 | Кино 2007 Сравнивать уходящий год с предыдущим — занятие утомительное. Согласитесь, ведь трудно с уверенностью сказать, что, мол, в 2007-м мировой кинематограф развлекал нас гораздо хуже или лучше, чем годом раньше. Общая тенденция осталась неизменной: ряд зрелищных блокбастеров для отключения мозгов, несколько действительно запоминающихся и необычных фильмов, а также явление народу пары долгостроев. Российское фантастическое кино регулярно демонстрирует намерение выйти из комы, но массового характера эти попытки не приняли — на биомониторах по-прежнему слабый нитевидный пульс. Премного огорчает отсутствие сильных представителей научно-фантастического жанра. Со зрелищным фэнтези тоже как-то не сложилось: номинантов раз-два и обчелся. Впрочем, довольно общих слов — перейдем к конкретике.
Лучшая экранизация Претенденты: «300 спартанцев» (по графической новелле Фрэнка Миллера); «Мост в Терабитию» (по одноименной повести К. Патерсон); «Пираты Карибского моря 3: На краю света» (по мотивам популярных аттракционов компании Walt Disney); «Гарри Поттер и Орден Феникса» (по одноименному роману Д. Ролинг); «Трансформеры» (по знаменитой серии игрушек); «Звездная пыль» (по одноименной книге Н. Геймана); «Мгла» (по повести «Туман» С. Кинга); «1408» (по одноименному рассказу С. Кинга); «Золотой компас» (по первой части книжной трилогии Филипа Пулмана); «Последняя Мимзи Вселенной» (по рассказу «Все тенали бороговы» Г. Каттнера и К. Л. Мур); «Престиж» (по одноименному роману К. Приста) Трансформеры Поделюсь корпоративным секретом: в день подведения итогов за прошедший год в редакции стоит грохот, будто гигантские молоты стучат по наковальням. Это бьются головой о клавиатуры многострадальные редакторы, которым из длиннющей очереди претендентов приходится выбирать одного самого-самого. Зачастую ни с чем остаются даже любимчики, например, трогательный «Мост в Терабитию» не дотягивает до первого места совсем чуть-чуть. С другой стороны, долгожданные третьи «Пираты» зрелищны настолько, что оставляют после себя лишь неприятное чувство перенасыщения. Посовещавшись, мы решили присвоить победу фильму Майкла Бэя. Да, сюжет туп, а персонажи смехотворны, зато режиссер сумел поставить вменяемое кино, основанное на (задумайтесь!) серии игрушек. Конечно, всевозможные мультсериалы дали ему много пищи для размышлений, но «Трансформеры» вышли по-своему самобытными. Да и кто еще умеет так лихо крушить здания и бить машины в кадре, как это делает Бэй? (Рецензия на фильм — в №8 за 2007). Лучший мультфильм Претенденты: «Шрэк Третий»; «Рататуй»; «Черепашки ниндзя»; «Беовульф»; «Новые приключения Золушки» Беовульф  | Один из наболевших вопросов кинематографа: сумеют ли когда-нибудь виртуальные актеры заменить реальных? Пока что создание анимационного фильма с фотореалистичными персонажами-людьми — дорогостоящее предприятие, способное отправить в финансовый нокаут даже благополучную киностудию. Поэтому идея Роберта Земекиса воплотить на экране англосаксонский эпос с помощью цифровых технологий казалась авантюрой сродни прыжку с моста без страховки. Однако, как порой бывает с фанатами своего дела, Земекису повезло. В съемках задействовали звезд первой величины и такие бюджетные средства, что зеленые купюры можно было использовать вместо салфеток. Хватит гадать, зачем вообще понадобилось делать компьютерных героев, а не снимать игровое кино. В конце концов, это лично дело каждого художника, чем писать картины: масляными красками или зубной пастой — были бы деньги. В случае с «Беовульфом» результат приятно удивил. Сценаристы Нил Гейман и Роджер Эвери сместили акценты первоисточника: у них получилась не сказка о человеческой силе, а притча о человеческой слабости. Драматическая составляющая вкупе с шикарным визуальным рядом завоевывают фильму первое место, оставив конкурентов позади. (Рецензия на фильм — в №1 за 2008). Лучший кинокомикс Претенденты: «30 дней ночи»; «Черепашки ниндзя»; «300 спартанцев»; «Призрачный гонщик»; «Фантастическая четверка 2: Вторжение Серебряного серфера»; «Человек-паук 3: Враг в отражении» 300 спартанцев Зак Снайдер доказал, что при наличии таланта, желания и необходимых финансовых средств из графической новеллы можно состряпать не туповатый боевичок, разбавленный спецэффектами, а настоящий шедевр. Теперь до этой планки качества придется тянуться, а в бесплодных попытках сделать это подорвет здоровье не один труженик голливудских мастерских. Снайдер буквально выбил из нас дух экранизацией комикса брутального сказочника Фрэнка Миллера. Бескомпромиссность художественных образов, лошадиные дозы адреналина и зашкаливающий уровень жестокости — все это, подобно древнегреческой туфле, пребольно бьет конкурентов, отправляя их в полет на дно глубокого колодца. Разумеется, мы оценили, как искусно Кевин Мунро вернул миру изрядно подзабытых черепашек-ниндзя. Однако «300 спартанцев» — все-таки совершенно другой уровень. Это восклицательный знак, пробивающийся через серый цемент однотипных поделок. Ну и самое главное: фильму удалось оставить след в мировой культуре благодаря всего одной фразе. Скажете, безумие? Нет, это... О, вы угадали: ЭТО СПА-А-АРТА! (Рецензия на фильм — в №5 за 2007). Лучший фэнтези-фильм Претенденты: «Звездная пыль»; «Золотой компас»; «Мост в Терабитию»; «Во имя короля: История осады подземелья»; «Война динозавров»; «Зачарованная»; «Восход Тьмы» Звездная пыль  | Рискнем предположить, что однажды на глазах Нила Геймана с неба упала очень яркая звезда, и он, хитрец, успел загадать желание. Какое? Ну догадайтесь с одного раза, чего может хотеть писатель. Известности и признания, разумеется. Замешана ли тут магия или нет, но Гейман нынче в Голливуде просто нарасхват. На вершину Олимпа славы его личную звезду отфутболила экранизация романа с иллюстрациями «Звездная пыль». Удивительно, но располагая далеко не заоблачным бюджетом, Меттью Вон снял «в меру упитанную и в меру воспитанную» картину. Больше всего в его работе поражает гармоничное сочетание ее элементов. Если абстрагироваться от несколько перегруженного событиями вступления, все здесь чинно и ладно: развитие сюжетной линии, взаимоотношения персонажей, здоровый цинизм, шутки и энное количество любопытных режиссерских находок. Превратившийся в парад из разношерстных деймонов «Золотой компас» уже через полчаса просмотра навевает зевоту. «Звездная пыль» же выверена с филигранностью ювелира и аккуратностью сапера — зрителю попросту некогда скучать. (Рецензия на фильм — в №10 за 2007). Лучший фантастический фильм Претенденты: «Обитель Зла 3»; «Скалолазка и Последний из седьмой колыбели»; «Вторжение»; «Фонтан»; «Последняя Мимзи Вселенной»; «Пророк»; «Пекло» Пекло После взгляда на список претендентов становится откровенно грустно. Складывается впечатление, что дух классической научной фантастики стремительно улетучивается из кинематографа, подобно аромату духов. Где путешествия к неизведанным планетам? Где свежий взгляд на судьбу человечества в ближайшие сто лет? «Последняя Мимзи Вселенной» может выбить слезу из особо сентиментальных зрителей, но слишком уж она похожа на незабвенного «Инопланетянина» Спилберга. Что ж, на безрыбье и калошу сварить можно, поэтому быть на первом месте фильму-почтикатастрофе про затухающее солнце и абсурдные попытки его растормошить. Если быть до конца справедливыми, кино у Дэнни Бойла вышло занятным. Зря только реаниматор зомби-триллеров решил попугать зрителей и не проконсультировался со специалистами перед началом съемок: с точки зрения законов физики «Пекло» — полнейший маразм. (Рецензия на фильм — в №8 за 2007). Лучший мистический фильм Претенденты: «1408»; «Мгла»; «Мертвые дочери»; «Мертвая тишина» Мгла  | Неоднозначную реакцию критиков вызвала очередная экранизация творчества Стивена Кинга. Напустив тумана, скрывшего первоисточник, Фрэнк Дарабонт сосредоточился на рассмотрении темных сторон человеческой натуры. Зрители ждали классических пугалок и громких «бу!» с экрана, поэтому драматизма не оценили. Однако мы решили плюнуть из мглы на общественное мнение: подумаешь, невпечатляющие монстры — фильм вовсе не про них. Дарабонт ярко иллюстрирует, как, оказавшись в замкнутом пространстве, обычные люди вцепляются друг другу в глотки по, казалось бы, пустяковым причинам. Концовка идет вразрез с финалом первоисточника и кажется совершенно необоснованной. Только прежде чем морщить нос, подумайте: в соответствии с устоявшимися шаблонами герои, которые к чему-то стремятся, как правило, это получают. Но ведь в реальности частенько бывает наоборот. «Мгла» показывает как раз один из таких случаев — пессимизм в ней возведен в абсолют, а надежда и впрямь умирает последней от пущенной в висок пули. Показать такое чувство безысходности на экране под силу не каждому, поэтому мы просто не могли не присвоить «Мгле» первое место в этой номинации. (Рецензия на фильм — в №1 за 2008). Лучшее продолжение Претенденты: «Черепашки ниндзя»; «Шрэк Третий»; «Человек-паук 3: Враг в отражении»; «Пираты Карибского моря 3: На краю света»; «Фантастическая четверка 2: Вторжение Серебряного серфера»; «Обитель Зла 3»; «Эван Всемогущий»; «Гарри Поттер и Орден Феникса»; «28 недель спустя» Гарри Поттер и Орден Феникса Годы минули, но все же дожили до продолжения Гарри и Уилли. Признаться, кроме третьих «Пиратов» и пятого «Поттера», в фавориты номинации записать попросту некого. У киносериала про человека-паука за пять лет полетов между небоскребами закончилась паутина, и она стремительно обрушилась вниз до уровня заурядной экранизации комиксов, хоть и с дорогими спецэффектами. «Шрэк Третий» самозабвенно пускает пузыри в болоте из пошловатых шуток и неинтересных сюжетных ходов. Поскольку в прошлом году награда досталась второй части «Пиратов», мы решили, что в этот раз на пьедестал победителя следует пустить очередную экранизацию книг Джоан Ролинг. (Рецензия на фильм — в №9 за 2007). Фильм года Претенденты: «Трансформеры»; «Мгла»; «Пираты Карибского моря 3: На краю света»; «Гарри Поттер и Орден Феникса»; «Беовульф», «Человек-паук 3: Враг в отражении»; «Престиж»; «Звездная пыль»; «Мост в Терабитию» Престиж  | Не подумайте, будто редакция «МФ» отстала от жизни и не сняла с гвоздика на стене прошлогодний календарь. Мы прекрасно знаем, что мировая премьера картины Кристофера Нолана состоялась осенью 2006 года. Но ведь в отечественном прокате она появилась только в январе 2007-го. Да и сложновато бы было выбирать фильм года без «Престижа». При всем уважении к «Пиратам Карибского моря», «Гарри Поттеру» и «Человеку-пауку», их предназначение заключается в вытягивании денег из фанатов, коих набралось великое множество. «Мгла» вызвала слишком неоднозначную реакцию аудитории. Зато «Престиж» — своего рода феномен, за который Нолану впору ставить памятник. Это ж надо было так сбалансировать все составляющие фильма, что в итоге получалась зрелищная драма с замахом на интеллектуальность и психологизм. Разумеется, она имеет ряд расхождений с романом-первоисточником авторства Кристофера Приста, что, впрочем, не умаляет ее художественной ценности. Нолан рассказал историю о духовном падении человека, о его пленении в клетке собственных амбиций и готовности уничтожить любое препятствие на своем пути, включая окружающих людей. Изысканные декорации и чувственная игра актеров заставляют, не отрываясь, наблюдать, как распутывается клубок сюжетной интриги, который режиссер с проворностью котенка перекатывает из стороны в сторону. Великолепный образчик «умного» кино и первое место на нашей церемонии. Спешите видеть! (Рецензия на фильм — в №3 за 2007). Итоги 2003 года: | ФИЛЬМ ГОДА: «ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ: ВОЗВРАЩЕНИЕ КОРОЛЯ» | Итоги 2004 года: | ФИЛЬМ ГОДА: «НОЧНОЙ ДОЗОР» | Итоги 2005 года: | ФИЛЬМ ГОДА: «ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ: ЭПИЗОД 3 — МЕСТЬ СИТХОВ» | Итоги 2006 года: | Лучшая экранизация: «Парфюмер: История одного убийцы» Лучший мультфильм: «Князь Владимир» Лучший мистический фильм: «Сайлент Хилл» Лучший фантастический фильм: «Дитя человеческое» Лучшее городское фэнтези: «Другой мир 2: Эволюция» Лучший кинокомикс: «Люди Икс: Последняя битва» Лучшее продолжение: «Пираты Карибского моря 2: Сундук мертвеца» ФИЛЬМ ГОДА: «САЙЛЕНТ ХИЛЛ» | Самый недооцененный фильм | Фонтан Поскольку российский зритель смог увидеть «Фонтан» только весной 2007 года, мы включили в его список приглашенных на нашу церемонию и намерены отоварить шваброй любого, кто это решение оспорит. Для третьей полнометражной работы Даррена Аронофски подходящим слоганом была бы фраза «Жизнь несправедлива». Перетасовка актеров, заморозка и разморозка проекта с урезанием бюджета вдвое — все это заставляет поверить, что гениальности в этом мире уготована тяжелая участь. Шесть наград, полдюжины номинаций и провальные кассовые сборы в 15 млн долларов. Нет, это не творческое фиаско Аронофски — это горе от ума. Когда режиссер снимает фильм, будто пишет поэму, велик риск, что общественность останется равнодушной. Так и вышло, однако нужно отдать должно Аронофски: пусть бюджет был не фонтан, все равно он снял «Фонтан». Мы можем сказать лишь одно — браво! | Самый очаровательный фильм | Рататуй В прошлом году Том Тыквер, экранизировав парфюмерный роман Патрика Зюскинда, сказал свое весомое слово в деле визуализации обонятельных ощущений. Брэд Бёрд пошел дальше и сумел на экране передать ощущения вкусовые. Впрочем, не за это мы выносим плод совместных трудов Pixar Animation Studios и Walt Disney Pictures в отдельную категорию, отнюдь. Особый приз наших симпатий завоевывает герой действа. Не тот, который веснушчатый, а тот, который пушистый. Обаяние фаната кулинарии Реми на все 100% оценят лишь те, кто держал дома крысу. Шлепанье розовых лапок по полу, топорщащиеся ушки и ходящий ходуном нос... Квинтэссенция очарования, которая может заснуть у вас за пазухой в самой невообразимой позе. А в «Рататуе» она еще и готовить умеет! Ну как тут устоять? (Рецензия на фильм — в №9 за 2007). | |  |