Google+
Супергерои как миф Christmas CREEPY ДОСКА ПОЧЁТА. ЭПИЧЕСКИЕ БИТВЫ
Версия для печатиФильм на DVD. «Проклятие»

У страха глаза велики

Проклятие

Не убоись внезапного страха и пагубы от нечестивых, когда она придет.

Книга Притч, 3:25

Жанр ужасов считается одним из самых старых в истории кино. Он был востребован всегда: вначале людей пугали картонными скелетами и вымазанными белилами актерами, затем наступил черед итальянских зомби, дьявольских детей, зубастых монстров с других планет, хищных животных и маньяков-мутантов. Побольше крови и криков — таков был рецепт страха. Вскоре это приелось, и зрители повернулись на Восток. Призрачные «страшилки» Японии уникальны. Зло медлительно, неотвратимо. Страшен может быть даже бумажный зонтик. Или видеокассета. Или мобильный телефон. После успеха «Звонка» Голливуд всерьез взялся за J -хорроры. Сегодня на нашем DVD — продюсерский проект Сэма Рэйми, один из самых успешных случаев переноса азиатских фобий на западную почву.

Дом-3

Япония — страна восходящего солнца, но японская душа — потемки. Женщина по имени Каяко влюблена в американского профессора Питера Кирка. У нее есть муж Такео и восьмилетний сын Тошио, но дама без устали строчит предмету своих воздыханий амурные письма. Поговорка «любовь зла» в японской транскрипции звучит как приговор: муж находит дневник Каяко с душевными самоизлияниями, горячая азиатская кровь вскипает, как сакэ, — и вот уже жена лежит на ступеньках со свернутой шеей, умудряясь при этом издавать неприятные звуки. Те самые, которые впоследствии не раз будут щекотать зрителям нервы*.

Дом совсем не страшен. В нем мало потайных мест, и призраку приходится выпрыгивать на людей чуть ли не из-за кушетки.


* « Фирменный» звук Каяко издает сам Такаши Шимицу — режиссер картины.


Сына, который мог оказаться плодом адюльтера, Такео хладнокровно топит в ванной. Кошка, которая никак не участвовала в романтическом увлечении жены, отправляется под нож — причем в буквальном смысле слова. Труп жены зачем-то обертывается в целлофан и прячется на чердаке. Дело сделано, и теперь можно с чистой совестью повеситься.

Говорят, что если кто-то умирает в ярости или горе — появляется проклятие. Под проклятьем в данном смысле понимается волосатый призрак Каяко, мальчик Тошио с круглым ртом и кошка, играющая роль глашатая судьбы (она появляется всякий раз, когда вот-вот произойдет потустороннее членовредительство). В главные герои этой истории обычно записывают очаровательную Сару Мишель Геллар, однако на самом деле явно выраженного протагониста здесь нет. Сюжет эпизодичен. Он движется от одного происшествия к другому, оставляя мало места для развития характеров.

Странно: нечисть убивает в промышленных масштабах, а соседи и полиция даже не почешутся.

Странная структура фильма — в особенности его загадочное начало — сперва может сбить с толку. Дело в том, что Шимицу сделал римейк третьего фильма из оригинальной серии. Нужно было показать предысторию проклятья, так что в фильм добавили кое-что из двух предыдущих японских частей. В итоге получился винегрет из событий разного времени.

В фильме можно выделить две главные линии сценария. Первая — семейство Уильямс: Мэттью, его жена Дженнифер и пожилая мама Эмма. Они переезжают в дом на окраине Токио. Дом, в котором здоровье Эммы начинает резко ухудшаться, а Дженнифер испытывает пугающие видения. Что обнаружит Мэттью, вернувшись однажды домой? И стоит ли его сестре Сьюзан звонить ему по телефону, даже если она в этот момент находится на другом конце Токио?

Вторая и (условно) главная часть сюжета — история Карен Дэвис, студентки по обмену, направленной в качестве социальной работницы в дом, где живет Эмма — единственный выживший член семьи Уильямс. Естественно, прежнюю сиделку Йоко найти не могут. Позже Карен найдет ее — вернее, оторванную челюсть девушки. В игру вступит детектив Накагава — единственный разумный человек, догадавшийся, что если проклятый японский дом построен из камня, а не из рисовой бумаги, то ножницы против него бесполезны.

Два призрака по цене одного

Длинные волосы, бледное лицо и белое погребальное кимоно — вероятно, этот образ призрака пришел в кино из театра Кабуки.

Проект «Проклятие» (правильный перевод — «Злоба») появился на свет в 2000 году под оригинальным названием Ju-оn. Синтез классических японских историй о мстительном призраке и хрестоматийного западного сюжета о доме с привидениями был настолько низкобюджетным, что вышел сразу на DVD. Японцы восприняли фильм благосклонно. Такаши Шимицу сперва переснял его в «полный метр», а затем и вовсе уехал покорять Голливуд, где J-хорроры к тому времени уже были в фаворе.

Низкобюджетность стала одним из секретов успеха. Ограниченный в расходах режиссер не мог плескаться на зрителя кровью и разбрасываться мозгами. Пришлось изыскивать новые художественные формы страха: неизвестность, неизбежность, тягучий монтаж, деформация тела, пугающие звуки. Некоторые приемы этой киносерии — например, бегство от призрака в офисе или спуск деформированного тела по лестнице, — были высмеяны «Очень страшным кино», а это, без шуток, уже заявка на культовость.

Бюджет голливудских «Проклятий» тоже был невелик: первая часть обошлась в 10 миллионов, вторая — в 20, а третья снимается уже другим режиссером и выйдет сразу на DVD — видать, ничего хорошего от нее ждать не стоит.

Фильм собрал 187 миллионов долларов, окупившись почти 19-кратно (для сравнения, крупнобюджетный блокбастер должен заработать около трех миллиардов долларов, чтобы повторить этот успех). Здесь ему опять помогла дешевизна съемок, ведь отсутствие развешанных по стенам кишок помогло снизить возрастной рейтинг этой, честно говоря, не по-детски страшной картины до уровня, когда ребенку даже не требуется сопровождение взрослого, чтобы пройти в кинозал.

Такако Фуджи не будет играть Каяко в третьем «Проклятии».

Такаши Шимицу — 36-летний выпускник Токийского киноуниверситета — имеет много хитрых трюков в запасе. И это совсем не то, что ожидает зритель. По законам жанра, экшен должен происходить только в проклятом доме — а это не так. По правилам западного кино все ужасы должны фокусироваться на главной героине Карен (Геллар), но львиная доля страха распределена по второстепенным персонажам. Призрак на «ты» с электроникой (может распространяться даже по телефонной сети) и виден в камеры слежения. Технические гаджеты призваны сделать нашу жизнь лучше, но именно из-за них мы с ней и расстаемся. Людей, привыкших к стандартным клише западных «ужасов», это сильно нервирует.

Да это же Баффи! Дашь автограф?

Даже дети знают: в чрезвычайных ситуациях лифтом пользоваться нельзя!

***

В этом фильме все экзотично: Токио кажется населенным исключительно американцами, призрачный мальчик мяукает, его мама издает предсмертное кряхтение, а сообща они убивают всех без разбора. В Японии это почему-то называется «местью призраков». Несмотря на калейдоскопичность «Проклятия», впечатлительным зрителям не помешает запастись памперсами и травяным чаем от икоты. Классические ужасы исчерпали себя. Встречайте японского Бугимена!

Это интересно:

Roundhay Garden Scene — фильм, отмеченный Смертью.

  • Жанр ужасов действительно один из самых старых. Первый из подобных фильмов, «Дом дьявола» был снят в 1896 году. А первый в истории кинофильм «Садовые сцены в Раундхэй» (1888) был проклятым — вскоре после его премьеры умерла одна из актрис, режиссер таинственным образом исчез из поезда, а его сын застрелился.
  • В японских легендах «месть» мертвых жен направлена против людей в целом. Убийцы-мужья, как правило, остаются нетронутыми.
  • Жутковатые звуки, раздающиеся при появлении Каяко, были сделаны с помощью расчески.
  • Мертвый мальчик Тошио чаще всего фигурирует в кадре со своей кошкой. В реальности юный актер Юя Озеки жутко боится кошек.
  • Перед съемками все члены команды «Проклятия» прошли через специальную церемонию, чтобы с ними не случилось ничего плохого.
Наше досье:

ПРОКЛЯТИЕ ( THE GRUDGE)

Производство: Renaissance Pictures, Ghost House Pictures

Жанр: Ужасы, мистика

Режиссер: Такаши Шимицу («Реинкарнация», «Маребито»)

Сценарий: Такаши Шимицу, Стефен Суско

В ролях: Сара Мишель Геллар, Джейсон Бер, Уильям Мэйпотер, Клеа Дюваль

Продолжительность: 92 минуты

Возрастной рейтинг: PG-13 (некоторые материалы могут не подходить для лиц до 13 лет)

Бюджет: 10 миллионов долларов

Премьера: 22 октября 2004 года

Материалы «МФ»

Киноляпы и интересные факты: «История игрушек», «История игрушек 2»

Сегодня в рамках нашей постоянной рубрики «Киноляпы и интересные факты» мы решили провести небольшой эксперимент. В этот раз на предмет ошибок и погрешностей будет исследован… мультфильм «История игрушек», а также его продолжение. Казалось бы, какие здесь могут быть киноляпы? А вот пример: в одной из сцен видно, что края месяца направлены влево. Получается, что месяц, отражающийся в колпаке База, должен смотреть вправо. Но он тоже смотрит влево.

Многие ляпы «Истории игрушек» напоминают режиссерские ошибки кинофильмов, разве что здесь невозможно заметить отражение камеры в блестящих предметах. Но не ляпами этот мультфильм приблизил анимацию к игровому кино, а полноценной операторской работой, сказавшей новое слово в жанре.

Увидеть это и многое другое вы сможете, посмотрев постоянную подборку «Киноляпов и интересных фактов» Марии Кустовской.

На обработку каждого кадра требовалось от 4 до 13 часов.

Самым внимательным на заметку: периодически персонажи мультфильма моргают, но никогда не делают это одновременно.

Наше досье

ВИДЕОИНТЕРВЬЮ С ЕЛИЗАВЕТОЙ ДВОРЕЦКОЙ

Жанр: Видеоинтервью

Дата выхода в эфир: 23 марта 2008 года

Журналист: Сергей Чекмаев

Производство: «Точка отсчета», 2008

В этот раз гостем «Точки отсчета» стала Елизавета Дворецкая. Одна из лучших авторов в жанре славянского и скандинавского фэнтези расскажет, как из филолога и преподавательницы русского языка превратилась в писательницу. Почему она не пишет рассказы, для чего участвует в группах, занимающихся исторической реконструкции, какие у нее планы на будущее? Получить ответы на эти вопросы можно, посмотрев видеоинтервью на нашем диске.

«У меня не получается писать рассказы».

По техническим причинам анонсированное ранее видеоинтервью с Геннадием Тищенко переносится в следующий номер.

Знакомый постоянным читателям «МФ» по короткометражному фильму «Когда ты остался один» Никита Овсянников представляет новый короткометражный фильм под названием «Конфета». Это история двух исследователей, которых ждет неминуемая катастрофа. На ее фоне одному из героев придется принять, возможно, важнейшее решение в своей жизни.

Candy — это хороший пример того, как нужно снимать любительские фильмы.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться