Google+
Разговор с Анджеем Сапковским «Властелин Колец» Толкиена: Магия Средиземья Анжелина Джоли спорт
Версия для печатиБестиарий: Бестиарий. Демоны Шумера и Аккада

Утукку, вампиры Междуречья

Демоны утукку, как говорят некоторые таблички, были духами непогребенных смертных. Стражи загробного мира не видели их и не могли запереть в преисподней, поэтому призраки свободно летали среди живых. Утукку могли быть добрыми и злыми. Уродившись добрыми, утукку получали облик крылатых человекоголовых быков шеду и выступали хранителями людей. Злые их собратья предпочитали по ночам пить человеческие дыхание и кровь, заражать смертных чумой, возбуждать в них братоубийственную ярость.

Самым известным из злых утукку ныне считается Алу. Он представал перед своими жертвами в облике одноногого и однорукого прокаженного, покрытого гнойными язвами. Его укус или прикосновение заражали несчастного ужасной болезнью.

Избавиться от утукку можно было, похоронив тело этого духа согласно священным обрядам или хотя бы принеся жертвы в его память. Тогда удовлетворенный ночной мститель соглашался оставить живых в покое и удалялся в загробные края.

Среди оккультистов утукку принято считать не простым вампиром, а энергетическим — ведь «пить дыхание» можно трактовать и как «высасывать духовную энергию»! Видимо, именно с легкой руки поклонников оккультных наук утукку перекочевал и в компьютерные игры.

Утукку в MMORPG Final Fantasy.

Галла, демоны на службе смерти

Семь хранителей загробного царства — галла — отвечают за то, чтобы души умерших были пойманы и доставлены к месту вечного заключения. Их не волнует, чья то была душа — пастуха, героя-воина или бога. Работа есть работа. Галла могут поразить грешника тяжелой болезнью или просто вырвать душу из тела.

Эти демоны появлялись на земле в виде блуждающего сияния (возможно, шаровыми молниями). Прямым «начальством» галла считаются Эрешкигаль и Нергал, владыки царства мертвых. Когда богиня любви Инанна (она же Иштар) была выпущена из подземного плена, за ней последовали семь грозных стражей. Они ждали, кого укажет заложница в качестве выкупа за свое чудесное воскресение. И как только жертва была определена, галла безжалостно лишили жизни юного бога Думузи — он имел несчастье не горевать по своей супруге Инанне. Что уж говорить о простых смертных? Они только могли приносить ягнят в жертву демонам, надеясь на очень нескорую встречу.

Разделение труда

Считалось, что боги и демоны в равной степени отвечают за болезни человечества. Более того, каждый из них ведал своей болезнью и мог насылать ее только в проходящие по его ведомству части тела. Так, «против головы человека направляет свою силу достойный проклятия Идпа, против шеи — скверный Утукку, против груди — гибельный Алаль, против внутренностей — злой Гигин, против рук человека — ужасный Телал». Ламашту вызывала лихорадку, Пазузу — тошноту и головную боль. А страшнейшим мучителем человечества стал маленький червяк, который опоздал на распределение должностей. Боги настолько озадачились проблемой трудоустройства крошечного существа, что не нашли ничего лучше, чем назначить его... пожирателем зубов! Так что вся зубная боль отныне на их совести.

Аннунаки, «Большие боги».

Асаг и Шарур

Бог сражается с одноглазым демоном. По одной из версий, этот рельеф запечатлел эпическое сражение Нинурты с Асагом.

Каменный великан, обладающий силой двигать скалы и растения, родился от союза Земли и Неба. Он поселился в горах, но, как и многие слишком могучие демоны, совершил распространенную ошибку — попытался завоевать весь мир. По его велению камни-воины начали грабить и разорять города, повергая жителей в ужас, а богов — в шок. Деревья и травы провозгласили Асага своим царем, а люди подчинились воле демона. Одну за другой присоединял он чужие земли к своей империи, покуда не нашелся герой, достойный сразиться с великаном.

Но герой этот, Нинурта, так ничего бы и не узнал об Асаге, если бы не владел магической палицей. В этом оружии жил другой демон, Шарур. Он-то и поспешил наябедничать хозяину на злобного горного властелина. Рассвирепевший Нинурта подхватил верную палицу, направился в захваченные Асагом края, а перед собой пустил чудовищные ураганы и ливни, которые беспощадно расправлялись со всеми приспешниками и рабами каменного демона. Несчастные люди, которым и перед этим-то не особо везло, стали жертвами ярости своего избавителя: и болезни он на них обрушил, и огонь, и потоп. Они в отчаянии проклинали Землю и ее жуткое чадо, по чьей вине случилось столько бед.

Впрочем, разнеся полстраны и украсив стены городов головами повстанцев, герой слегка утихомирился и сразился, наконец, с самим Асагом. Тот ответил Нинурте не меньшими катастрофами — от рева демона вскипели и пересохли реки, а Земля застонала от кровавых ран, когда Асаг прошелся по ней когтями. Боги, дрожа, следили за поединком из укрытий — так, на всякий случай.

Тут Шарур вновь встрял в бой. Он вызвал шторм, чтобы охладить раскалившегося гиганта, а после полетел громить горы и разбивать черепа уцелевших горожан. Волшебная палица была достойна своего хозяина. Правда, Шаруру таки удалось нанести удар по непробиваемой шкуре Асага и подсечь тому ноги, но, сдается, на тот момент, когда Нинурта окончательно расправился с великаном, освобождать из-под власти тирана было уже некого. Поэтому герой просто учинил суд над растениями и камнями. И правильно — надо знать, кому помогать!

Сибитти, семь в одном

Еще одно живое оружие, принадлежащее на сей раз богу чумы Эрре, населяли аж целых семь демонов. Они тоже обожали давать ценные советы хозяину и однажды подвигли его на настоящий бунт против остальных богов. По наущению Сибитти Эрра пошел войной на весь мир, повыгонял богов из их храмов и запугал людей до смерти. И пока ему не оказали должного уважения, признав за ним права на власть, Эрра не утихомирился. В честь Сибитти потом даже строили святилища. А то мало ли, вдруг опять что-нибудь посоветует?

Анзуд, похититель законов

Анзуд, коварная птица.

Львиноголовый орел Анзуд успел отметиться и среди добрых демонических созданий, и среди вредных. В одних легендах он спасает смертных героев, вынося их на своей спине из самой гущи неприятностей; в других герои гонят его самого с вершины священного древа (а его подружку змею — из логова в корнях). Надо заметить, что при этом и те, и другие воины получали изображение Анзуда в качестве геральдического символа. Но самый известный сомнительный подвиг хаотической птицы — похищение божественных законов.

Законы ме — это магические силы, управляющие вселенной. Тот, кто владеет законами ме, владеет всем. Поэтому редкий бог или демон не покушался на священные таблички. Хотя достались они немногим. Главным держателем ме в конечном итоге стал Энлиль, бог могущественный, но излишне доверчивый. Он приблизил Анзуда к своему трону, сделал советником и посланцем, открыл разные колдовские тайны. Орел воспользовался этим в своих интересах: дождавшись, когда Энлиль пойдет купаться, он попросту утащил таблички с законами ме в горы.

Возмущенные подобной наглостью боги отправили за похитителем уже известного нам Нинурту. К чести Анзуда, орел умело применял магию похищенных скрижалей и успел отбить две атаки божественного воителя, прежде чем тот переломал врагу все кости.

Хумбаба, суровый лесник

Хумбаба, многорукое и многоногое существо, был поставлен богами охранять кедровую рощу от посягательств всевозможных браконьеров. По некоторым сведениям, он стал самым первым энтом, а бесчисленные руки Хумбабы превратились в ветки. Для порядка ему выдали, конечно, огнестрельное оружие — убийственные лучи света. Их можно было надеть в качестве накидки, но в крайнем случае они рассыпались по земле и приступали к работе самостоятельно (как уже было не раз сказано, оружие месопотамских богов и демонов отличалось умом и сообразительностью).

Хумбаба.

Хумбаба сидел и никого не трогал, пока одному буйному царю по имени Гильгамеш не приспичило нарубить священной древесины. Побратим царя, дикарь Энкиду, радостно предвкушал бой с таинственным чудовищем. Хумбаба бился с героями на равных, однако его попросту обманули, позвав на переговоры без оружия. Не ожидавший подвоха демон был убит на месте, а уже после герои поштучно изловили и уничтожили смертоносные лучи. Правда, за этот подвиг награды никто не получил. Более того, за убийство демона-сторожа Энкиду поплатился собственной жизнью. Редкий, надо признать, случай.

Гильгамеш оплакивает Энкиду.

Лахаму, водяные Тигра и Евфрата

Демоны водной стихии лахаму изображались в виде рыб с человеческими лицами или в образе человекорыб (по нынешним представлениям, тритонов или русалок). По большей части лахаму не были враждебны людям. Боги частенько пользовались услугами лахаму, отправляя их с разнообразными поручениями. Самый знаменитый водяной демон, Кулулу, служил советником и ординарцем у самого Энки, бога мудрости, составлявшего пресловутые законы ме. Энки и сам не чуждался водного обличия, хотя и весьма необычного. Должно быть, странно выглядела эта пара, странствуя в мировом океане, — тритон и козлорыба!

Из почитания лахаму возник культ водного бога Дагона, который и поныне известен любителям мрачного фэнтези.

Жрец в рыбьей шкуре.

Кургарру и Калатурру, психоаналитики

Энки создал этих бесполых демонических существ, смешав грязь и ветер. Сделал он их не просто так, а с особым умыслом: ему понадобились посланцы в загробный мир, способные так заболтать владычицу Эрешкигаль, чтоб она отдала им все на свете. С рождения профессиональные плакальщики, Кургарру и Калатурру отправились на тот свет.

Эрешкигаль страдала от тоски по своим детям — еще не рожденным и уже утраченным. С тех пор как она умертвила Инанну, богиню любви, рождение стало невозможным, но из упрямства и злости Эрешкигаль отказывалась вернуть любовь на Землю. Кургарру и Калатурру сели возле плачущей владычицы преисподней и принялись вторить ее стенаниям, да так умело, что боль Эрешкигаль утихла. Конечно, после этого она охотно отдала маленьким демонам тело соперницы, и те оживили Инанну с помощью магии. На земле вновь воцарилась радость. А Кургарру и Калатурру получили статус хранителей перерождения. Один из них ведает Живой водой, а другой — Едой жизни (не путать с живой едой!).

Мушхуши, добрые драконы

Мушхуши, или мушуссу, — птицелапые бескрылые рептилии Шумера, — занимались персональной опекой смертных. В паре с крылатыми быками шеду или ламассу они охраняли города и отдельных жителей, отгоняя зловредных духов. Их изображения помещали на семейные печати, амулеты и даже на ворота. Самое знаменитое изображение мушхушей осталось на Вратах Иштар.

Мушхуш.

Неизвестно, имеет ли к ним отношение дракон Му-Шу из диснеевского фильма «Мулан», но сходство имен и строения тела заставляет задуматься, действительно ли китайские сказки читал сценарист.

Дракончик у ног Мардука (Мушхуши также считались ручными зверушками Мардука).

Это интересно

Герои древних эпосов Гильгамеш и Инанна получили новую жизнь в марвеловских комиксах. Гильгамеш попал в компанию воплощений Забытого (Forgotten One), одного из главных положительных персонажей, а вот Инанна (она же Иштар) из богинь была разжалована в демоны и отправилась в армию суперзлодеев, мечтающих разрушить мир (или хотя бы избавить его от супергероев). Оба персонажа вошли в эпические комиксы Гиборейского цикла, где Гильгамеш воевал рука об руку с Тором и Конаном, а после отметились в циклах Hellstorm и Avengers.

Гильгамеш.

Инанна.

Шеду и ламассу, крылатые быки

Эти духи были не просто покровителями и защитниками человека, но отвечали за весьма конкретные жизненные функции. Так, шеду, по некоторым сведениям, специализировались на защите тела, а ламассу отвечали за дух и репродуктивные способности. Говорят также, что месопотамским женщинам шеду вообще не полагались. Теперь понятно, почему большая часть местных демонов гонялась именно за женщинами!

Ламассу.

* * *

Мистические тайны Востока до сих пор будоражат человеческие умы. Одних пленяет утонченная культура Японии, других манит пряный аромат Индии, но для тех, кто дерзок и смел, нет ничего интереснее загадок древней Месопотамии. Жаркая, как пламя Шамаша, острая, как копье Нергала, полная буйного веселья застольных песен и строгого аскетизма Каббалы, мифология Междуречья едва только начала приоткрывать свои секреты. Кто знает, что таится под покровом ее тайн? Может, прекрасное лицо Иштар... а возможно, оскаленная пасть древней, как вселенная, драконицы.

1 |
1 2
Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
White Raen
№ 1
03.09.2008, 20:59
Мда.. чего только в древности не было. А имена некоторых демонов наводят на мысль о Кетцалькоатле майя. Нет ли тут какойто связи?
ворчун
№ 2
28.11.2008, 13:12
Ну если рассматривать с точки зрения совпадения архетипов,то связь безусловно есть.Однако большинство ученых склоняются к тому,что Кетцалькоатль имел реального прототипа в человеческом облике.
Bad 13
№ 3
01.09.2009, 20:35
Чудно!
Однако при упоминание Лиллит, автор статьи забыл сказать, что изначально Лиллит не была демоном, - это была ещё одна Шумерская богиня любви и плодородия, нечто вроде божественной гетеры или гейши! О да она любила соблазнять, но делала это не ради размножения, похоти, а просто из любви! Так сказать высокой духовности, которая сочиталась с физической чувственностью! Позже с приходом христианства коды народов переписывались и те, кто ранние олицетворяли женскую силу и страсть, превратились в Патриархальном обществе в демонов искусителей, исчадий зла! Та же судьба постигла и Тиамант, богиня, которая согласно Шумерской мифологии олицетворяла саму жизнь и материнство - стала деманицей!
Логика тут ОДЫХАЕТ!=))))

Последний раз редактировалось Bad 13; 03.01.2010 в 14:38.
Сетнахт
№ 4
03.01.2010, 13:08
Во-первых,White Raen,Кетцалькоатль-это божество науа(ацтеки,тольтеки и др.),а не майя.Да,у майя было божество-эквивалент,но тем не менее говорить прямым текстом"Кетцалькоатль-бог майя"будет неверно.Кстати,а какие демоны вам напомнили о Кетцалькоатле?
Angvat
№ 5
08.07.2010, 14:16
Весьма оригинальная и незатасканная мифология. Мне помниться в свое время понравился принцип демонов "клин клином вышибают". Кстати в некотрых вселенных, например Мир Тьмы, Последняя Фантазия или Темное Солнце она весьма активно используется. Нужен очень древний и могущественный демон/маг/вампир - шумеры всегда к вашим услугам.
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться