Google+
Арнольд PLANESCAPE Мир Хранителей БЕСТИАРИЙ. ГЕТЫ
Версия для печатиФутурология: Футурология. Техногенные подземелья
Кратко о статье: Жизнь под современными городами     Темное и мрачное будущее киберпанка. Человечество агонизирует после ядерной войны или глобальной экокатастрофы. По поверхности планеты бродят мутанты и сумасшедшие, а homo sapiens устремились под землю - только здесь можно выжить. Лабиринты подземелий укроют наших потомков от всех опасностей... Знакомый сюжет?..     

На отрицательной высоте

Современные индустриальные подземелья

Под каждой точкой земной поверхности находится хотя бы один подземный ход. Если вы не нашли хода, значит, он глубже.

Спелестологический закон Архимеда.

Темное и мрачное будущее киберпанка. Человечество агонизирует после ядерной войны или глобальной экокатастрофы. По поверхности планеты бродят мутанты и сумасшедшие, а homo sapiens устремились под землю — только здесь можно выжить. Лабиринты подземелий укроют наших потомков от всех опасностей... Знакомый сюжет?

44 Kb

Один из подземных торговых центров в Осаке.

В детстве матушка рассказывала мне о том, что есть такие люди, которые по ночам входят в метро, дожидаются отправления последнего поезда, когда с контактного рельса отключают электричество, спускаются в туннели и бродят по подземке. Слово "диггер" вошло в обиход несколькими годами позднее, но тяга человека к темным, глубоким и замкнутым пространствам, похоже, восходит ко временам пещерных людей.

История искусственных подземелий насчитывает несколько тысячелетий  — начиная с канализации Мохенджо-Даро и усыпальниц египетских фараонов. Виктор Гюго описывает в "Отверженных" подземные стоки Парижа позапрошлого века — бессистемное нагромождение труб и галерей, изобилующее зыбями и беглыми преступниками. XIX век принес человечеству подземные железные дороги, а плодом века XX стали бомбоубежища и громадные бункеры. Тогда же появились спелестологи, они же диггеры — фанаты и знатоки всего, что прорыто человечеством под землей.

Индустриальным подземельям, их современному состоянию и возможному будущему и будет посвящен этот обзор. Он ни в коем случае не является руководством начинающего спелестолога: занятие это слишком рискованное, чтобы я взял на себя смелость посоветовать вам им заниматься. Раскрытия государственных тайн здесь тоже не ищите: если я и развеял какие-то созданные журналистами в погоне за сенсацией мифы, так в этом вина не моя.

Чего там нет и что там есть

41 Kb

Парижское метро — одно из крупнейших в мире.

С разоблачения предрассудков и начнем. После уничтожения Советского Союза рассказы о темных уголках подземки, суперсекретных режимных объектах и правительственных бункерах появлялись в каждой бульварной газете. Подробности выдавались соответствующие: метровые крысы-мутанты, офицеры СБ на каждом шагу, атомные реакторы, от разрухи готовые взорвать пол-Москвы, и многокилометровые ходы для избранных, на случай ядерной войны. Понятное дело, что спуститься вниз и проверить правдивость газет самостоятельно духу хватало далеко не у каждого. Те же, кто спускался (с некоторыми я знаком лично), рассказывают следующее.

Никакой аномальной флоры и фауны в подземельях не водится. Крысы достигают в длину 40 сантиметров (при средних размерах от 10 до 30 см, в зависимости от разновидности), грибковые колонии, действительно, разрастаются сильно, но объяснить это можно благоприятными условиями. Всякие трубы и кабели, действительно, находятся нынче не в лучшем состоянии. Тем не менее, все под землей сделано людьми и для людей — об этом тоже не стоит забывать.

Кстати, о людях. Попадаются они в подземельях разные — от бездомных и угонщиков, перебивающих номера автомобилей, до милиции и офицеров ФСБ. Последние — в основном в районах правительственных и военных объектов. Сюда лучше не заглядывать: вооруженная охрана, инфракрасные камеры, датчики движения, овчарки и стрельба без предупреждения. Вот и верь после этого журналистам, расписывающим собственные похождения по секретным бункерам.

Нулевой этаж

Начнем с поверхности и будем постепенно спускаться вниз. Пешеходные переходы, подземные торговые центры и подвалы знакомы каждому. Секретов здесь относительно мало. В исторических центрах городов подвальные помещения образуют целые системы, тянущиеся иногда на несколько кварталов. Отдельная статья  — подвалы главного здания МГУ, что на Воробьевых горах. Исследовано два уровня  — П1 и П2, их схемы можно найти в интернете. Однако, по легенде, существует и третий подвал, где находятся громадные холодильные установки: говорят, будто здание стоит на жидком азоте, иначе бы оно за неделю съехало в Москву-реку. Из этих же подвалов будто бы идет ход в секретную станцию метро "Университет-2" и подземный город в Раменках.

15 Kb

Так выглядит типичный кабельный коллектор.

Подземные торговые центры, которые стали появляться у нас недавно, — обычное явление в странах Запада, где городская земля стоит бешеных денег. Под землю упрятывались вокзалы (например, в Манхэттене), они тащили за собой всю инфраструктуру обслуживания пассажиров. Появление метро только ускорило этот процесс. Теперь в центре крупных городов образовались лабиринты из подземных магазинов, станций метро и мест отдыха  — с фонтанами, стеклянными куполами и садиками (а в Осаке, например, установлена даже 33-метровая ракета). Развитие таких торговых центров, скорее всего, пойдет по пути приближения к природе: имитации естественных звуков и запахов, освещения и даже потоков воздуха.

Кровеносная система города

Водопровод, отопление, канализация, электрические и телефонные кабели, оптоволоконная сеть — все в больших городах упрятано под землю. С этим аспектом урбанистической жизни знаком каждый горожанин: трубы в нашем суровом климате долго не выдерживают и требуют относительно частой замены. Между тем даже в цивилизованной Европе из-за протечек водопровода теряется на 10 млрд. долларов воды ежегодно — просто заменой труб там никто не занимается: слишком дорого.

Понятно, что по трубам с горячей водой и электрокабелям особо не попутешествуешь. Но начиная с 30-х годов в Москве (а с 40-х — и в Ленинграде) сооружают специальные коллекторы, более напоминающие туннели метро. Внутри них в строгом порядке укладываются всевозможные кабели и трубы, а также остается место для прохода. Есть и полностью кабельные коллекторы — эти, по словам спелестологов, иногда заканчиваются "симпатичной дыркой в метро". В канализационных коллекторах можно и утонуть, и задохнуться: из-за недостатка кислорода в некоторых местах образуется сероводород. Из-за того, что такие коллекторы более подвержены разрушению, их приходится кольцевать и дублировать.

На поверхности земли все эти коммуникации представлены разнообразными люками. Если люк лежит на своем месте, по выбитым на нем буквам можно выяснить, что находится внизу. Итак: ТС — теплосеть; Д, "Водосток" — дренажная система; "Мосэнерго", ГТС, К — электрические и телефонные кабели; ГК, крест  — городская канализация.

Подземные магистрали голубых экспрессов

73 Kb

Взгляд снизу: часть плана города с нанесенными подземными коммуникациями.

Метрополитен, или внеуличная железная дорога, впервые появился в 1863 году в Лондоне. Первоначально он действовал на паровой тяге, но уже к 1890 году в лондонской подземке ввели электричество. С тех пор началось победное шествие метрополитена по всему земному шару. На сегодняшний день он действует в 130 городах всего мира, в том числе в шести российских: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Екатеринбурге и Новосибирске.

Метрополитен — это уникальное для современных подземелий сочетание неизвестного и доступного. Каждый день пассажиры видят убегающие во тьму туннели, закрытые лестницы на станциях и мощные гермодвери. Что прячется за ними? В большинстве случаев — служебное помещение с ведром и шваброй или парой милиционеров. Впрочем, попадаются и более интересные вещи. Например, в Петербурге можно сесть в поезд на станции "Садовая" и после пятиминутного блуждания по туннелям оказаться на "Сенной площади" — пересадочной все к той же "Садовой", только на совершенно другой линии.

Лондонское и нью-йоркское метро представляют собой сложную систему, более похожую на подземную трамвайную сеть: по одним и тем же рельсам могут ходить поезда нескольких разных линий. Эта особенность даже использовалась в сюжете одного фантастического рассказа: в Лондоне появился поезд-призрак, который исчезал вместе с пассажирами на несколько дней, а потом появлялся совсем не на той линии, где был раньше. Подобное не могло бы произойти в будапештском метро, где поезда выкрашены в соответствующий своей линии цвет. В действительности же в любом метро все линии соединены перегонными туннелями — спелестологи даже составляют их схемы.

32 Kb

Одна из закрытых станций нью-йоркского метро.

Другая изюминка всякого более-менее исторического метрополитена  — закрытые станции. Хрестоматийный пример — "Советская" (в районе современной "Тверской" в Москве), во время войны использовавшаяся как бункер для Московского штаба ГО. В Петербурге закрыта станция "Адмиралтейская"  — пока не построен выход на поверхность. Однако особенно много таких станций на Западе, в Лондоне, Нью-Йорке, Париже, где они закрывались из-за нерентабельности. Впрочем, некоторые из них получили новую жизнь: там проводят экскурсии, снимают фильмы и даже клипы. А в послевоенном Берлине метро, как и сам город, было разделено на две части, причем к Западу отошло намного больше станций, чем к Востоку. Некоторые из линий, считавшихся западными, проходили под восточной территорией — такие станции были закрыты, и поезда проезжали их без остановок. А на одной из них был устроен контрольно-пропускной пункт — настоящее место пересечения границы.

Петербургское метро — единственное в мире, где есть станции типа "горизонтальный лифт": туннели отделены от центрального зала раздвижными дверьми, открывающимися при подходе поезда. Это позволяет сэкономить на отделке, снижает риск падения пассажиров на рельсы и, теоретически, должно помочь в случае затопления туннелей. Подобное уже было в истории: в апреле 1945 года Гитлер приказал спустить воды Шпрее в берлинское метро, опасаясь, что Советская армия доберется по нему до Рейхстага. Известный факт, даже в кино отражен.

Снаряжение спелестолога

Есть такие вещи, без которых из дома не выходят. Например, одежда. То же самое относится к подземельям: и в реальном, и в виртуальном мире есть такие вещи, без которых там не обойтись. Привожу их список по диггерским источникам.

Первая необходимость — свет. Свечи и карбидные лампы с открытым пламенем не годятся: могут потухнуть от ветра или сырости, а то и взорвать газ. Берем два фонарика, обычный и запасной, с дополнительными батарейками и лампочками. На случай встречи с милицией необходимы документы. Оптимально удостоверение спецслужб, но иногда помогает и простой паспорт. Далее — полезные предметы: мобильный телефон (встречаются места, где он работает, например, у ретрансляторов в метро), газоанализатор, дозиметр, прибор ночного видения. Шапка защитит от того, что может упасть на вас, а перчатки — от того, куда можете упасть вы. Не помешает и средство самообороны. Только не стоит использовать его там, где помогут обычные документы.

Крыша над головой

50 Kb

Такой бункер не защитит от прямого попадания ядерной бомбы.

Бомбоубежища появились вслед за военной авиацией  — в Первую мировую войну. Одним из самых известных исторических бомбоубежищ являлся бункер Гитлера — бетонное подземелье с личными апартаментами фюрера, Евы Браун и семьи Геббельсов, залом совещаний и выходами в канцелярию и министерство иностранных дел. В 1947 году бункер, как культовый для нацистов объект, был взорван Советской Армией. Теперь его местоположение можно определить только приблизительно.

После войны и испытаний ядерного оружия в Советском Союзе началось массовое строительство бомбоубежищ. Часто под них приспосабливались подвалы жилых домов, однако в новых районах можно наткнуться на торчащие из земли вентиляционные столбики и автомобильные въезды под землю. Это — верный признак крупного подземного бункера. В мирное время они используются под склады, автомастерские и даже бильярдные клубы, однако в случае войны должны быть подготовлены к приему населения за 12 часов. Сторожа бомбоубежищ рассказывают о 5-7 подземных этажах, проход на которые закрыт.

Однако самое надежное убежище для населения — это, конечно, метро. Рональд Рейган как-то сказал о московском метро: "Только нация безбожников могла забраться так глубоко под землю". Впрочем, кому, как не ему, за четыре года до этого чуть не объявившему ядерную войну СССР, было понимать, что, как только ракеты полетят к Москве, добрая часть ее населения останется в живых только благодаря этому самому метро. Большинство станций оборудовано гермодверями. В открытом состоянии они выглядят как металлические рамы в переходах и на станциях. Автономные электрогенераторы позволят метро существовать изолированно от внешнего мира, а люди разместятся на специальных настилах внутри туннелей — необходимо использовать каждую пядь пространства.

33 Kb

Схема московского "Метро-2" по данными американской разведки.

В то время как в СССР массово стоили бомбоубежища, в США выходили наглядные пособия о том, как самостоятельно соорудить бункер. Все подземные комплексы наподобие фоллаутовских "ваултов" были правительственными и военными объектами.

Главное в бомбоубежище — возможность существовать изолированно от остального мира. Системы повторной переработки воздуха, запасы воды и питания, генераторы. В этом смысле его можно сравнить с космическим кораблем. Классификацию, нормативы и детальные схемы убежищ желающие могут найти в специальной литературе, а мы перейдем к менее известным вещам.

Для сильных мира сего

Понятно, что в любой войне безопасность первых лиц государства и армейской верхушки — необходимое условие победы. Спецбункеры и прочие подземные объекты "не для простых смертных" активно строились после Второй мировой войны как в СССР, так и в США — и это вовсе не проявление паранойи. Известно, что у Сталина было 2 бункера в Москве — в Кунцеве и в Измайлове. К ним, а также к другим важным объектам типа Минобороны или КГБ вели из Кремля подземные автомобильные туннели.

36 Kb

Внутри горы Чейенн, одного из резервных пунктов командования армией США.

Позднее появилось так называемое "Метро-2", иногда называемое Д-6 — секретные перегоны, связывавшие места работы руководителей государства с местами их укрытия от бомбардировок. Внутри этих перегонов имеется только один путь (понятно, что в случае эвакуации движение будет односторонним), а рельсы утоплены в бетон, чтобы по туннелю могли двигаться как поезда, так и автомобили. Оценки масштабов "Метро-2" разнятся. Некоторые утверждают, что было прорыто около 110 км туннелей, в том числе рекордный по длине 60-километровый туннель от Кремля до подмосковного Чехова. Другие говорят об отдельных линиях, связывающих правительственные подземные объекты. Кроме Москвы, правительственное метро имеется в Лондоне, Пекине, Вашингтоне, Бухаресте, Пхеньяне.

Теперь — о самих режимных объектах. Самый известный "закрытый" бункер на территории Москвы — подземный город в Раменках, рядом с МГУ. По оценкам, он может вместить 10-15 тысяч человек. Существует версия о том, что он представляет собой громадное бетонное яйцо, разделенное на сектора и пронизанное многочисленными переходами. В Раменки ведет как минимум одна линия "Метро-2": она начинается у станции "Спортивная" (единственный перегон между обычным и секретным метро в Москве), проходит под Москвой-рекой к Университету, в Раменки и, возможно, далее в сторону Внуково. Существует также информация о подземных комплексах под Лубянкой и Замоскворечьем.

В других городах — свои "закрытые" подземелья. Например, в Самаре и Саратове рассекречены немаленькие бункеры сталинских времен — теперь в них проводятся экскурсии и устраиваются музеи. А уникальный военный комплекс, бывшая подземная база подводных лодок в Балаклаве, доживает свои последние дни. Громадное подземелье с двумя каналами, доками и множеством служебных помещений, по сообщениям крымских спелестологов, совсем не охраняется и почти разграблено. Впрочем, предприимчивые туристические фирмы организуют экскурсии на катерах с наружным осмотром базы.

43 Kb

Это не подземное озеро, а прибор для фиксирования нейтрино.

Информация о режимных сооружениях в США охраняется куда более тщательно; впрочем, отдельные сведения можно получить и из открытых источников. Пентагон, построенный в начале 1940-х годов, судя по всему, подземными этажами не отличается: считалось, что американской столице не угрожает атака с воздуха. А вот послевоенный ядерный психоз повлек за собой сооружение в 50-х годах целого ряда правительственных бункеров как в Аппалачских горах вокруг Вашингтона, так и на прочей территории Штатов. В одном из этих убежищ отсиживался Дж. Буш во время позапрошлогодних падений самолетов. Другие комплексы, такие как объект "Р" или гора Чейенн, предназначены для военных целей.

В добровольном заточении

Средневековые алхимики бежали от мирской суеты в подземные кельи и делали там свои открытия. Их современные коллеги также часто забираются под землю, причем касается это не только геологов. Причина все та же  — изоляция от происходящего на поверхности. На переднем крае физики элементарных частиц сейчас находится изучение нейтрино, а отследить их можно только под землей, куда не проникают другие виды излучений. Громадные установки по исследованию нейтрино и анти-нейтрино построены в заброшенных рудниках и пещерах на глубине сотен метров. Обратный пример — когда объект прячут под землю, чтобы он нанес меньше вреда обитателям поверхности; так могут поступать с атомными реакторами. Ну и, наконец, строительство крупных объектов под землей обходится дешевле и не мешает наверху. В подмосковном Протвине выкопан подземный туннель диаметром 7 км для размещения внутри исполинского ускорителя.

24 Kb

Ученые обустраивают быт будущего человека подземного.

Проблема перемещения под землю всего, что мешается на поверхности, настолько волнует перенаселенную Японию, что уже десять лет там проводятся исследования по проекту Геотрополис. Его целью является разработка совершенно новой подземной городской среды, со своими торговыми улицами и станциями скоростных подземных поездов. Строительство ведется на глубине 50 метров в пласте очень прочной породы: если опыты завершатся успехом, японцы получат не только новые полезные площади, но и надежное убежище от землетрясений.

Вообще, идея подземных хранилищ владеет умами людей с тех пор, как был зарыт первый клад. Библиотека Ивана IV — не единственная, которая находится под землей: хранилище крупнейшей японской Библиотеки парламента вросло под землю на целых 8 этажей. Создать оптимальные условия для хранения фолиантов под землей куда проще, чем на поверхности. В США и той же Японии подземные полости как искусственного, так и естественного происхождения используются для хранения стратегических запасов нефти.

Ну и, наконец, все чаще подземелья становятся совершенно официальным местом отдыха и развлечений. И не только для спелестологов. По отработанным шахтам ходят экскурсии, в залах с уникальной акустикой проводят концерты, а кое-где можно прокатиться на мини-поезде, попутно отстреливая из лазерного оружия злобных пришельцев. Ну, а тем, кто желает примеров самых экстремальных аттракционов, можно посоветовать "Хищные вещи века" братьев Стругацких, где, в частности, описан парк смертельно опасных развлечений в заброшенных туннелях метро.

Подземный интернет

www.diggers.ru — "Клуб диггеров МГУ".

www.metro.ru — Проект "Московское метро". Включает в себя ряд тематических страниц, в том числе о "Метро-2".

www.metropla.net — Информация обо всех метрополитенах мира.

www.globalsecurity.org/wmd/facility — Здесь можно найти описание ряда режимных бункеров США.

* * *

Индустриальные подземелья время от времени попадают в прицел научной фантастики самого разного рода. Без бункеров не обходится ни одна ядерная война: в качестве примеров можно привести культовую компьютерную игру Fallout и один из интернет-романов о московском метро после атомного апокалипсиса. В мире "страха перед грядущим", в киберпанке подземные сети населены самыми ужасными чудовищами, и человек здесь — редкий и нежеланный гость. Фантастика "светлого будущего" рисует нам научные комплексы и спрятанные под землю промышленность и транспорт. Не отстают и ролевые игры: на нашем CD вы найдете два мини-приключения, происходящих в городском метро. Кстати, кроме них, в разделе "Рубрики журнала" находятся схемы всех метрополитенов мира, планы ряда подземных сооружений и другая информация о подземных сетях современности. Распутывайте на здоровье.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Bad 13
№ 1
23.11.2009, 11:30
Подземка, люди там строя, занимаются наукой, а иногда и неплохо живут ;-)))
Любопытная статья…
sourse
№ 2
10.10.2012, 07:12
Не там ничего необычного. Да и калаш с инфракрасным прицелом это лишнее. Сразу посадят.
sourse
№ 3
10.10.2012, 07:14
Да нет там ничего необычного. А снаряжение по типу ак с инфракрасным прицелом это лишнее- могут посадить.
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться