих писательского труда — придумывать, как лучше и оригинальнее подать тот или иной сюжет. Мне всегда интересно пробовать что-то новое, это заставляет меня учиться, и, надеюсь, не позволяет топтаться на одном месте.

Большую часть ваших романов можно отнести к героическому фэнтези. А как вы считаете, в реальности одиночка способен изменить весь мир?

Мне кажется, что герой-одиночка, которого направляет история, способен самым серьёзным образом повлиять на окружающий мир. Тот же, кто борется против естественных исторических процессов или не обращает на них внимания, ничего серьёзного не достигнет.

Насколько я знаю, вы придерживаетесь коммунистических взглядов, но коммунизм в СССР так и не построили, а страна в итоге распалась. Как вы считаете, был ли этот итог закономерным и неизбежным или у идей Маркса и Энгельса все ещё есть светлое будущее?

Я совершенно уверен, что подобный исход не был единственно возможным. Если бы немецкие революции в 1919, 1921 или 1923 годах были доведены до логического завершения, подобно Октябрьской, мы жили бы в совершенно ином мире. И, как мне кажется, у коммунистических идей действительно есть будущее.

А может ли эльф быть мушкетёром?

Если подражать классику, то до конца.

На вашем сайте опубликован роман, основанный на популярном телесериале Firefly. Почему эта книга так и не увидела свет?

Просто в итоге Джосс Уэдон наложил вето на публикацию романов по мотивам телесериала. Так что моя книга — не более чем фанфик, события которого развиваются во временном промежутке между самим сериалом и полнометражным фильмом «Миссия Серенити».

В завершении нашей беседы, что бы вы могли пожелать своим российским читателям?

Я бы очень хотел побывать в России и, надеюсь, в будущем мне представится такая возможность. А пока я бы хотел со страниц вашего журнала сказать «спасибо» всем своим российским читателям! Мне очень приятно, что мои романы доставляют вам радость и мне удается преодолеть разделяющие наши страны культурные границы.

Вместе с Робин Хобб Стивен написал роман, основанный на родной ему венгерской мифологии.

Есть ли демократия в Аду? Существует ли в Раю монархия?

Судьба героя, выросшего в чуждой ему культуре, — одна из центральных тем цикла о Владе Талтоше, возможно, именно поэтому он так популярен в самых разных уголках Земли. Впрочем, хоть этот литературный сериал и пользуется наибольшей популярностью, им литературные достижения Стивена Браста не ограничиваются. К сожалению, другие его произведения, среди которых немало самобытных и ярких романов, до России пока не добрались — надеемся, лишь до поры до времени.

Досье: Стивен Браст

Как и Терри Пратчетт, на людях Браст не расстаётся с любимой шляпой.

Потомок венгерских эмигрантов Стивен Карл Золтан Браст родился в Миннеаполисе в 1956 году. В молодости он занимался музыкой и работал программистом, но сделать карьеру в этих областях не сумел. Тогда он решил попробовать свои силы в литературе и уже вскоре обрёл известность.

В 1983 году вышел в свет дебютный роман Браста «Джарег», с которой начался многотомный цикл о Владе Талтоше. Ироничное героическое фэнтези с элементами криминального триллера не осталось незамеченным, и вскоре Браст стал одним из самых преуспевающих американских фантастов своего поколения. В прошлом году вышел одиннадцатый роман о Владе. Впрочем, книги серии выходили не в хронологическом порядке, так что запутаться в последовательности их чтения очень просто.

К циклу о Владе примыкает дилогия-приквел «Гвардия Феникса», стилизованная под мушкетёрские романы Александра Дюма. Среди прочих произведений писателя особенно выделяется городское фэнтези Gypsy, написанное в соавторстве с Робин Хобб, и роман To Reign in Hell — фэнтезийная версия войны Рая и Ада.

В середине девяностых Браст стал одним из основателей и музыкантов группы Cats Laughing и в этом качестве даже попал на страницы комиксов о Людях Икс. Среди других увлечений писателя — кулинария, фехтование и покер. В прошлом он состоял в шуточном объединении фантастов Pre-Joycean Fellowship, в которое также входили Нил Гейман, Эмма Булл, Уилл Шаттерли и несколько других писателей. Члены общества пытались в рамках фантастики следовать традициям классической литературы девятнадцатого века.

Несколько лет назад Браст перебрался вместе с семьёй — женой и четырьмя детьми — из родной Миннесоты в Лас-Вегас. По словам автора, перемена места жительства помогла ему перестать отвлекаться на общественную жизнь и сосредоточиться на творчестве.

Более подробно узнать о творчестве писателя можно, посетив его официальный сайт dreamcafe.com. Помимо этого Браст ведёт сетевой блог, который находится по адресу skzbrust.livejournal.com.

Цикл о Владе Талтоше

В порядке внутренней хронологии

«Талтош» (1988)

«Йенди» (1984)

«Дракон» (1998)

«Джарег» (1983)

«Текла» (1987)

«Феникс» (1990)

«Атира» (1993)

«Орка» (1996)

«Исола» (2001)

Dzur (2006)

Jhegaala (2008)

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться