Кратко о статье: Облик автомобилей недалекого будущего — от атомных лимузинов и летающих такси до дизайнерских фантазий и реквизита большого кино. Машины времени Автомобили недалекого будущего Качество машины помнят даже тогда, когда ее цена забыта. Сэр Генри Ройс Автомобиль — не роскошь и не средство передвижения, а механизм номер один на планете Земля. Автомобили для нас важнее даже компьютеров, ведь именно они составляют фундамент транспортной системы человечества, соединяя друг с другом города, страны и континенты. На них приходится львиная доля транспортных и пассажирских перевозок. Остановись машины — остановится вся Земля. С каждым годом они все быстрее, красивее и удобнее. Неудивительно, что фантасты уделяют автомобилям будущего ничуть не меньше внимания, чем звездолетам или инопланетянам.
Но то фантасты, а как быть нам? Какие машины будут клянчить себе на совершеннолетие наши дети? От чего придется уворачиваться пешеходам в ближайшие 10-20 лет? Продолжат ли сигнализации будущего гудеть по ночам под окнами, или эти гнусные звуки будут доноситься с аэропарковок на крышах? Тише едешь — дальше будешь Эволюция машин — это, в первую очередь, безудержный рост скоростей. В 1886 году Motorwagen Карла Бенца — первый и, соответственно, самый быстрый на то время автомобиль планеты — «выжимал» 19 километров в час. А 9 октября 2007 года был установлен рекорд скорости для автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, не побитый до сих пор: Ultimate Aero TT от Shelby SuperCars разогналась до 412 километров в час. Но и это не предел. Десятью годами ранее машина Thrust SSC с двумя реактивными двигателями поставила абсолютный рекорд наземной скорости — 1228 километров в час. Самолеты, везущие нас в отпуск на море, летят почти в полтора раза медленнее. Мы живем в странное время. Люди ездят на машинах будущего по дорогам вчерашнего дня. Даже для современных серийных автомобилей «крейсерская» скорость — от 150 до 200 километров в час. И в то же время правила дорожного движения ограничивают нас 110 километрами в час. А строительство системы скоростных шоссе в масштабах всей России стоит таких денег, что дешевле развязать мировую войну, завоевать Германию и ездить по ее автобанам в свое удовольствие.  |  | SSC Ultimate Aero TT и Thrust SSC, самые быстрые автомобили нашего времени. | Считается, что высокие скорости современных машин сделали их «убийцами». Это не так. По статистике на каждый миллион поездок приходится в среднем около 40 смертей. Для сравнения: у водных средств передвижения этот показатель равен 90, у воздушных — 117, а у мотоциклов — 1640. Скорость можно увеличивать и дальше, благо инженерные возможности для этого имеются. Но стоимость дорог и систем управления движением делает массовый сверхскоростной транспорт экономически невыгодным. Уделом суперкаров еще долго будут оставаться короткие заезды на аэродромах и гонки на специально подготовленных трассах. В ближайшие десятилетия автопроизводители будут бороться не за скорость, а за комфорт и экономичность.  | Немецкий автобан. В большинстве земель ограничений максимальной скорости нет. | Машины апокалипсиса Основа любой экономики — искусство экономить. В 1950-х годах Ford Motor Company решила не скромничать и замахнулась на машину с ядерным реактором: малошумную, быструю и способную ездить многие месяцы на одной «заправке». В задней части Ford Nucleon предлагалось разместить силовую капсулу, которую следовало менять каждые 8000 километров. Атомный реактор обеспечивал бы работу компактной паровой турбины. Над отводом тепла авторы проекта задумывались лишь в самых общих чертах (а зря). Идея была теоретически выполнимой, ведь с 1960-х годов и США, и СССР запускали спутники с миниатюрными тепловыми реакторами. Правда, аппараты имели нехорошую привычку ломаться и сходить с орбиты, заражая место падения радиоактивными отходами.  | Ford Nucleon. Чернобыль на колесах. | Атомный автомобиль так и остался на бумаге. Инженеры подсчитали статистику ДТП и поняли, что всего за несколько месяцев крупные города США превратятся в радиоактивные пустыни. Однако атомные технологии середины 20 века не идут ни в какое сравнение с сегодняшними. Почему же до сих пор не была построена «Лада Fallout»? Компактный и надежный реактор сделать нетрудно. Сложнее защитить людей от радиации. На электростанциях и подводных лодках это до сих пор делается по старинке: с помощью свинца и бетона. Построить реактор, выдерживающий любое ДТП и весящий не тонны, а килограммы, пока что невозможно. Вдобавок, кто поручится за то, что покупатели из Талибана не захотят поковыряться в таком автомобиле на парковке рядом с Белым домом? Из чистого любопытства, конечно.  |  | Дизайнерские изыски Peugeot: Moovie, EVE, MoVille, N Jooy, Allscape. | Ничего своего Автомобили эксплуатируются в среднем 45 минут в день. А стоят они сотни тысяч рублей. Одним из вариантов развития автомобильного будущего считается кар-шэринг, то есть совместное пользование автомобилем. За небольшую месячную плату люди, живущие или работающие недалеко друг от друга, могут взять в специальном автоцентре машину и использовать ее тогда, когда им нужно. Кар-шэринг решает множество проблем: содержание машины, страховки, поиск парковок. К тому же он гораздо дешевле обычного найма машин, так как расходы зависят от километража и делятся между «совладельцами».  | В условиях кризиса кар-шэр может вытеснить частную автособственность. | | Батареи просят огня  | 1901 год. Эдисон в электромобиле. | Электромобили — ровесники автомобилей с «пламенными моторами». Их конструировали еще в начале 19 века, а к 20-му столетию по дорогам США (и в меньшей степени Европы) резво бегали машины на батарейках: отличный выбор для богачей и дам, выдают до 32 километров в час, чистые, бесшумные, не требуют завода с ручки и мучительных переключений передач. Однако развитие нефтяного бизнеса сделало бензин дешевым, а машины Генри Форда штамповались, как горячие пирожки, поэтому электромобили сохранились лишь в гольф-клубах да на некоторых складах в качестве автопогрузчиков. Сейчас же ситуация диаметрально противоположная. Мировой кризис, высокие цены на нефть и запоздалая забота о природе заставляют автоконструкторов вспомнить об электричестве. Эксперименты по созданию электромобилей не прекращались и после «победы» двигателей внутреннего сгорания, однако две главные проблемы не удалось преодолеть до сих пор: малая емкость батарей давала запас хода примерно в сотню километров, а заряжать их приходилось часами.  | Tesla Roadster. Первый комментарий Джереми Кларксона (Top Gear) о езде на нем состоял из двух слов: «Боже всемогущий!». | Электромобили экономны. К примеру, полная зарядка «электрической» версии Toyota RAV4 EV стоит около 100 рублей. Одного заряда хватит примерно на 200 километров (сравнимый расход ДВС — 2 литра бензина на 100 километров), а ресурса аккумулятора — на 150000 километров. Несмотря на то, что электричество дорожает, электромобили выглядят очень перспективными для городских поездок «на работу и домой». Один из наилучших серийных экземпляров этого благородного семейства на сегодняшний день — Tesla Roadster. Сухие цифры: запас хода в 400 километров, максимальная скорость 201 километр в час (ограничена аппаратно), разгон до сотни за четыре секунды. Полная зарядка от бытовой сети — 3,5 часа. Ценник пока что не очень гуманный (100 000 евро), но вспомните, сколько стоили первые автомобили до Форда. В 2008 году свершилось главное: о начале разработок бесшумных, динамичных, экономичных и не жгущих бензин на холостом ходу электромобилей объявили уже не элитные автоателье, а крупные концерны. Nissan, Dodge, Mitsubishi Motors, GM и Toyota рассчитывают выйти на рынок потребительских электромобилей. К сожалению, старые добрые «стальные лошадки», заправляющиеся бензином за несколько минут, обгонят любой электромобиль на дистанциях свыше 400 километров. Да и городские электросети не приспособлены для зарядки мощных аккумуляторов. Выход виден в гибридных авто (в городских пробках работает электромотор, а на трассе — бензиновый двигатель). Гибриды уже можно встретить на дорогах (представьте себе парковку с точностью до сантиметра при помощи джойстика сверхмалых скоростей или спортивный «выстрел» при работе обоих типов двигателей), но многие автоспециалисты считают их лишь звеном в переходе к электромобилям.  | Об электромобилях на солнечных батареях всерьез говорить не приходится. Будущее у них есть разве что на автобанах Меркурия. | Искаженные перспективы Газовыми заправками и грузовиками с баллонами сегодня никого не удивишь. А вот водородные заправки и водородные автомобили — экзотика. Направление очень перспективное: при минимальных модификациях двигатели внутреннего сгорания будут производить водяной пар, сохраняя все рабочие характеристики. Проблема лишь одна — где его взять, этот водород? Если «топливо» электромобилей — электричество — доступно даже в самых дальних медвежьих углах, то счет водородных автозаправок Европы и США едва перевалил за сотню. Специалисты считают, что для замены бензина водородом требуется не менее 40 лет (для России этот срок можно смело удваивать) — время, за которое вполне реально пересадить человечество на электромобили. К тому же водород находится в одной ценовой нише с бензином, а смесь кислорода с водородом крайне взрывоопасна. Катастрофа «Гинденбурга» в свое время перечеркнула пассажирскую авиацию легче воздуха. Последствия аварий водородных автомобилей предугадать нетрудно.  |  | Водородные заправки. | Есть еще водородные топливные элементы, работающие по формуле: водород плюс кислород равно вода и электричество. Пока что их ставят в основном на гибридные машины вместо аккумуляторов, и это «пока что» грозит растянуться на десятилетия. Топливные ячейки очень хрупки, дороги, служат не более 5-7 тысяч часов и плохо работают при минусовых температурах. Большинство экспертов считают машины на водороде тупиком автоэволюции. Проблемы у них прежде всего технологические, однако это в свою очередь означает экономическую нецелесообразность и ставит крест на топливе из самого распространенного элемента во Вселенной.  | Ford Fusion Hydrogen 999, самый быстрый автомобиль на водородных элементах (333 километра в час). | Это интересно | - Сейчас в мире насчитывается свыше 600 миллионов автомобилей, то есть порядка 1 машины на 10 землян.
- Первой жертвой автомобиля стала Мэри Уорд (женщина-ученый, крайне редкая для своего времени), попавшая под колеса паровой коляски в 1869 году.
- В 2005 году Toshiba показала аккумулятор, способный заряжаться на 80% за 60 секунд. Для электромобилей это пока не годится — высокоемкие батареи будут сильно перегреваться.
- В блокадном Ленинграде из-за дефицита топлива некоторые автомобили и промышленные двигатели были переведены на водородное топливо.
 | 6000 SUX (фильм «Робот-полицейский»). Расход бензина: литр на 3,5 километра. | | Деньги из воздуха Обсуждается и идея воздухомобилей. Заправить их можно с помощью обычного компрессора. Они бесшумны и экологичны, а их баллоны можно перезаправлять огромное количество раз. Стоимость таких машин снижается примерно на 20%, они не страдают от саморазряда аккумуляторов. Конструкция двигателей очень проста и доступна даже развивающимся странам. Минусов, естественно, больше. Это и низкая энергоемкость (300 литров сжатого воздуха равнозначны 2 литрам бензина), и крайне малый пробег. Пожалуй, единственная «уличная» версия воздухомобиля — индийский OneCAT от Tata. Он весит 350 килограммов, берет на борт 5 человек и способен проехать на одной «заправке» до 200 километров. Сама же «заправка» от домашнего компрессора длится 4 часа, а от специального — 3 минуты. Машину, вредящую природе не больше, чем ваше дыхание, обещают продавать по 5000 долларов США. Запуск продаж был назначен еще на 2008 год. О правдивости рекламы фирмы Tata cудите сами.  | Tata OneCAT. | Скептики утверждают, что воздухомобили хорошо смотрятся лишь на бумаге. Дорожная тряска сделает неизбежной утечку воздуха изо всех узлов, углепластиковые баллоны очень хрупки, и, наконец, главное — на рынке до сих пор не было представлено ни одного воздухомобиля. Возможно, что «благие начинания» небольших автофирм — обычные аферы. На крыльях прогресса Еще один популярный элемент конструкции воображаемых автомобилей будущего — крылья. Эксперименты по созданию аэромобилей проводились еще при «отцах» авиации братьях Райт, а к середине 20 века крылатые машины стали считаться главным транспортом следующего столетия. В 1950-х компания «Форд» всерьез заинтересовалась ими и предложила транспортному департаменту США разработать свод правил «дорожного» движения для аэромобилей. Было проведено исследование, признавшее крылатые машины технически возможными и экономически выгодными. Однако по ряду причин на этой концепции поставили крест. Во-первых, подъем автомобилей в воздух требовал создания многочисленной службы авиадиспетчеров. Во-вторых, невозможно постоянно контролировать состояние пилотов-водителей (опьянение, расстройства здоровья и так далее). Наконец, падающий автомобиль гораздо опаснее едущего. Оградами и бордюрами от них уже не защититься — ДТП уносили бы на порядок больше жизней. Сегодня разработка аэромобилей продолжается, правда, очень вяло. Вместо полетов «от подъезда к подъезду» предполагается осуществлять лишь междугородние перелеты от аэропорта к аэропорту, причем в автоматическом режиме. Также требуется разработать эффективные системы безопасности (катапультирование пилота, парашюты для всей машины). Превращение машины в самолет должно быть полностью автоматическим, по нажатию одной кнопки. Чудес не будет. Аэромобили в лучшем случае будут осуществлять пассажирские перевозки класса люкс, а также использоваться спасательными службами, полицией, военными. Сейчас эти функции исполняют легкие вертолеты. Специалисты отмечают одно интересное преимущество аэромобилей — на них можно уехать от непогоды, взлетев в другом месте, а вертолеты и самолеты прикованы к своему аэропорту. Детальный разбор Автомобиль — это четыре колеса и около тридцати тысяч прочих деталей. Улучшение любой из них — уже небольшой шаг в будущее. Главная «деталь» для экспериментов — дизайн. Так называемые «концепт-кары» с выставок имеют мало общего с машинами завтрашнего дня, но кое-что из этого дизайнерского безумства все же попадет на дороги. Экономить можно по-разному. Например, выжать все, что можно, из впрыска, массы кузова и его аэродинамики. Ширину уменьшаем вдвое. Сиденья ставим одно за другим. Убираем все выступающие элементы (зеркала заменяем камерами). Колдуем с геометрией — и получаем машину, расходующую менее литра дизельного топлива на 100 километров. Разгон до сотни за 6 секунд, предел скорости — около 150 километров в час. Добавьте сюда высокий класс безопасности и полный набор электроники в салоне. Пока существуют лишь две такие модели, готовые к конвейерной сборке: Volkswagen 1L и трехколесная Aptera 2 (одну такую заказал себе Робин Уильямс).  | «Фольксваген» и «Аптера». Машины для хай-тек-жадин. |  | Ребята из Массачусетского технологического университета с присущей им скромностью решили «заново изобрести автомобиль». Они решили, что главной автопроблемой будущего станут парковки. Вуаля — концепт с электродвигателем и подвижными колесами (возможность разворота на 360 градусов, не трогаясь с места), а главное — складывающийся с собратьями, как тележка в супермаркете. Аналогичные концепты есть и у азиатов (Toyota PM, i-unit, i-swing и Nissan Pivo с единственной дверью — по совместительству лобовым стеклом). Когда знаменитые режиссеры сотрудничают со знаменитыми автозаводами, получаются интересные изобретения. Для фильмов «Особое мнение» и «Остров» Спилберг заказал у Lexus концепт «в духе 2054». Японские инженеры увидели в светлом будущем машину на водородных ячейках с кузовом повышенной прочности и биометрическим сканером. А в экранизации Азимовского «Я, робот» сыграл специально созданный для этого фильма Audi RSQ с шаровидными колесами. Оно, конечно, оригинально, но как быть с недостаточным трением и износом дорожного полотна из-за малого пятна контакта? Впрочем, нет худа без добра — кое-что от этого сверхдизайна унаследовала новая Audi R8.  | Lexus 2054 и Audi. Наше автокинобудущее. |  | Темпы прироста количества автомобилей на дорогах значительно опережают темпы строительства новых дорог. Мегаполисы уже давно захлебываются в пробках, и с каждым годом будет все хуже. Специалисты предлагают ликвидировать «волны» транспортного потока следующим образом: машины, следующие в одном направлении, выстраиваются одна за другой практически впритык, как вагоны поезда, минимизируя сопротивление воздуха. Управление переключается на автоматическое. За перестроения отвечает компьютер головной машины. С места они стартуют одновременно, решая проблему транспортной «волны» (водители не сразу реагируют на движение впереди стоящей машины). На светофорах машины могут перегруппироваться в соседние «блоки», движущиеся в нужном им направлении.  | Автоматизация потока увеличит пропускную способность трасс без их расширения. | Следующий шаг после автоматизации автомобилей — автоматизация дорог. Наземные пути следует дополнять подземными. В асфальте и элементах дорожной инфраструктуры предлагается разместить специальные чипы. Они будут считывать скорость движения машин, силу ветра, сообщать информацию о пробках и путях их объезда, рекомендовать определенную скорость (сообщать дорожным службам о ее превышении), играть роль «маячков» для определения местонахождения на трассе без GPS и т. д. Нечто подобное было реализовано в 1991 году на калифорнийской трассе №15 в рамках программы PATH. Особенно хорошо на такой дороге показали себя автомобили с адаптивным круиз-контролем, использующие лазеры и радары для контроля дистанции до впереди идущего транспорта.  | На дорогах будущего водители смогут читать за рулем книги или смотреть фильмы. | В фильмах «Вспомнить все», «Разрушитель» или «Шестой день» машины сами ехали туда, куда им говорили пассажиры. А в сериале «Рыцарь дорог» машина обладала собственной личностью — причем довольно тонкой и ранимой. Искусственный интеллект на колесах считается венцом автомобильной эволюции. Водитель превращается в пассажира, а автомобиль — в общественный транспорт. Вряд ли человек откажется от удовольствия контроля над машиной. Однако взяться за руль можно будет лишь за городом. В автоматизированном дорожном потоке мегаполиса человеческая реакция не сможет сравниться с водительскими способностями суперкомпьютеров. Так, в фильме «Я, робот» людям не доверялось ручное управление, так как считалось, что это слишком опасно.  | «Умное» такси («Вспомнить все», 1990). |  | Старый и новый KITT из «Рыцаря дорог». |  | |