Google+
uNIVERSAL Мифология Средиземья Человек-паук Анжелина Джоли
Версия для печатиЛетопись. Что важного случилось 5, 15 и 25 лет назад
Кратко о статье: Фантастические события июля — что важного случилось 5, 15 и 25 лет назад.

Летопись

Июль

В России июль традиционно считается серединой лета — самым тёплым месяцем в северном полушарии. Так называемые «летние» блокбастеры обычно идут в мае-июне, а к июлю мир фантастики замирает. Людям становится не до книг или игр. Продажи журналов, включая тот, который вы сейчас держите в руках, падают. Однако история фантастики не повинуется законам маркетинга. Июль вписал себя в неё золотыми буквами, и мы с вами сейчас узнаем, чем именно.

5 лет назад, 22 июля 2004 года, на экраны вышел фильм «Я, робот», представлявший собой свободное переосмысление произведений Айзека Азимова о роботах и прежде всего — одноимённого сборника рассказов 1950 года. Этот фильм вписал себя сразу в несколько разделов истории мировой фантастики.

Во-первых, «Свет, камера, мотор!» на съёмочной площадке кричал Алекс Пройяс — почти что культовый, но на наш взгляд, несколько переоценённый режиссёр, умеющий создавать на экране настроение, но не рассуждать о трёх законах робототехники.

Во-вторых, экранные киновоплощения этих самых трёх законов можно сосчитать по пальцам одной руки. Вопреки канону, в «Я, робот» они проверяются на прочность глобальным искусственным интеллектом, а не отдельно взятыми роботами, но главный вопрос, который задаёт Пройяс, всё равно звучит очень по-азимовски: стоит ли менять свободу на безопасность? Наконец, в главной роли задействован мистер Уилл «я отказался от участия в «Матрице» ради «Дикого, дикого Веста» Смит. Актёр более популярный, чем талантливый, но законы шоу-бизнеса гораздо запутаннее законов робототехники и не укладываются даже в позитронный мозг.

Фильм стоил 120 миллионов долларов и использовал самые передовые технологии своего времени: в частности, компьютерное превращение живого актёра (Алана Тьюдика) в цифрового персонажа (робота Санни). Аналогичным образом создавали Голлума во «Властелине Колец».

К числу его достоинств следует отнести и внимание к деталям фантастического быта. В том числе и такие шутливые мелочи, как собачка AIBO в магазине антиквариата. С некоторыми вещами всё же переборщили: этот фильм называют рекордсменом продакт-плейсмента, ведь Пройяс умудрился рекламировать современные нам товары и фирмы едва ли не в каждой сцене.

10 лет назад, 14 июня 1999 года, всем любителям фантастики стало очень страшно. Ещё бы: девушка, рыдающая в палатке над любительской видеокамерой, странные фигурки из прутьев на деревьях, кучки камней, тряпки с завёрнутыми в них человеческими зубами, жутковатые звуки в ночном лесу...

«Ведьма из Блэр» — рекордсмен книги Гиннесса, собравший 240 миллионов долларов при бюджете в 22 тысячи. Правда, здесь есть некое лукавство: компания Artisan купила права на ленту за миллион долларов и потратила 25 миллионов на его рекламу, так что реальные доходы киношников всё же ниже.

Создатели «Ведьмы» постарались на славу: придумали легенду убийцы Растина Парра (от «Распутин») с нуля, но убедили актёров в том, что это правда. Чтобы они играли правдоподобнее, с каждым днём съемок им давали всё меньше еды. Их действительно пугали по ночам, они взаправду плутали по лесу, и импровизировали от души. Незадолго перед выходом фильма объявили о пропаже группы студентов в лесах Мэрилэнда. Потом их плёнку «нашли» и представили на суд публике.

«Ведьма из Блэр» — киножемчужина конца 20 века, новое слово в хиреющей индустрии ужастиков и самая оригинальная картина с «эффектом присутствия». Её идейный отпрыск — псевдодокументальный «Монстро» (2008) — не создавал и малой доли того страха, которым была пропитана эта курсовая работа студентов киноколледжа, исследующих местный фольклор.

15 лет назад, 12 июля 1994 года наступил вторник, и это было настоящим АДОМ. То есть именно тогда была выпущена первая версия ADOM — Ancient Domains of Mystery, снискавшая удивительно большую для игры такого рода популярность.

ADOM — злой брат-близнец TES: Oblivion. Брат, потому что RPG. Злой, потому что вместо умопомрачительной графики здесь используются ASCII-символы: разноцветные точки, буквы и прочие щедроты клавиатуры. Системные требования практически нулевые, и в наше кризисное время это безусловный плюс. Сюжет прост: главному герою нужно спасти мир Аркандии от сил Хаоса. Можно выбирать пол, расу и класс персонажа, получая при этом определённые навыки, а с ростом уровня — таланты.

В общем, всё, как и положено: множество подземелий, развитая окружающая среда, хитрые квесты, а главное — влияние ваших действий на направленность (alignment) персонажа.

Но особенно ADOM ценна своим высоким уровнем «переигрываемости» — события генерируются случайно, поэтому каждая новая партия будет не похожа на предыдущую.

Игра написана Томасом Бископом и распространяется бесплатно. Есть лишь несколько нюансов — исходные коды не обнародованы, поэтому игровую механику можно вычислить лишь экспериментальным путём. Денег за ADOM автор не просит, однако оговаривается, что отнюдь не против получить от вас открытку с благодарностью, если игра вам понравилась.

25 лет назад, 1 июля 1984 года, у малоизвестного автора Уильяма Гибсона наконец-то вышла книга, на написание которой издатель Терри Карр дал ему всего год (автор, по собственному признанию, работал в слепом ужасе, боясь не успеть). Роман «Нейромант», опубликованный в серии Ace Science Fiction Specials, где на тот момент печатались лишь дебютанты.

Книга сперва была встречена спокойно, но когда в неё вчитались, 35-летний Гибсон моментально оказался ведущим фантастом США и пророком молодого жанра «киберпанк». Роман стал «полным кавалером» ведущих американских фантастических наград: Nebula, Hugo и награда имени Филипа Дика. А в 2005 году журнал Time поместил «Нейроманта» в список 100 лучших англоязычных произведений, написанных с 1923 года.

Эта история потрясала современников своим радикальным языком и совершенно новым ощущением действительности. Гибсон нарисовал мир, где информация танцевала с сознанием, то и дело наступая ему на ноги. Человеческая сущность — мысли, воспоминания, чувства — были механизированы и хладнокровно препарированы на страницах книги в дешёвой бумажной обложке сочным, головокружительно образным языком.

«Нейромант» был первым произведением, где искусственный интеллект, киберпространство и господство транснациональных корпораций были связаны в один сюжетный узел и подробно рассмотрены. Именно благодаря ему массовая культура взяла эти понятия на вооружение.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Spy Fox
№ 1
12.09.2009, 14:03
Пожалуй, из перечисленных событий наиболее интересны "Я, робот" и "Нейромант". Хотя, все-таки не самые интересные факты, по-моему.
Gluck
№ 2
12.09.2009, 17:25
А ведь именно благодаря фильму, я таки начала читать произведения Азимова. Теперь с нетерепением жду выхода фильма об Основании. И очень хочется, чтоб его поменьше перевирали.
ЗЫ: Уилла Смита, по-моему, зря назвали более популярным, чеи талантливым.
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться