Google+
Конан против Волкодава SPELLJAMMER Космическая музыка 5HORRORGAMES
Версия для печатиМиры: Миры. «Властелин Колец» Толкина. Нечеловеческие государства
Кратко о статье: Нечеловеческие расы — одна из главных изюминок фэнтези, а уж представить себе Средиземье без эльфов, гномов, хоббитов, орков решительно невозможно. Причем отличаются эти народы не только внешним видом или обычаями. У каждой толкиновской расы — свой язык, свое мировоззрение, свое государственное устройство, наконец.

Свободные и порабощенные

Нечеловеческие государства Средиземья

СРЕДИЗЕМЬЕ

Пожалуй, сейчас нет человека, который не слышал бы о «Властелине Колец» Джона Р. Р. Толкина. Классический роман фэнтези, блистательная экранизация, многочисленные игры — и, разумеется, статьи в «Мире фантастики», которые открывают перед вами самые разные стороны Средиземья.

Вам подобных нет и не было в перечне, который я затвердил в молодости. Правда, это было давным-давно. Мог появиться и новый.

Джон Р. Р. Толкин, «Властелин Колец»

Нечеловеческие расы одна из главных изюминок фэнтези, а уж представить себе Средиземье без эльфов, гномов, хоббитов, орков решительно невозможно. Причем отличаются эти народы не только внешним видом или обычаями. У каждой толкиновской расы свой язык, свое мировоззрение, свое государственное устройство, наконец.

Эльфы: деспоты и мудрецы

Хронология

До Первой эпохи. Пробуждение эльфов. Часть племен переселяется в Валинор. На западе Средиземья, в Белерианде, синдар основывают Дориат и гавани в Фаласе. Эльфы обосновываются также в лесах Лориена и Сумеречья.

Политическая карта Белерианда.

Первая эпоха — время расцвета эльфийских государств. Все события, происходящие в Средиземье, так или иначе связаны с эльфами.

1 год ПЭ. Нолдор, поднявшие мятеж против валар, возвращаются в Белерианд и основывают свои королевства.

100 год ПЭ. Основан Норготронд, королевство Финрода Фелагунда.

126 год ПЭ. Построен Гондолин, твердыня Тургона.

472 год ПЭ. Падение гаваней в Фаласе. Их жители бегут на остров Балар.

495 год ПЭ. Норготронд разрушен.

505 год ПЭ. Дориат разорен.

Ривенделл, он же Имладрис, был центром эльфийского мира в Третью эпоху.

510 год ПЭ. Падение Гондолина — последней эльфийской твердыни.

583 год ПЭ. Война Гнева и затопление Белерианда. Многие эльфы уплывают в Валинор.

Во Вторую эпоху эльфов в Средиземье становится все меньше. Они продолжают оставаться заметной силой на мировой арене, но противостоять Врагу могут только вместе с людьми или гномами.

1 год ВЭ. Основание королевств Линдон и Митлонд.

750 год ВЭ. У Западных врат Кхазад-дума основан Эрегион.

До 1000 года ВЭ. Трандуил становится королем эльфов Сумеречья.

1697 год ВЭ. Саурон разоряет Эрегион. Элронд основывает Ривенделл.

3430 год ВЭ. Эльфы и нуменорцы заключают Последний Союз.

3441 год ВЭ. Войска Последнего Союза наносят поражение Саурону.

В Третью эпоху не возникает новых держав эльфов, а сами они, как правило, живут затворниками в нескольких небольших анклавах — Ривенделле, Лориэне, Сумеречье.

3021 год ТЭ. Элронд и Галадриэль уходят за море.

Четвертая эпоха — время людей. Эльфийские государства перестают существовать, большинство эльфов покидает Средиземье.

120 год ЧЭ. Леголас уплывает на Запад.

Общественное устройство

Если не считать родоплеменной стадии, форма правления у эльфов не менялась — неограниченная монархия. В Первую эпоху эльфийские правители были поистине ничем не ограничены, что принесло много бед. Взять хотя бы непокорный дух Феанора или деспотичный нрав Тингола. Да и началась история нолдор в Средиземье закономерно — с мятежа.

Карта Белерианда напоминала лоскутное одеяло феодальных стран, но классического феодализма у эльфов так и не возникло. Был некий аналог Великого Князя: так, первым владыкой нолдор считался Феанор. Во Вторую эпоху все эльфы признавали главным Гил-Галада, в Третью — Элронда.

Отношения между эльфами в Первую эпоху варьировались от братских союзов до отчужденности (Тингол запретил подданным говорить на квенья — языке нолдор) и даже усобиц (тут «отличились» сыновья Феанора, главный подвиг которых — разорение Дориата). После Войны Гнева эльфы объединяются вокруг нескольких лидеров, уже не деспотов, а мудрых владык. Причины просты: с одной стороны, эльдаров в Средиземье стало меньше, с другой стороны, они многому научились на горьком опыте Первой эпохи.

Разительного социального расслоения у эльфов не наблюдалось. Конечно, охотник не чета королю, но разница между ними гораздо меньше, чем в человеческом обществе. Судя по всему, эльфийское общество было довольно однородно, особенно в культурном и интеллектуальном плане. Единственный пример «простонародных» эльфов встречается в «Хоббите», — однако за этим исключением эльдары выглядят настоящими «аристократами духа».

Таких больших и сильных армий, как во время Последнего Союза, эльфы больше не собирали — народа не хватало.

Экономика

Экономика эльфийского государства — темное место. В древности племена эльдаров могли обеспечить себя охотой, но вот чем жили целые королевства — неясно. Трудно представить себе эльфа, пропалывающего грядки. В Первую эпоху эльфам часто служили люди, которые и занимались земледелием. Затем эльфы отдалились от людей, но и тогда могли торговать с ними. Вот только чем? Известно, что нолдор преуспели в кузнечном и ювелирном ремесле, но основой экономики это могло стать только для Эрегиона.

Гномы: промышленные короли

Хронология

Гномы так и не смогли возродить великий Кхазад-дум.

Гномы появились на свет после эльфов, но их государства, возможно, появились раньше, чем эльфийские. Уже до Первой эпохи существовал Кхазад-дум, где пробудился первый Праотец гномов Дурин. Позже в Синих горах были основаны Ногрод и Белегост.

В Первую эпоху гномы этих городов оказались участниками войны эльфов и Моргота. Ногрод и Белегост были разрушены вместе с Белериандом. Возможно, на востоке Средиземья существовали и другие государства гномов.

Вторая эпоха стала временем расцвета Кхазад-дума, более известного теперь как Мория.

1980 год Третьей эпохи. Гномы Кхазад-дума пробуждают балрога.

Смерть Торина II Дубощита, великого Короля без Королевства.

1981 год ТЭ. Исход гномов из Мории.

1999 год ТЭ. Основание города Эребор под Одинокой горой.

2210 год ТЭ. Гномы покидают Эребор и обосновываются в Серых горах.

2589 год ТЭ. Король Даин I убит драконом, и гномы уходят из Серых гор. Часть возвращается в Эребор, часть основывает новое поселение в Железных холмах.

2770 год ТЭ. Дракон Смауг разоряет Подгорное королевство.

2941 год ТЭ. Смерть Смауга и очередное возрождение Эребора; королем становится Даин II.

2989 год ТЭ. Балин уходит в Морию.

2994 год ТЭ. Его попытка возродить Кхазад-дум проваливается, Балин и его спутники убиты.

3019 год ТЭ. Войска Саурона нападают на Эребор; они отбиты, но Даин II погибает.

В Четвертую эпоху Гимли, прежде чем уйти с Леголасом за море, основывает гномье королевство в Агларонде. По некоторым данным, Дурину VII удается заново обосноваться в Кхазад-думе. Однако что случилось после смерти этого последнего гномьего короля, неизвестно. Скорее всего, гномы либо стали подчиняться королю Гондора, либо попросту вымерли, ведь с демографией у них было совсем туго уже в конце Третьей эпохи.

Общественное устройство

Гномье общество, вероятно, походило на скандинавское. Каждый гном мог быть одновременно кузнецом, воином, торговцем, мог занять любое место в обществе. Короли подгорного племени походили на конунгов или ярлов. Война была для них священна, до самой старости они возглавляли армии. При этом с простыми воинами короли были на равных. Так, в отряде Торина все относились к нему с уважением, но не с благоговением или раболепием. Наверняка король оставался так же прост в общении с подданными и в мирное время.

При всей демократичности подгорных жителей древность рода имела для гномов немалое значение, особенно в отношениях между кланами. Древнейшим и главным считался клан Дурина, о других кланах мало что известно. На положение в обществе влияла и личная слава. Например, Даин II не смог запретить Балину уйти в Морию, хотя здесь могло сыграть роль и то, что Балин принадлежал к королевскому роду. Социальное расслоение у гномов, скорее всего, выражалось не в знатности, а в имущественном неравенстве, ведь они, как главные «капиталисты» Средиземья, очень ценили золото и драгоценности.

Политическая система гномов не менялась на протяжении всей истории. Ей были присущи черты военной демократии, хотя гномьи короли, как и эльфийские, часто имели деспотические замашки.

Как настоящий гном, Гимли даже в войну даром времени не терял: присмотрел место для собственного королевства.

Экономика

Основу экономики гномов составляли промышленность (горнодобывающая и оружейная) и торговля — сырьем, изделиями и услугами (например, постройка столицы Дориата). Природные ресурсы и деньги позволяли гномам решать главную проблему их цивилизации — продовольственную. Гномы тесно общались с наземными соседями. И если кхазад-думцы сотрудничали с эльфами Эрегиона только в «научно-технической» сфере, то между Эребором и человеческим Дейлом возник полноценный военно-торговый союз: люди поставляли еду, гномы — изделия и услуги.

Архивы Минас-Тирита

Монстрология Средиземья — 2004, №1(5)

Экранизации и другие воплощения книг Толкина — 2004, №1(5)

Продолжатели Толкина — 2004, №5(9)

Волшебные кольца и их владельцы — 2004, №8(12)

Человеческие государства Средиземья — 2005, №1(17)

Магия Средиземья — 2005, №7(23)

Хоббиты: демократия по-средиземски

Хронология

Типичное хоббитское поселение. В норах жили самые богатые и самые бедные. В надземных домах — средний класс.

Хоббиты — дальние родственники людей, но никому не известно, когда и при каких обстоятельствах они отпочковались от человеческого племени. В начале Третьей эпохи хоббиты жили к востоку от Мглистых гор, но когда на Сумеречье пала Тень, начали эмигрировать на запад.

1050 год ТЭ. Первые племена хоббитов приходят в Эриадор.

1300 год ТЭ. Впервые упоминается Бри — совместное поселение хоббитов и людей.

1601 год ТЭ. К западу от реки Берендуин, на землях, дарованных хоббитам королем Арнора, основан Шир.

1974 год ТЭ. С окончательным падением Северного княжества Шир становится независимым.

2340 год ТЭ. Шир расширяется на восток, за Берендуин.

2670 год ТЭ. Хоббиты открывают трубочное зелье.

3019 год ТЭ. Шир становится автономией в составе Воссоединенного королевства людей и остается таковой в Четвертую эпоху.

31 год ЧЭ. Расширение Шира на запад.

Общественное устройство

Хоббиты — один из самых «политически продвинутых» народов Средиземья, Джордж Буш их бы похвалил. Шир выписан Толкином как идиллический уголок, где как бы вообще нет власти, но все же можно сказать, что форма правления в этой стране — демократия. Правитель Шира избирается раз в семь лет — видимо, всеобщим голосованием или советом родов. Его главная обязанность — председательствовать на пирах, кроме того, он командовал почтой и дюжиной ширриффов (полицейских). При этом реальная власть находилась скорее в руках глав общин. Восточнее Брендивина правили Брендибеки, всеобщим уважением пользовался род Туков, глава которого становился таном — предводителем ополчения. В общем же, в силу своего характера, хоббиты не особо нуждались в том, чтобы ими кто-нибудь управлял. Этим объясняется и отторжение Отто Лякошель-Бэггинса, стремившегося к власти.

Общество хоббитов состояло из свободных и равноправных граждан. Неравенство, как и у гномов, носило прежде всего имущественный характер. Понятия знатности не было вовсе. Уважение, которым пользовались семейства Туков, Бэггинсов, Брендибеков, не давало им никаких привилегий.

Общество хоббитов не меняется веками. Символ этого — усадьба Старого Тука, где мебель не менялась и не переставлялась много лет. Традиционность хоббитов подчеркивается нелюбовью к техническим новинкам и неприязнью к чужакам и тем, кто с ними знается, — ведь они могут принести перемены.

Хоббитон (рисунок Джона Р. Р. Толкина).

Экономика

Основа хоббитского хозяйства — фермерское земледелие. Оно позволяло Ширу самому обеспечивать себя продовольствием. Промышленность фактически отсутствовала, имелись только мелкие ремесленники, удовлетворявшие бытовые нужды населения. С внешним миром Шир почти не общался, вся торговля была внутренней. Резкий рост экспорта был связан с деятельностью «чужаков» — Сарумана и Отто.

Языки и наречия

Характерные черты народов Средиземья отражаются и в их языках. Гномы — эталон консервативности. Их язык, кхуздул, так ревностно оберегался от внешних влияний, что за тысячи лет почти не изменился. У хоббитов в старину тоже был свой язык, но после переселения в Эриадор они быстро забыли его, переняв у людей Общее наречие, вестрон, с которым больше не расставались. Языки эльфов, напротив, претерпели череду метаморфоз, хотя к концу Третьей эпохи в Средиземье по сути остались только два языка: «разговорный» синдарин и «высокий» квенья. Но и эльфы — консерваторы по сравнению с орками. Их говоры постоянно менялись, в них смешивались языки всех народов, были даже отзвуки валарина, перенятые, вероятно, из Черного наречия, созданного Сауроном как «общетемный» язык. Интересно, что существовало Черное наречие недолго — до падения Саурона в конце Второй эпохи, — а после использовалось лишь назгулами и высшими полководцами Мордора. «Международным» языком для орков стал исковерканный вестрон.

Темные царства: без лучей света

Хронология

Моргот основывает свои твердыни еще до начала Первой эпохи: сначала — Утумно (разрушена во времена пробуждения эльфов), затем — Ангбанд.

Великий Гоблин тоже подчинялся Саурону.

583 год ПЭ. Война Гнева, Ангбанд уничтожен, Моргот изгнан за границы мира.

Во Вторую эпоху приспешники Моргота оказались рассеяны по Средиземью. Какие-то существа одичали, некоторые племена орков (как правило, на севере) жили по первобытно-общинным принципам, но основная их часть постепенно собралась вокруг Саурона.

1000 год ВЭ. Основан Мордор.

3261 год ВЭ. Саурон сдается нуменорцам, его край опустевает.

3320 год ВЭ. После падения Нуменора Саурон тайно возвращается в Мордор.

3429 год ВЭ. Он нападает на Гондор.

3441 год ВЭ. После разгрома Саурона войсками Последнего Союза Мордор оказывается под контролем Гондора.

В Третью эпоху центров темного притяжения становится два: Саурон и Саруман.

1050 год ТЭ. На юге Сумеречья Саурон строит Дол-Гулдур; на Лес падает Тень.

1300 год ТЭ. Основание Ангмара — королевства назгулов.

1974 год ТЭ. Силы Ангмара уничтожают остатки Северного княжества.

1975 год ТЭ. Ангмар разорен гондорцами.

1980 год ТЭ. Назгулы возвращаются в Мордор и вытесняют оттуда силы Гондора.

2002 год ТЭ. К Мордору присоединен Минас Моргул, бывший Минас Итиль.

2480 год ТЭ. Орки и тролли по приказу Саурона наводняют Мглистые горы.

2759 год ТЭ. Саруман обосновывается в Изенгарде.

2941 год ТЭ. Белый совет изгоняет Саурона из Дол Гулдура; тот возвращается в Мордор.

3018 год ТЭ. Гэндальф раскрывает предательство Сарумана.

3019 год ТЭ. Империи Саурона и Сарумана погибают, равно как и их властители.

В Четвертую эпоху большинство человеческих народов Востока и Юга, прежде служивших Саурону, заключает мир с победителями. Орки и прочая нечисть, видимо, постепенно истребляются.

Орки — самые недорогие и массовые рабы Темных Властелинов.

Общественное устройство

Ангбанд, как империя древности, наиболее эпичен и грандиозен. Столпы правления Моргота — деспотизм и жестокость. Как и у персидского царя, у него есть сатрапы, наделенные своей волей: Саурон, балрог Готмог, дракон Глаурунг.

Саруман выступает с предвыборной речью.

Саурон и Саруман развивают замысел Моргота. На примере их государств Толкин описал универсальную модель тоталитарной державы, где личность полностью подчинена режиму. В отличие от Моргота, у Сарумана и Саурона нет приспешников — только рабы. Обезволены даже могущественные назгулы.

Правят оба повелителя по-разному. Саурон жестоко карает неповиновение, ему служат из страха. Темницы Барад-Дура — место, откуда не возвращаются. Сходство с тоталитарным диктатором дополняется главным атрибутом, одновременно обликом и именем Саурона — Всевидящим Оком. Око видит не только за пределами Мордора, но и внутри его, следит за рабами. Как тут не вспомнить Большого Брата...

Саруман, прирожденный политик, действует хитрее. Рабы Изенгарда не понимают, что они рабы. Урук-хай хвалятся, что Белая Длань кормит их человечиной, а дунландцы верят, что ведут праведную войну против роханских «оккупантов». Тоталитаризм Сарумана достиг качественно нового уровня, он скрыт, завуалирован. Маг не подавляет волю, а усыпляет ее, манипулирует сознанием. Чарующий голос Сарумана — символ его политики. Да, и Моргот, и Саурон употребляли ложь — чего стоит, например, развращение нуменорцев! — однако чаще всего они использовали грубую силу. Власть же Сарумана зиждется на «пиар-кампаниях»: и то, как он долго обманывал Белый Совет и притворялся другом Рохана, и двойная игра с Сауроном, и беседа в уже разоренном Изенгарде...

Орки в такой системе — шестеренки огромного механизма. Их место зависит от физических качеств: крупные и сильные становятся воинами (урук), мелкие — чернорабочими (снага). Можно вспомнить и сарумановы опыты по выведению урук-хай — «сверхсолдата» тоталитарной страны.

Экономика

Экономика Мордора многоукладна: здесь были развиты и сельское хозяйство, и промышленность. Землю возделывали рабы — на юге Мордора, у моря Нурн. Промышленность как таковая во «Властелине Колец» не изображается, но ясно, что она есть, и в большом количестве: огромные армии должны были обеспечиваться вооружением, для производства которого нужны были и кузницы, и рудники. Вероятно, сырье, как и немалую долю продовольствия, поставляли данники Мордора. И конечно же, не последнее место занимало разорение захваченных территорий.

В Изенгарде земледелия, видимо, не было: его заменяли поставки провианта от дунландцев и из Шира. Промышленность же заметна даже больше, чем в Мордоре: она служит символом «преображенного Изенгарда».

На чем держался Ангбанд, менее понятно. Земледелием заниматься негде — крайний север! — торговать не с кем. Дань от еще малочисленных людей и грабежи вряд ли могли полностью обеспечить столь мощную державу. Что же до отдельных орочьих племен, то они вполне могли прокормиться охотой и разбоем.

* * *

Как ни многообразны нечеловеческие государства Средиземья, но и у них есть общие черты. Для «добрых» земель такой признак — традиционность. Эльфы, гномы, хоббиты не меняются, не склонны к революциям и реформам. Темным империям присущи постоянное изменение и прогресс. Сама история Врага — это непрерывная трансформация, смена обличий. С другой стороны, эта изменчивость становится такой же «традиционной» чертой для орков, как и неприязнь к реформам — у хоббитов. Выходит, главная особенность нечеловеческих рас Средиземья состоит в другом: они вписаны в жесткую систему координат, они не просто не меняют привычного устройства (или, напротив, меняют его ежечасно, что также можно счесть своеобразным общественным укладом) — они не меняют мировоззрений. Оттого эльфы будут вечно воевать с орками, орки — с гномами, а хоббиты будут сидеть в уютных норках и писать Алую Книгу Западного Крома...

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Artemis
№ 1
09.12.2009, 23:14
Мдяяя. Автор вник (до определенной степени) в текст. Тока не надо забывать, это "магический" мир. Магия тоже играла определенную роль. Но просчитать полностью ее последствия невозможно.Значит сущность зла- прогресс. А добра консерватизм? ммм. Но глядя на нашу историю, прогрессивные государства побеждают. Означает ли это, что в мире Средиземья Добро рано или поздно проиграет???
Bad 13
№ 2
11.12.2009, 20:26
Хронология и краткое содержание сделано в общем неплохо, только если взялись писать о Хоббитах почему забыли упомянуть, нападение на них орков в 3 эпохе (если мне не изменяет память).. Да и Выжлаков Максим на заметку читай внимательнее «Красную Книгу» все три тома, дам хронология Средиземья хорошо расписана…
А в целом за статью респект…
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться