Google+
Code Geass СОВРЕМЕННИКИ. ДЖОРДЖ А. РОМЕРО 100 лучших книг iRON mAN fILM
Версия для печатиМиры: Миры. «Звездные войны». Татуин 30 лет спустя

Путешествие в прошлое

Татуин 30 лет спустя

Мне даже не надо было представлять, что я на Татуине. Я действительно БЫЛ на Татуине.

Марк Хэмилл

Каких-нибудь тридцать лет назад о вселенной «Звездных войн» знали всего несколько человек — сам Джордж Лукас и его ближайшие друзья. Все изменилось в 1977 году, когда фильм «Звездные войны: Эпизод IV» снискал мировую популярность. Сегодня самая известная в мире космическая сага имеет в активе не только шесть полнометражных блокбастеров, но и громадное количество комиксов, книг, настольных и компьютерных игр, всевозможных аксессуаров — от пластиковых фигурок до мобильных телефонов.

Чтобы очутиться во вселенной любимого фантастического фильма, вовсе не обязательно искать дверь между мирами. Поклоннику «Дозоров» достаточно прогулки по ночной Москве. Фанаты «Властелина Колец» копят на поездку в Новую Зеландию. А любители «Звездных войн» могут объехать хоть всю планету: разные фрагменты Саги снимались в Калифорнии, Норвегии, Австралии... Но для самого впечатляющего погружения в далекую-предалекую галактику надо лететь в Тунис фантастическую страну с белыми куполами и подземными жилищами, желтой песочной пудрой, сухими соляными озерами и золотистыми каньонами. Именно это средиземноморское государство стало живой декорацией планеты Татуин в «Новой надежде» и «Призрачной угрозе».

Татуин реален, он существует на карте нашей планеты. Это город на юге Туниса, который подарил свое имя самой известной планете во вселенной «Звездных войн». Кинематографический Татуин снимался в нескольких точках страны. Эти места существуют и по сей день, нетронутые, они сохраняют дух Саги.

Дома «земных» татуинцев почти не отличаются от построек, которые мы видели в фильмах.

Нефта

Киносага рождалась в жутких мучениях. Не ладилось почти все, начиная от сценария и заканчивая спецэффектами.

22 марта 1976 года съемочная группа приезжает в Тунис. Небольшой тунисский город Нефта, расположенный у границы с Алжиром, становится базой съемочной группы. Джорджу Лукасу настолько понравились совершенно инопланетные белые купола городка, что он заимствовал их внешний вид для создания татуинского антуража, в том числе фермы Ларсов.

Ферма Ларсов в фильме.

Белый купол жилища Ларсов до сих пор возвышается посреди тунисской пустыни. В сезон дождей и сам домик, и подступы к нему заливает водой.

Первый день планировалось провести на соляном озере Шотт эль Джерид. Здесь снимали общие, «пейзажные» планы Татуина. Но график Лукаса был сорван: на озере разразился первый за последние 50 лет дождь с грозой. Пришлось ждать, пока погода наладится.

Шотт эль Джерид — визитная карточка Татуина

А между тем на счету была каждая минута. Чартерный рейс возвращался за съемочной группой через две недели после прилета. Если Лукас не был готов улетать в этот срок, авиакомпания содрала бы с него по тысяче долларов за каждый час простоя.

Казалось, все было против «Звездных войн»: от поломок оборудования до ночного холода пустыни и постоянных песчаных бурь. Лукас устроил съемочной группе гонку на выживание: люди спали по четыре-пять часов в сутки, почти все носили защитные очки, линзы камеры постоянно приходилось чистить от песка и пыли.

Очки в тунисской пустыне были необходимостью.

Из основного актерского состава в Сахаре побывали только Марк Хэмилл и Алек Гиннесс. Но ни 24-летний исполнитель роли Люка Скайуокера, ни ветеран кинематографа, которому на съемках исполнилось 62 года, ни разу не пожаловались на безумный график и условия работы.

Муки создателя

В 1972 году Джордж Лукас начал писать сценарий, запутанный сюжет которого был понятен только ему. Для остальных это был какой-то космический бред: Лея Агайла, принцесса повстанцев, с семьей и последователями, подвергшись репрессиям со стороны новоявленного императора, искала новое пристанище. Два престарелых генерала, Люк Скайуокер и Анникин Старкиллер, последние оставшиеся в живых рыцари-джедаи, ведут изгнанников по опасному пути. По дороге они захватывают двух имперских чиновников, которые становятся комедийными персонажами фильма. По дороге к беглецам присоединяется группа подростков. Преследуемые имперскими силами, повстанцы прячутся в поле астероидов, из которого бегут на угнанном имперском корабле на планету, где их атакуют силы Империи. Принцесса попадает в плен. Генералы учат мальчишек пользоваться истребителями, и те устраивают бой в логове имперцев, по пути вызволяя принцессу из плена. После возвращения домой принцесса награждает всех участников спасательной операции и открывает друзьям свою божественную сущность. В конце фильма два чиновника уходят вдаль, понимая, что путешествовали с полубогами.

Лукас пошел с этим сценарием на Universal Pictures, которая занималась его «Американскими граффити», но кинобоссы отказалась снимать фильм. Отказ обошелся студии в 250 миллионов долларов потерянной прибыли. Через два дня Лукас получил положительный ответ от 20th Century Fox. На съемку выделили три с половиной миллиона долларов. Джордж согласился, зная, что превысит бюджет по меньшей мере в два раза, но студии ничего не сказал: боялся получить отказ и здесь.

Следующие два с половиной года превратились для Джорджа в кошмар. Он никак не мог дописать сценарий. Персонажи менялись местами, становились то старше, то моложе. Имперские чиновники стали простыми рабочими, а затем и роботами. Хан Соло изначально был зеленым инопланетянином с жабрами, а потом — негром. Роль помолодевшего Люка Скайуокера увеличивалась в объеме, роль принцессы Леи сокращалась. По одной версии сценария Лея оказалась дочерью Ларсов и двоюродной сестрой Люка, а по другой — его братом. Чем закончилось, известно нам всем. В декабре 1975 года сценарий был утвержден, и фильм получил зеленый свет.

Сиди Бухлель

Песчаные люди подстерегают Люка. В левом верхнем углу видно плато, на котором позже будут стоять Люк и Бен.

Большую часть виденного нами в Четвертом эпизоде Татуина снимали в «Каньоне «Звездных войн» — местечке под названием Сиди Бухлель. Гигантский песчаный краулер, в котором передвигались джавы, был припаркован у самого входа в каньон. Модель краулера снимали в Голливуде, а в Тунисе построили только его нижнюю часть, которую мы и видим в кадре.

У входа в каньон был построен гигантский песчаный краулер.

Это место сегодня.

Неприятности с техникой и погодой преследовали съемочную группу. В день, когда Лукас задумал снимать краулер, над Тунисом пролетел ураган, разворотивший декорацию. На ее восстановление были потрачены целые сутки. Еще день ушел на то, чтобы придать краулеру вид развороченной штурмовиками махины. Потом у Лукаса едва осталось время, чтобы разобрать декорацию и погрузить ее в самолет.

У этого камня R2-D2 попал в лапы джав.

Целый день потратили на то, чтобы снять, как R2-D2 проезжает метр или два.

Пройдя всего метров пятьдесят в глубь каньона, посетитель натыкается на весьма узнаваемый пейзаж: здесь снималась сцена нападения джав на R2-D2. Модель дроида была радиоуправляемой, однако предпочитала принимать местное радио, а не сигналы техника. Сидевший внутри Кенни Бейкер с трудом дотягивался до нескольких кнопок, почти ничего не видел и совершенно ничего не слышал. Когда Лукас говорил «снято», ассистенты стучали по корпусу R2-D2 молоточком. Вся работа Бейкера внутри дроида сводилась к вращению его головы, покачиванию из стороны в сторону и подпрыгиванию на месте. Устав бороться с радиоприемником, Лукас прицепил дроида на леску, но упрямая железяка не хотела катиться — она падала. Техники и до этого знали, что R2-D2 не может ездить по песку, а теперь выяснили, что его не устраивает и скалистая поверхность (при съемках «Возвращения джедая» оказалось, что он не умеет двигаться и по лесным тропинкам). Приходилось каждый раз строить для дроида гладкую дорожку из досок.

Еще несколько метров — и мы видим камень, под которым прятался R2-D2 в сцене нападения песчаных людей на Люка и C-3PO. Эти сцены тоже давались с трудом: пластиковый костюм C-3PO был еще «не обжит». Дэниелс каждый день зарабатывал новые синяки и царапины, а при каждом падении боялся, что острые края костюма порежут ему руку или ногу.

Для съемок сцены, в которой Люк и Бен поднимают покалеченного падением С-3Р0, левую руку Энтони Дэниелса завели за спину и привязали к телу, а на плечо надели бутафорскую «культю» с выдернутыми проводами. Конструкция оказалась жутко неудобной. При съемках этой сцены в камеру специально попала только верхняя часть дроида: ниже пояса актер был одет только в обычное трико. Немаленькая часть отснятого для фильма материала оказалась бракованной: в кадр попадали то микрофон, то технические работники. Поскольку ни денег, ни времени на пересъемку не было, на монтажный стол шли все возможные дубли и ракурсы. Недаром «Новая надежда» получила «Оскара» за монтаж.

Камень, под которым прятался R2-D2. За последние 30 лет он нисколько не изменился.

Вид из-под камня.

Дорога, по которой Кеноби появился в фильме, на самом деле ведет в тупик!

Над каньоном возвышается хорошо знакомый поклонникам Саги обрыв, с которого Люк и Бен смотрели на Анкорхед. Его очертания и сегодня хорошо узнаваемы.

Забраться бы наверх, полюбоваться на Анкорхед...

2
1 2
Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Bad 13
№ 1
20.11.2009, 13:36
Любопытная статья! Ведь я думал, что Лукас все декорации для съемок Татуина, воспроизводил в пустыне а оказалось нет ;-)
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться