Google+
Вампиры нового Мира Тьмы Вселенная Бэтмена «Властелин Колец» Толкиена: Магия Средиземья КЛАССИКИ. ФРЭНК ГЕРБЕРТ
Версия для печатиФильм на DVD: «Паук»

Уму непостижимо

Паук

Понимаешь, я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи... А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И мое дело — ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть... Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи. Знаю, это глупости, но это единственное, чего мне хочется по-настоящему. Наверно, я сумасшедший.

Джером Д. Сэлинджер, «Над пропастью во ржи»

Чего ждать от голливудского фильма, снятого за 10 миллионов долларов? Того, чего мы никогда не ждем от картин ценой в 100 миллионов. Киноленты похожи на людей. Чем они беднее, тем больше среди них безвестных гениев и общеизвестных уродов. Если бюджет фильма настолько мал, что пропить его стыдно, а украсть  лень, на свет появляется маленький шедевр. Режиссеры обычно в таких случаях стремятся раскрыть внутренний мир своих героев. А если режиссер  Дэвид Кроненберг, то стремление показать человека изнутри будет реализовано в буквальном смысле.

Мыслю — следовательно, не существую

Говорят, лучшая болезнь — склероз. Ничего не болит, и каждый день новости. Шизофрения тоже имеет свои плюсы. Можно общаться с цветами в горшках, смотреть интересные передачи по выключенному телевизору и жаловаться воображаемым друзьям, что за вами следят из космоса. Даже если вы каждый день станете искать новые горизонты и убивать людей, живущих за ними, вам будет грозить не электрический, а максимум жидкий стул. О минусах разлада с собственным внутренним миром лучше не вспоминать, хотя Кроненберг с этим в корне не согласен.

Миссис Вилкинсон. По терминологии Карлсона — «домомучительница».

Место действия — лондонский Ист-Энд (см. сноску) в 1960-е и 1980-е годы. Причем одновременно. Всё начинается на вокзале. С перрона поезда сходит Деннис Клег (Ральф Файнс), который чаще упоминается в фильме как Паук. Он ведет себя, деликатно выражаясь, странно: подбирает мусор с тротуара, что-то бормочет, непонимающе смотрит вокруг.


Ист-Энд - Не самый благополучный район города, прославившийся благодаря преступлениям Джека Потрошителя.


А вот он уже в комнате, если, конечно, эту мрачную дыру с шестью плоскостями можно назвать комнатой. По объяснениям одного из обитателей данного места, «у дома есть свой странный характер, к которому за несколько лет можно привыкнуть». Учитывая, что перед нами так называемый «дом на полпути» (общежитие для реабилитации бывших заключенных, наркоманов, алкоголиков и психически больных), к его странному характеру лучше бы вообще не привыкать.

В таких местах хорошо предаваться размышлениям о будущем и ни в коем случае не вспоминать о прошлом. Последнее довольно сложно, если учесть, что «дом на полпути» действительно стоит на полпути — к травмирующим детским воспоминаниям. В случаях с Пауком это означает, что паутина его памяти оказывается смертельной ловушкой. Чем сильнее в ней трепыхаешься, тем крепче запутываешься.

Больной разум стирает границы между прошлым и настоящим. Нельзя больше быть уверенным в том, где быль, а где явь. Мы начинаем смотреть на мир глазами Паука, а он — далеко не самый объективный и беспристрастный наблюдатель.

Вспышки памяти высвечивают его отца — Билла Клега и мать в исполнении Миранды Ричардсон. А вот Билл тайком встречается в сарае с Ивонной — проституткой из паба (не удивляйтесь — все та же Миранда Ричардсон). Мать застает их и получает ускоренный развод с помощью лопаты. Той же лопатой тело бывшей супруги закапывается в саду. Юный Деннис становится невольным свидетелем этого преступления. Сейчас, в 1960-х, или потом, в 1980-х (трудно сказать когда, ведь в пучине безумия нет точки отсчета) ему предстоит разобраться с этим, а зрителю предстоит потренировать бровные мышцы лба, получив в конце стандартно развивающегося сценария неожиданную концовку.

Паук и его паутина. Представьте, на какую муху она рассчитана!

Соседские кошечки.

До свидания, здравое сознание

Что бы ни говорили, а роли безумцев удаются Ральфу Файнсу лучше всего. К этому есть все предпосылки: усталое и слегка загадочное лицо, одинаково хорошо смотревшееся как на сторожевой вышке, так и в бараках «Освенцима»; перманентно неудачная прическа, капризно поджатые губы (как будто он откусил вам палец и не хочет его выплевывать) и стеклянные глаза, при виде которых мадам Тюссо умерла бы от зависти. В общем — идеальный последователь дела Ганнибала Лектора («Красный дракон») и лучший в мире комендант концлагеря («Список Шиндлера»).

Интересно, что Линн Редгрейв озвучивала аудиокнигу «Принц Каспиан» для Harper Audio.

При встрече с Файнсом, загримированным под коменданта Амона Гёта на съемочной площадке «Списка Шиндлера», Мила Пфайффбергс — бывшая узница концлагеря, возглавляемого Гётом, — едва не упала в обморок.

Сыграть сумасшедшего безумно нелегко. Может быть, именно поэтому фильмы вроде «Человека дождя» или «Форрест Гампа» сделали своих титульных актеров культовыми фигурами кинематографа. Работа Ральфа Файнса в «Пауке» не заставит киноакадемиков скрежетать зубами от зависти и переписывать учебники актерской игры, но этот холодный англичанин устроил такой образцовый слалом по извилинам шизофренического мозга, что остается лишь гадать, чья это заслуга — актера Файнса, сценариста Патрика Макграта (автора оригинального романа) или режиссера Кроненберга.

Почерк последнего трудно спутать с чем-то другим. Кто-то считает, что музыкальное сопровождение добавляет фильму эмоций и красок. Но саундтреком к фильмам великого и безумного канадца служит лишь шум ветра и (периодически) отчаянные крики персонажей, умирающих жестокой и противоестественной смертью. «Паук» молчалив и тих, как реальная жизнь. Его можно назвать слегка занудным, если под этом понимать методичность, с которой главный герой водит нас по катакомбам своего безумия.

Кроненберг, как всегда, не дает четких ответов, зато он одержим мелочами и, как всегда, аккуратен в отображении предельных состояний человеческой души. Вместе с тем «Паука» трудно назвать его лучшей работой — в постановке есть недочеты, атмосфера мира недолеченных душевнобольных отодвинута на задний план рентгеновскими снимками личности главного героя, на которых держится весь фильм.

Обитателям «дома на полпути» вилок и ножей к обеду не выдают. По статусу не положено.

* * *

Целлулоидный гротеск и экранная меланхолия, снятая по роману одного из самых популярных британских мастеров «современной готики». У этой истории нет ни начала, ни конца. Она грустна и безнадежна. Посмотрев такие фильмы, люди обычно чувствуют восхищение перед мастерски проделанной работой. Но не благодарность по отношению к их создателям.

Это интересно:
  • Кроненберг вложил свои деньги в съемки фильма и из-за этого был вынужден восполнить расходы, согласившись снять «Историю насилия» (2005).
  • К сценарию, присланному Кроненбергу, была приложена записка, в которой говорилось, что Ральф Файнс согласен на главную роль. Режиссер согласился на этот проект, прочитав лишь 4 страницы.
  • В фильме повторяется одна и та же ошибка — очень часто можно увидеть отражение камеры в стеклах окон.
  • У Ральфа Файнса есть 4 близких «кинородственника»: брат Джозеф (актер), брат Магнус (композитор), сестра Марта и София (режиссеры).

Во время работы Кроненберг вдохновлялся творчеством ирландского драматурга Сэмюэла Беккета. Его фотографии были развешаны по всей съемочной площадке, а прическа Паука копировала прическу Беккета.

Наше досье:

Паук

Spider

Производство: Capitol Films, Odeon Films

Жанр: Психологический триллер

Режиссер: Дэвид Кроненберг («Экзистенция», «Обед нагишом», «Муха», «Видеодром»)

Сценарий: Патрик Макграт

В ролях: Ральф Файнс, Миранда Ричардсон, Габриель Бирн, Линн Рэдгрейв, Джон Невилл

Продолжительность: 98 минут

Возрастной рейтинг: R (лица до 17 допускаются только в сопровождении взрослых)

Бюджет: 10 миллионов долларов

Премьера: 21 мая 2002 года

2
1 2
Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться