Google+
КЛАССИКИ. ФРЭНК ГЕРБЕРТ Нанороботы КЛАССИКИ. КЛИФФОРД САЙМАК
Версия для печатиМиры: Магия гномов

Подземелья и гномы

Англичане, придумавшие вселенную Warhammer, — не единственные из тех, кто, заимствуя расы из классических произведений, сумел создать на их основе весьма оригинальный народ со своим уникальным подходом к волшебству. Аналогичным достижением может похвастаться и компания Wizards of the Coast, которой принадлежат права на «Забытые королевства», еще один игровой мир, вобравший в себя максимально возможное число классических фэнтезийных архетипов.

Главным божеством гномов Фаэруна считается Морадин, создавший их, по преданию, из железа и мифрила.

На Фаэруне волшебником стать может даже гном, хотя случается такое нечасто. Связано это, прежде всего, с врожденной малой чувствительностью к магии. Но сложно — не значит невозможно, и потому в «Забытых королевствах» встречаются представители подгорного народа, умеющие колдовать.

Правда, в основном эти гномы — не маги в классическом понимании этого слова, а священники и паладины. То есть те, кто не напрямую взаимодействует с магической энергией, пронизывающей Фаэрун, а черпает силы у божества, которому поклоняется. Неудивительно, что гномы привыкли смотреть на своих сородичей, управляющих невидимыми силами, как на мудрых избранников богов. В то же время к гномам, имеющим дело с высшими силами, относятся хоть и с уважением, но без особого пиетета. Дело тут в прагматичном подходе гномов к магии: они воспринимают ее как любое другое ремесло или искусство, которое может приносить пользу. Поэтому и применение магии гномы находят обычно чисто практическое: с ее помощью ищут рудоносные жилы, обустраивают свои подземные жилища и создают волшебные предметы; и, конечно, защищаются от врагов.

Немногие гномы от рождения наделены магическими талантами или посвящают годы упорного труда их развитию, но такие все-таки находятся. Зачастую они становятся великолепными кузнецами и архитекторами.

Как и собратья из мира «Молота войны», гномы Фаэруна считаются мастерами рунической магии. Но в «Забытых королевствах» она работает по совершенно иному принципу. Гном-чародей, изучавший искусство магической тайнописи, может нанести в виде руны любое известное ему заклинание на всякий подручный предмет. Стоит кому-нибудь, кроме автора руны, коснуться предмета (сам маг может активировать волшебный предмет в любой момент), как заклинание срабатывает. Таким образом, даже простой камень за считанные минуты можно превратить как в целебный амулет, так и в грозное магическое оружие. На обычные топоры или мечи руны не накладывают — их эффект временный, и проявлялся бы при любом соприкосновении с живым существом.

Для большинства людей или эльфов все гномы одинаковы: борода да топор. Однако сведущие люди знают, что Фаэрун населяет с полдюжины гномских народов, и каждый из них по-своему относится к волшебству. В северной части континента наиболее распространены щитовые гномы — именно среди них наиболее развита боевая магия, основанная как на божественных дарах, так и на способностях самих гномов. Их южные сородичи — золотые гномы — добились высочайшего уровня развития всех (в том числе и магических!) ремесел. А мрачные трудоголики серые гномы, также известные как дергары, преуспели в создании мощнейших магических предметов.

По безрукавке в стиле Анатолия Вассермана безошибочно узнаете гнома-волшебника.

Оружейник номер один

Немало великих гномов вписали свои имена в историю Средиземья, но мало кто помнит Телхара, кузнеца из Ногрода. А ведь именно он выковал Нарсил — легендарный меч, которым Исилдур срубил Кольцо Всевластья с пальца Саурона. Впоследствии из обломков Нарсила сковали меч Арагорна. Другое знаменитое творение Телхара — кинжал Ангрист, с его помощью Берен избавил корону Моргота от волшебного Сильмарилла. Телхар же изготовил Драконий шлем Дор-Ломина, принадлежавший сначала правителям гномов, затем эльфу Фингону, который преподнес шлем в подарок своему другу из народа людей Хадору. Шлем передавался в роду от отца к сыну, пока не достался Турину, после смерти которого артефакт оказался безвозвратно утерян.

Подгорные сюрпризы

В русскоязычном фэнтези, как и в западном, гномы — частые гости. Обычно отечественные авторы даже не пытаются кардинально пересмотреть в своих произведениях образ этой расы. Даже такой мэтр, как Ник Перумов, не раз создававший совершенно необычные расы, предпочитает не изобретать велосипед, когда ведет речь о гномах.

Некромант в гостях у волшебницы-гномы, отличающейся не только способностями, но и миловидностью.

В Мельине гномы вовсе не могут похвастаться магической традицией — очевидно, волшебники гномов оказались слабее своих человеческих коллег из Радуги, и были последними нещадно истреблены.

Молоты — не только оружие, но и рабочий инструмент любого уважающего себя гнома.

Более радужно обстоят дела в Эвиале, хотя за границами подгорных царств о волшебниках из народа гномов почти никто не знает. Гномы не обучаются в прославленной Ордосской Академии или при Магическом Дворе, их волшебники редко покидают подгорные владения своего народа и бережно хранят накопленные веками знания. Как и их коллеги из других миров, эвиальские гномы исповедуют утилитарный подход к волшебству, используя его, прежде всего, для создания уникального оружия и обороны собственных владений.

Но появление в Эвиале Фесса всё изменило; и вот уже волшебница из гномьего рода по имени Эйтери вынуждена покинуть родные пещеры, чтобы вытащить нерадивого некроманта с эшафота Инквизиции. При этом гнома продемонстрировала, что ее главный козырь — алхимия. С помощью самых разнообразных магических эликсиров, эффект которых заставил бы позеленеть от зависти многих магов-людей, гнома сумела спасти Фесса от верной гибели. Склянки с необычными субстанциями действовали не хуже самых разрушительных заклинаний человеческих магов. Приготовив заранее магические эликсиры, в бою Эйтери не колдовала, а лишь разбрызгивала смертоносные жидкости. Помимо этого, гнома проявила недюжинные способности к прорицанию, а среди собственной расы она считалась искусной целительницей.

Работа в разгаре.

Впрочем, Эйтери — лишь малое дитя в сравнении с гномом Арбазом, одним из лучших подмастерьев бога Хедина, превосходящим по силе даже горделивых эльфов. Магия Арбаза и сотни гномов-магов, набранной им в тысяче миров, основана на уникальном сплаве волшебства и техники. В бой гномы бросались, вооруженные бомбардами, которые были заряжены невероятными по мощи алхимическими субстанциями: те выжигали солдат противника сотнями. В таком стиле боя отражается вся суть гномов. В отличие от тех же эльфов или людей, подгорные бородачи предпочитают основательно и загодя готовиться к баталиям, чтобы затем побеждать, не прикладывая излишних усилий. Недаром сам Хедин считал прагматичный «полк» гномов своим стратегическим резервом!

В серии пошаговых стратегий Heroes of Might and Magic гномы долгое время оставались всего лишь одним из многочисленных видов отрядов, доступных для найма, и сами по себе не играли значимой роли. Так было до выхода в свет дополнения к пятой части игры под названием «Владыки севера», в котором гномы стали полноценной игровой расой.

Подгорные герои и сами маги, и в армии их есть кому поколдовать. Остальным помогут руны.

Вопреки всем традициям, герои гномов на магическом поприще проявляют себя даже лучше, чем в военном деле. Помимо классической магии, во «Владыках севера» герои гномов, обучившись знанию рун в специальном здании Школы, овладеют уже упомянутой нами рунной магией. В отличие от обычного волшебства, рунная магия требует затрат ресурсов, а не маны, и применяется в бою отрядами, а не героем. Эффект — потрясающий! Отряды начинают перемещаться в два раза быстрее, получают иммунитет к магии противника, увеличивают свою силу и защиту; есть и такой эффект, как воскрешение погибших воинов. Помимо этого, два отряда гномов — жрецы и ярлы — владеют собственной магией. Первые балуются магией огня, а вторые умеют телепортироваться и наносят врагам урон не только оружием, но и волшебной молнией.

Всего этого более чем достаточно, чтобы признать подгорных карликов из Heroes of Might and Magic 5 самыми продвинутыми гномами в деле освоения магического искусства.

Гномы из мира WarCraft по собственной воле отказались от использования магии. Во время «Войны трех молотов» мятежный клан Темного железа возглавляли чародеи, которые, чувствуя, что проигрывают войну, призвали себе на помощь древнего Повелителя Огня Рагнароса. Тот едва не уничтожил весь народ гномов. Клан Темного железа до сих пор служит могучему Повелителю и практикует разрушительную магию огня. Но остальные гномы отказались от нее, и если уж решаются связать свою жизнь с высшими силами, то отдают предпочтение созидательному божественному чародейству и становятся священниками или паладинами. Также гномы Азерота известны редким умением приручать магических существ — таких как грифоны.

Нынешний правитель клана Темного железа, как и его предшественник, с магией — на ты.

Против бога

Однажды богу огня Локи срочно понадобилась наличность; а где же взять ее, как не у гномов? Их повелитель Андвари как раз недавно выковал «неразменное» магическое золотое кольцо, которое умело... «размножаться». После чего — от греха подальше — спрятал сокровище, да и сам схоронился в облике магического зверя на дне озера. С помощью золотой сети, позаимствованной у морской богини, Локи изловил гнома и заставил того отдать богу все свои сокровища, в том числе и кольцо, которое помогало стремительно обогатиться своему владельцу. Андвари был настолько взбешен, что проклял кольцо: отныне каждого, кто к нему прикасался, ждала скорая и страшная смерть. Локи, посмеиваясь, расплатился кольцом с долгами. Наверняка он уже догадывался, сколько доблестных воинов погибнет из-за магической безделушки.

Магический алфавит

Рунами называется семейство древних алфавитов, которые были распространены преимущественно на севере Европы, особенно в Скандинавии. Отличительной особенностью рунных записей было то, что знаки вырезались на твердых поверхностях — в основном на камне и дереве. Постепенно руны распространились настолько, что с их помощью даже записывали Библию. С распространением латиницы неудобные в плане записи и трактовки рунные алфавиты стали умирать.

Древние скандинавы верили, что знание рун открылось Одину, когда тот висел на Мировом Древе. Согласно одной из песен «Старшей Эдды», валькирия Сигрдрива научила Сигурда магии рун, и он стал выходить победителем из самых сложных поединков. Веря, что в рунах действительно таится магия, многие северные народы наносили их на оружие, чтобы оно лучше служило в бою, на корабли, чтобы они могли пережить самые лютые шторма, на кубки, чтобы избежать отравления... Вот только неправильно нанесенные руны могли привести к совершенно противоположному эффекту.

Вторую жизнь рунной магии обеспечил в девятнадцатом веке немецкий поэт и эзотерик Гвидо фон Лист. Он начал исследовать древний германский алфавит, был убежден в его сверхъестественном происхождении и ввел на руны моду. Вера в магические свойства рун сохраняется и в наши дни — с их помощью гадают, их наносят на различные талисманы и обереги.

* * *

В современном фэнтези гномы обычно значительно уступают в традиционной магии остальным расам, но враждовать с ними подгорным жителям приходится нередко. И потому бородатым карликам приходится изыскивать весьма оригинальные способы колдовства. Все это вместе с прагматичностью и изобретательностью гномов привело к тому, что на свет появилось немало оригинальных магических систем. Именно поэтому в большинстве фэнтезийных миров гномы — как и их предки из мифов древности — слывут лучшими создателями магических предметов. Подгорные жители обычно не отличаются агрессивностью, но каждому, кто надумает с мечом прийти в их царства, следует помнить: на службе гномов — не только топоры и молоты, но и древнее, могучее подгорное волшебство.

1 |
1 2
Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Maverick
№ 1
13.10.2009, 20:01
Цитата:
Сообщение от undericestorm Посмотреть сообщение
Нарсил и Гуртанг выковал Эол Темный из метеоритного железа. Читай Сильмарлион.
Открываем "Сильмариллион" и читаем: "Narsil - The sword of Elendil, made by Telchar of Nogrod, that was broken when Elendil died in combat with Sauron; from the shards it was reforged for Aragorn and named Anduril".
Про Гуртанг в статье ни слова нет.
Bad 13
№ 2
20.02.2010, 20:35
Любопытная статья, но гномы, благодаря Толкину, Перумову и другим авторам, для меня навсегда ассоциируются с магией рун…
Обычных, магов пользующихся арканной в чистом виде, я их как то не представлю ;-))

Последний раз редактировалось Bad 13; 20.02.2010 в 20:37.
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться