Google+
Что делать, если вы... умерли? Вампиры нового Мира Тьмы Ergo Proxy орлы
Версия для печатиМиры: Миры. «Демонические войны». «Корона» Роберта Сальваторе
Кратко о статье: Роберт Сальваторе — один из самых плодовитых авторов современного фэнтези. Помимо бесконечного цикла о Темном эльфе, писатель приложил руку к нескольким межавторским проектам, играм и комиксам. Ломая распространенное представление о себе как о ремесленнике-новеллизаторе, Сальваторе создал несколько сольных циклов, самый заметный из них — «Демонические войны». Впрочем, пусть ему и удалось доказать, что он умеет создавать собственные миры, поднять планку качества у фантаста не получилось и в авторской вселенной.

Снова в бой!

«Демонические войны» Роберта Сальваторе

Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.

Апостол Павел

Название мира: Корона

Название цикла книг: «Демонические войны»

Возникновение: 1997 год нашей эры

Создатель: Роберт Сальваторе

Происхождение: Литература

Воплощения: Комиксы, настольная ролевая игра

Роберт Сальваторе один из самых плодовитых авторов современного фэнтези. Помимо бесконечного цикла о Темном эльфе, писатель приложил руку к нескольким межавторским проектам, играм и комиксам. Ломая распространенное представление о себе как о ремесленнике-новеллизаторе, Сальваторе создал несколько сольных циклов, самый заметный из них «Демонические войны». Впрочем, пусть ему и удалось доказать, что он умеет создавать собственные миры, поднять планку качества у фантаста не получилось и в авторской вселенной.

Назло оригиналам

Добро пожаловать в новый мир Роберта Сальваторе!

Даже рассказывая о приключениях новых героев в новом мире, Сальваторе остается весьма и весьма узнаваемым. Приняв предложение издательства Del Rey создать оригинальный цикл эпического фэнтези, писатель пошел по проторенной «Темным эльфом» дорожке.

Открылась серия романом «Демон пробуждается», завязкой которого стало... правильно, пробуждение демона. Восставший после векового сна демон-дактиль мечтает то ли завладеть миром, то ли уничтожить его. На стороне зла — многочисленные армии туповатых гоблинов. Надежды добра возложены на парня Элбрайна, чья деревня была разрушена, а сам будущий спаситель был подобран и обучен вымирающими эльфами. Герой не может быть один, поэтому в книге наличествует его возлюбленная Пони и двое напарников — монах-волшебник да кентавр. Последние, разумеется, должны благородно погибнуть за друзей — чтобы не отнимать у них кусочки славы.

И в книгах о Дзирте, и в «Демонических войнах» Сальваторе использует один и тот же прием — «дневниковые» записи центральных персонажей, предваряющие отдельные части.

Герои «Демонических войн» традиционны для писателя: они статичны, а их характеры больше напоминают заложенные при рождении программы, чем живые личности. Впрочем, от персонажей, которые львиную долю своего «экранного» времени тратят на бои с мелкими прихвостнями главного злодея, чтобы скоротать время перед эпической финальной битвой, большего и не требуется.

В России «Демонические войны» выдержали два издания: сначала в серии «Меч и магия», а потом — в персональном оформлении.

Мир Короны, где разворачивается действие, тоже ничего особенного собой не представляет. Упоминания заслуживает лишь пара деталей. Во-первых, местная церковь, которая по организации напоминает христианские монашеские ордена, вот только местные священники меньше интересуются моральным обликом паствы, и больше — магией, доступной только им из-за монополии на особые камни. Во-вторых, местные гномы — «красные шапки», — предпочитающие не копать руду, как их собратья в других мирах, а разбойничать и наводить страх на людей. В остальном все более-менее привычно: мелкие феодальные государства, страдания простого народа, прячущиеся в лесах надменные эльфы... А главной отличительной чертой можно назвать почти непроизносимые имена персонажей.

Горы, леса, острова — в области географии Сальваторе тоже ничего нового не придумал.

А вот «красные шапки» могут считаться изобретением писателя: вряд ли он читал «Тайный город».

Два последующих романа — «Дух демона» и «Демон-апостол» — несколько поинтереснее первого. Здесь по крайней мере есть некоторая неоднозначность персонажей, хотя смачных злодеев вроде Энтрери или Джарлакса автор придумать не удосужился. Однако теперь демону, который и не думал погибать окончательно, приходится действовать опосредованно, исподволь овладевая сознанием людей. Так зло перестает быть чудовищем, которое достаточно физически уничтожить, и переносится в плоскость внутренней борьбы героев. Впрочем, сражений с привычными монстрами тоже предостаточно. Заканчивается трилогия, как и полагается, большой заварушкой, вот только погибает в ней не на удивление живучий демон, а сам Элбрайн — разумеется, смертью храбрых.

Корона расширяется

Роберт Сальваторе утверждает, что создавал мир Короны в расчете на то, что в будущем вселенная станет полноценным мультимедийным проектом наподобие «Саги о Копье» или «Забытых королевств». В некоторой мере расчет писателя оправдался. Завершив семикнижие, Сальваторе написал сценарий для комиксов Trial by Fire (2003) и Eye for Eye (2004, соавтор Скотт Чинчин). Эти рисованные истории вместе с романом «Разбойник» (The Highwayman, 2004) рассказывают о Короне до Демонических войн.

В 2004 году компания Fast Forward Entertainment выпустила d20-совместимую настольную ролевую игру по «Демоническим войнам». Увидело свет еще три книги серии, а затем разработчик почил в бозе.

Наконец, в прошлом году издательство Devil’s Due договорилось с Сальваторе о переносе всего семикнижия в комиксовый формат. Уже вышло три выпуска по роману «Демон пробуждается».

Ролевая игра и комикс — программа-минимум для мультимедийного проекта.

Смерти вопреки

Конечно, на такой ноте заканчивать эпическую историю не следует. Сальваторе продолжил цикл довольно-таки противоречивым романом «Проклятие демона».

Во-первых, книга не представляет самостоятельной ценности, будучи «мостиком» между двумя трилогиями «Демонических войн». Автор знакомит нас с новыми персонажами, в первую очередь, с отпрыском главных героев первой трилогии Эйдрином, из которого тоже собираются сделать борца со злом.

Во-вторых, в отличие от прочих книг Сальваторе, «Проклятие демона» посвящено не истреблению врагов рода человеческого, а внутреннему миру Пони, потерявшей мужа. Немало страниц занимают политические и церковные интриги, хотя порой их простота и наивность поражает.

В комиксах Корона приобретает восточный колорит.

Впрочем, можно сказать, что «Демонические войны» обрели второе дыхание, и четвертый роман стал своего рода шагом вперед для писателя. Видно, что Сальваторе, как говорится, вложил в книгу душу. Искренность писателя хоть и не искупает недостатки книги, но позволяет закрыть на них глаза и поглубже окунуться в мир Короны.

Основной цикл
  • Демон пробуждается (The Demon Awakens, 1997)
  • Дух демона (The Demon Spirit, 1998)
  • Демон-апостол (The Demon Apostle, 1999)
  • Проклятие демона (Mortalis, 2000)
  • Восхождение самозваного принца (Ascendance, 2001)
  • Тогайский дракон (Transcendence, 2002)
  • Последняя битва (Immortalis, 2003)

До конца

Во второй трилогии Роберт снова не остановился на достигнутом. Он воспользовался достаточно распространенным, но от этого не менее действенным приемом. Новый виток «Демонических войн» открылся переходом априори положительного героя Эйдрина на «темную сторону». Преображению и первым шагам юноши по скользкому пути посвящен роман «Восхождение самозваного принца».

Идея заставить близких людей бороться друг против друга не блещет оригинальностью, но на фоне остальных сюжетных ходов Сальваторе ее нельзя не отметить. Продолжение оказалось посильнее первых книг, да и развитие сюжета перестало быть настолько прямолинейным, как прежде.

Во втором томе трилогии писатель не стал растекаться мыслью по древу, описывая, каким нехорошим стал Эйдрин, а переключился на других героев и рассказал почти независимую от основного цикла историю. Сальваторе расширил границы мира, сделав его более живым: ведь исходя из предыдущих частей, можно было сделать вывод, будто все происходящее в Короне вращается вокруг десятка персонажей.

В заключительной книге, как и полагается, писатель сводит все сюжетные линии предыдущих романов. И получается это у него, надо признать, неплохо: мать и сын оказываются по разные стороны баррикад, все воюют против всех, Эйдрин последовательно уничтожает врагов и подталкивает мир к краю бездны, но под конец осознает глубину своих заблуждений, раскаивается и вместе с матерью одерживает победу над демоническим злом. Море трупов, мир в руинах, зло поставлено на колени и безжалостно добито — типичный конец традиционного профессионально написанного цикла.

* * *

Впрочем, несмотря на банальность сериала, читать «Демонические войны» вполне можно — если вам нравится легкое приключенческое фэнтези о борьбе добра со злом, максимум боев и минимум размышлений. Циклу далеко до лучших образцов фэнтези, но в своей весовой категории — коммерческого развлекательного чтива — он не уступит большинству конкурентов, а значит, со своей задачей Сальваторе в очередной раз справился.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Angvat
№ 1
07.11.2009, 13:43
"А вот «красные шапки» могут считаться изобретением писателя..."
Да неужели? Вообще-то Красные Шапки - это гоблины из кельтской мифологии, и придумали их давным-давно.
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться